На уроке учащиеся изучат правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-, научатся определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением, научатся применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буквы о-а в корнях -кос-, -кас-»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
1.
ФИО (полностью)
Рудова Светлана Васильевна
2.
Место работы
МБОУ Старохотмировская СОШ
3.
Должность
Учитель русского языка и литературы
4.
Предмет
Русский язык
5.
Класс
6 класс
6.
Тема и номер урока в теме
Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
Цели и задачи:
изучить правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;
определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.
Ход урока
Организационное начало
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо, под рукой!
Мотивирование к учебной деятельности
На доске записаны слова:
череда, чередовать,
очередь, очередность
Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.
- Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?
(У них общий корень. Слова однокоренные).
- А какое лексическое значение у данного корня?
(меняться местами; следовать друг за другом)
- Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?
(чередование)
Актуализация знаний
Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?
-Лаг- – -лож-
-Раст- – -рос- – -ращ-
Е и И в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;
-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)
Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:
4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.
Физминутка. Грамматическая зарядка
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.
Сл…жить вещи.
Первое сл…гаемое.
Зар…сли кустарника.
Предл…жить блины.
Р…стительный мир.
К…снуться чуда.
Выр…щенный цветок.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Березка подр…сла.
Не к…саются влаги.
Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.
Солнце к…снулось края степи.
Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
Приятно к…снуться ароматного блинчика.
Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
Мы к…снулись трудного вопроса.
Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.
Вы узнали авторов этих предложений?
“Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
“Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
“ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
“Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)
Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)
Работа с текстом (распечатки у каждого на парте)
Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.
Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.
Объяснение написания слов с -кос- и -кас-.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Индивидуальное задание
Ф.И. _____________________________________ класс _______________