Просмотр содержимого документа
«Буквы Е – О после шипящих в корне. Буквы И – Ы после Ц»
Конспект урока
Предмет
Русский язык
Дата урока
09.02
Учитель
Мирошниченко Е.А.
Класс
5 «Б»
Тема урока
Буквы Е – О после шипящих в корне. Буквы И – Ы после Ц
Основной вид учебной деятельности
Самостоятельная работа с текстом в учебнике
Ход урока
Написать в тетради число, классная работа, тему урока.
Прочитать внимательно п. 86. Стр. 37.
Лексическая сказка «Капризные шипящие»
В некотором царстве, в некотором государстве дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.
Шипящие согласные: Ж, Ш, Ч, Щ.
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.: ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.
Тсс… слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-шшипящ- щ-щие!
На уроке будут представлено правило: О правописании букв О и Ё после шипящих.
Ответьте на вопросы и написать слова в рабочей тетради. Выполнить задание.
Как называется:
А) место соединения сшитых кусков ткани?
Б) плод дуба?
В) очень тихий разговор?
Г) короткие брюки?
Д) ею делают прическу
Записать слова:
Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)
Какой звук слышится после шипящих? (Звук О.)
Что такое морфема? Какие бывают виды морфем?Поставьте ударение и посмотрите на какую морфему оно падает (на корень)
О/е после шипящих может быть в корне, суффиксе и окончании, но об этом мы поговорим на следующих уроках.
Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё.Можно ли ориентироваться на произношение?Чтобы узнать какую правильную букву писать, подберем проверочные слова:
Слова исключения и словарные слова со значением выписать в тетрадь по правилам. А также правило на стр. 37, выделенное красным цветом выписать и выучить.
Бетонированная дорога, сказочный персонаж с рожками, водитель машины, сладкая плитка,
профессиональный наездник на скачках.
«Назови ласково слово» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом), составь с ним словосочетание и запиши.
Шека-
Пчела-
Шерсть-
Черта-
Жердь-
Прочитать внимательно п. 87. Стр. 38.
Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
Станция улицы
Цирк синицын
цыплёнок
Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук.
Посмотрите. ( Цы и ци).
Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда—И . Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее. «Правописание ы—и после ц».
Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
( И.Козловский)
Что такое цимбалы? Цимбалы — струнныйударныймузыкальный инструмент. Корпус их имеет плоскую, трапециевидную форму с натянутыми струнами. Звук на цимбалах добывается деревянными палочками.
Назовите слова с ы и И после ц.
Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 39 нашего учебника. Прочитайте правило. Когда же после Ц пишется Ы, а когда –И?
Записать в тетради для правил правило примеры слов, представленные ниже
1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы.
2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын.
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып). Эти слова нужно запомнить.
А чтобы вы не забыли, вот ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал—
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
!Запомнить!
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц»- формула общеизвестная.
Алгоритм для определения написания гласной
Устно объяснить правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом.
3. Предупредительный распределительный смысловой диктант. ( Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.) Первый столбик и, второй ы
1) Детёныш курицы.
2) Знак для обозначения числа на письме.
3) Одноглазое мифологическое существо.
4) Инструмент для вычерчивания окружности.
5) Человек, наблюдающий за порядком на улице.
6) Встать на кончики пальцев.
7) Род перчаток с отделением только для большого пальца.
8) Систематизированное собрание каких-либо предметов.