Цель урока: учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами –о-ё-; систематизация и обобщение знаний о звуках и буквах, упражнение в чтении слогов и слов с освоенными буквами.
Задачи урока: развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения; вырабатывать механизм чтения прямого слога, предполагающего слитного «озвучивание» составляющих его букв; совершенствовать приёмы обучения чтению целых слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; воспринимать на слух и образно представлять текст и анализировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда, коллективизм, прививать доброе отношение к окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами –о-ё-; систематизация и обобщение знаний о звуках и буквах, упражнение в чтении слогов и слов с освоенными буквами.
Задачи урока: развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения; вырабатывать механизм чтения прямого слога, предполагающего слитного «озвучивание» составляющих его букв; совершенствовать приёмы обучения чтению целых слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; воспринимать на слух и образно представлять текст и анализировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда, коллективизм, прививать доброе отношение к окружающему миру.
Ход урока
Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять- урок пора нам начинать
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь
Глазки смотрят и всё……….. ( видят)
Ушки слушают и всё……..(слышат), а голова хорошо….( думает)
Всё это пригодиться нам , чтобы раскрыть еще одну тайну русского языка.
Актуализация знаний
- Вспомните, какие гласные буквы мы уже знаем?
- Чем отличается буква от звука?( предполагаемые ответы учеников)
- Вы назвали мне гласные, а у нас есть ещё и,,,( согласные)
- Сегодня на урок к нам пришел герой одной сказки. ( показ картинки) Как его зовут, кто знает? (Буратино)
- Давайте посчитаем сколько звуков в его имени, слогов .Как вы определили слоги?.Поставьте ударение в слове.
3. Проблема
Буратино принёс нам задание и если мы его выполним правильно, то он найдет золотой ключик и поможет своим друзьям. Он просит сделать нас звуковой анализ слов – нос. – нёс.
Учитель: работать будем в парах. Вы за партами составляете слово НЁС. а у доски ( ученик).Проверяем по схеме.
Проверяем схему слова НОС- подставляем буквы. Читаем какое получилось слово-НОС. Молодец! Проверяем слово НЁС- назовите первый звук, последний. Теперь гласный (ооооооо). Подставляем буквы, читаем , что получилось НОС, а нам надо НЁС. Что делать?( проблема)
Дети: - нужна другая буква.
Учитель: Какая, вы знаете? Значит , чем мы сегодня будем заниматься?
Тема нашего урока закрепление знаний о буквах О - Ё.
- Посмотрите , у нас в классе есть буква Ё ? ( дети находят и подставляют к слову НЁС)
- Ребята, смотрите всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо говорить ясно, чётко. А теперь подумаем, как узнать, когда для обозначения звука –о- нужна буква –о-, а когда буква –ё-?
Дети: после твёрдых согласных звук –о- обозначается буквой –о-, а после мягких согласных звук –О- обозначается буквой –Ё-
- Буква –О- сигнал , что согласный читать твёрдо, буква -Ё- сигнал , что согласный читать мягко.
5. Алгоритм. Схема на доске
Давайте попробуем заполнить схему звуков. Перед какими гласными, согласный звук читается твердо?( ученики диктуют а. о, у. ы. э- учитель записывает буквы в схему)
- Какие гласные делают согласную мягкой?-( и, я, е. ) Куда мы запишем букву Ё?
- Давайте наши знания закрепим чтение слогов и слов на экране.
- Перед чтением дыхательная гимнастика
« Задуем свечу»-4 раза
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово « пых» -8 раз
Чтение чистоговорки:
Та-та-та- та- осень это красота
Ду-ду-ду-ду- фрукты собирай в саду
Де-де-де-де—лужи с дождиком везде.
Чтение слов на экране
Физ- минутка- Ветер дует нам в лицо( движения руками к себе)
Закачалось деревцо( покачивание поднятыми руками)
Ветер всё тише- тише (постепенное приседание)
Деревцо всё выше- выше ( встать, подняться на носочки)
8. Работа по букварю.
-Найти новую букву в верхней розовой рамке –Ё-
- В левой стороне учебника схеме. Давайте проверим правильно ли мы заполнили схему? Сравните её с букварём. Эти схемы подсказывают нам, как читать согласную- твёрдо, мягко.
Придумайте имена детям, согласно схеме. (предполагаемые ответы учеников)
- На своём пути Буратино встретил Карабаса Барабаса и тот дал ему сложное задание:
-прочитать рассказ « Первоклассники»-читают хорошо читающие ученики, остальные следят за чтением своих товарищей.
- Оцените чтение своих одноклассников. ( показ смайликов)
Вопросы по рассказу:
- О ком говорится в тексте?
- В каком классе они учатся?
Самостоятельное чтение ( жужжащее чтение)
- Найдите в рассказе имя Алёша, Алена, Коля.
- Кто это? ( первоклассники)
- На какие две группы можно разделить детей?( мальчики- девочки)
- Подберите к схемам имена детей .Первая схема наверху слева. Кто готов?
- Картинки букваря . Кто изображён на первой картинке?
- Составьте предложение по этой картинке.
- Ребята, вы молодцы все задания выполнили, Буратино разгадал тайну золотого ключика и в этом помогли ему вы.
Итог урока:
- И так, чем мы занимались сегодня на уроке?
- Так зачем же нам нужны две гласные буквы –О-Ё- , если они обозначают один и тот же звук?