Урок русского языка в 5 классе
Буквы о и а в корне –гор- - -гар-.
Цели: закрепить правописание корней –гор- - -гар-, развивать умение отличать корни с чередующимися гласными от корней с проверяемой безударной гласной; пробуждать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Орг. момент
Загорелый, озаренье:
Что писать под удареньем,
Что писать без ударенья?
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья
Вызывает он сомненья.
-Ребята, с каким правилом познакомились на прошлом уроке? Сегодня мы продолжим работать по теме «Буквы о - а в корне -гор- - -гар»(слайд 1). Начнём урок со словарной работы.
2. Словарная работа
-Обратимся к словам из рамок в учебнике. Перепишите их, обозначая орфограммы, которые мы знаем (слайд 2). (устно называем орфограммы)
-Написание еще каких букв вызовет затруднение?
-Что объединяет эти слова? (грамматическое и лексическое значение - это имена существительные и синонимы)
- От слов какой части речи образованы эти существительные? (прилаг.), Запишите их и составьте с двумя из них словосочетания
3. Работа с учебником
- Прочитайте текст упражнения 142. Какое слово из рамок в нем встречается? Замените слово ВЕЖЛИВОСТЬ синонимами из рамок.. (при необходимости обратиться к словарю – слайд3). Не получается? Почему? (всё зависит от контекста)
- А теперь выполним это упражнение полностью, прочитайте задание. Что нам осталось сделать? (выписать слова с корнями –кос- - -кас-, -гор- - -гар-, -лаг- - лож-, затем остальные слова, в которых пропущены буквы) – на доске
- Итак, вы уже вспомнили, когда пишутся а и о в корнях –гар- - -гор-, обобщим (правило-слайд4)
4. Физминутка
- Встаем и поднимаем высоко руку с сигнальной карточкой (о или а), в зависимости от того, какую букву пишем в корне (сгореть, угар, догорать, выгореть, огарок, антипригарный, перегореть, загар)
5. Работа по картине
- Последним было слово загар. О чем вам оно напоминает? Сейчас мы вспомним о лете. Перед вами картина. (слайд 5)
- Какими словами с корнями -гор- -- гар – можно воспользоваться для описания этой картины. Составьте с ними словосочетания, запишите их, отмечая главные и зависимые слова.
- Обратите внимание, как приставка меняет лексическое значение слова, сейчас мы в этом убедимся еще раз. Посмотрите на другую картину.(слайд 6)
- Какой глагол: сгореть или пригореть - лучше использовать для описания рисунка? (пригореть)
_ Почему? (пирог сгорел не полностью, а частично. Поэтому глагол пригореть, который обозначает неполное действие, более уместен для этого описания)
- Так что случилось у пекаря? (Пригорел пирог)
- Какая это синтаксическая единица? (Предложение)(слайд 7)
- Вижу, что с правописанием корней –гор- - -гар- вы справляетесь. Но не ко всем словам с этим корням мы можем применить данное правило. Сейчас вы в этом убедитесь.
6. Выборочно-распределительная работа
- Запишите слова, распределяя в 2 столбика. (слайд 8)
(обгоревший, гора, загорать, горемыка, антипригарный, горевать, выгореть, гарь)
-По какому принципу это сделать? (корни с чередованием и корни с проверяемой гласной в корне) (самопроверка или взаимопроверка) (карта ресурса 9)
7. Итог урока
А). Сегодня на уроке мы закрепили правописание корня -гор- - - гар -. Повторили другие известные корни с чередованием. Научились классифицировать корни с чередующимися гласными и отличать их от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Б). Выставление оценок
8. Домашнее задание
1. Составить три именных и три глагольных словосочетания, используя слова с корнями -гор - - -гар –;
2. Составить словарный диктант, используя слова с чередующимися гласными в корне.
(на выбор) (слайд 10)