Тема урока-
Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных.
Цели: знать: правило написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
уметь: применять данное правило при написании прилагательных, образованных от существительных.
В Город Грамотеев
Станция «Теоретическая»
- Н - -НН-
- Кожа – кож ан ый 1) Телефон – телефон н ый
Серебро – серебр ян ый Старина – старин н ый
2) Лебедь – лебед ин ый 2) Государство – государств енн ый
Зверь – звер ин ый Станция - станци онн ый
Правило
-НН- в суффиксах прилагательных пишется:
- -НН- в суффиксах прилагательных пишется:
- -НН- в суффиксах прилагательных пишется:
- -НН- в суффиксах прилагательных пишется:
- -НН- в суффиксах прилагательных пишется:
1. На стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н- .
2. В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- и –ЕНН .
Исключения: свиной, ветреный, юный.
- Н- пишется в прилагательных:
1. С суффиксами –АН-, -ЯН-.
2. С суффиксом –ИН-
Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный.
Опорный конспект
-НН- -Н-
- Основа на –Н- + 1. Суффикс –ИН- .
суффикс –Н- .
Исключения: свиной, юный.
2. Суффиксы –ОНН- и –ЕНН-. 2. Суффиксы –АН-,ЯН-.
Исключение: ветреный, Исключения:
но безветренный. оловянный,
деревянный,
стеклянный.
Станция «Практическая»
Задания 1 уровня
Задания 2 уровня
Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.
а) утре..ий, мыши..ый, кури..ый;
б) кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый;
в) жестя..ой, це..ый, дли..ый.
Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-.
а) береста, чугун, глина, клюква;
Б) лимон, кость, кухня, телефон;
В) журавль, петух, дерево, серебро.
Станция «Практическая» Проверка.
Задания 2 уровня
а) берест ян ой, чугун н ый, глин ян ый, клюкв енн ый;
б) лимон н ый, кост ян ой, кух онн ый, телефон н ый;
в) журавл ин ый, петуш ин ый, дерев янн ый, серебр ян ый.
Задания 1 уровня
а) утр енн ий, мыш ин ый, кур ин ый;
б) кож ан ый, плам енн ый, олов янн ый;
в) жест ян ой, цен н ый, длин н ый .
Станция «Игровая»
«Четвёртый лишний»
Устно вставьте пропущенные буквы, найдите «четвёртое лишнее».
а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;
б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;
в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.
Станция «Игровая» Проверка.
«Четвёртый лишний»
а) тыкв енн ый;
б) ветре н ый;
в) со нн ый.
Станция «Тестовая»
Тест.
Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс –ЕНН.
а) песенный, безветренный, бритвенный;
б) болезненный, клюквенный, фирменный;
в) именной, производственный, тыквенный.
Станция «Тестовая» Проверка.
Тест.
б) болезн енн ый, клюкв енн ый, фирм енн ый.
Станция «Народная мудрость»
Осложнённое списывание.
Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых ска..ках, пословицах, поговорках.
Про отважных людей г..ворят, что у них орли..ые крыл..я. Дело пуст..ковое, а шумное. Это называют мыши..ой в..знёй.
Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа.
Подлинным их творцом является народ. В них ск..залась исти..ая народная мудрость.
1.Докажите, что это текст.
2. Определите его тему, основную мысль.
3. К какому типу речи относится данный текст? Докажите это.
4. Спишите текст, графически объяснив условия выбора вставленных орфограмм.
5. Объясните графически употребление запятых в 1, 2, 3 и 5 предложениях.
Станция «Народная мудрость»
Проверка.
Осложнённое списывание.
Звери н ые пова д ки отразились в стари нн ых ска з ках, пословицах, поговорках.
Про отважных людей г о ворят, что у них орли н ые крыл ь я. Дело пуст я ковое, а шумное. Это называют мыши н ой в о знёй.
Из таких определений можно составить дли нн ый список: осли н ое упрямство, голуби н ая кротость, кури н ый ум, гуси н ая кожа.
Подлинным их творцом является народ. В них ск а залась исти нн ая народная мудрость.
Город Грамотеев
Итоги урока
- С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
- Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных,
образованных от существительных.
- Над какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?
- Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий?
- Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?