Тема урока: Буква ь на конце и в середине числительных.
МБОУ Пычасская СОШ
Учитель Прозорова А.А.
Цель урока: знать и понимать орфограмму «Ь знак на конце и в середине числительных». Уметь применять правило, изученное на уроке.
Задачи урока: Формирование УУД
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе ( включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфемной структуры наречия, конструирования текста лингвистического рассуждения.
Тип урока: объяснение нового материала (адаптивная система обучения).
Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических и динамических группах.
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран;
Ход урока.
1.Мотивационно-целевой этап
Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте произнесем нашу речевку: Мы умные, мы дружные, мы отлично учимся, все у нас получится.
Урок наш необычен и тем, что, наряду с изучением нашей темы, мы коснемся очень важной для всего человечества проблемы. А какая это проблема, я надеюсь, вы скажете мне сами после просмотра небольшого видеоролика.
(Видеоролик)
-Какая это проблема? – Экологическая.
Итак. подтема нашего урока «Экология в цифрах»
Для начала вспомним, какой раздел русского языка мы изучаем. Какую часть речи? Что обозначает числительное? На какой вопрос отвечает, чем является в предложении? На какие разряды делятся числительные?
1.Актуализация знаний.
А. Проверим наши знания о числительных. Вспомним разряды по значению. От чего они зависят? Опираясь на схему Слайд 2, напишем выборочный диктант. Задание: выписать только числительные, распределяя их по разрядам.
Проверим друг друга в парах Слайд 5 и поставим себе оценку. Нет ошибок -5 ОЦЕНКА
1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, больше 4-х ошибок -2
Б. Какими бывают числительные по своему строению? (Простые, составные.) Запишем числительные из предложений словамиСлайд 3, выясним вид числительных по их строению и определим синтаксическую роль в предложении.
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 миллионов гектар плодородных земель
Пластиковая бутылка гниет 350 лет, алюминиевая – 500 лет.
- Напишите числительные словами.
Проблемная ситуация. (Проверка, выявление ошибок). Почему у вас возникли ошибки?
(Еще не изучали правила написания числительных)
2. Формулировка темы и задач. Целеполагание.
- Чему мы должны научиться сегодня? (Правильно писать ь знак на конце и в середине числительных)
- Как же мы этому научимся?
II. Исследовательский этап
1.Я вам предлагаю схемы, а вы сами попытайтесь сформулировать правило Слайд 4
5Ь – 20Ь, 30Ь
5Ь0 – 8Ь0
5Ь00 – 9Ь00
2. Видеоурок.
Повторение правила. Составление алгоритма.
1.5-20,30
1.50-80, 500-900
III. Первичное закрепление. – на карточке – проверка по Слайду 5
1. Объяснеие по алгоритму.
1.Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли.
2.Сосна может жить 600 лет, ель – 500, а средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
3.Одно дерево производит 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что 5 деревьев ежегодно обеспечивают кислородом 15 человек.
2.Прочитайтетекст. К какой части речи относятся выделенные слова? Напишите числительные словами.
Это интересно
Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!
Самое старое дерево также находится в Национальном парке в Калифорнии. Его название Вечный Бог, по оценкам ученых этому дереву 12 000 лет, хотя некоторые утверждают что ему всего 7 000 лет. Но эти сомнения не отберут у него звание самого старого дерева в мире.
Взаимопроверка сам. работ. Зажигание фонариков. ОЦЕНКА
IV. 1 группа – сам. работа. (Карточка)
Деятельность человека стала угрожать существованию млекопитающих, птиц. За последние 500 лет исчезло 36 видов млекопитающих и 96 видов птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по одному виду млекопитающих и птиц за 3года, то в наше время в среднем по одному виду каждые 8 месяцев. От гибели одного вида растения может погибнуть 35 связанных с ним видов животных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц. За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет. Резко сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей рождается практически здоровыми, 4% выпускников школ считаются здоровыми.
2 группа – вторичное объяснение. Работа с учителем.
Объяснение учителя.
- Сколько раз пишется ь знак в числительных в именительном падеже? (1 раз)
Есть правило: в числительных может быть только один ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят – во всех этих числительных ь стоит в середине, следовательно в конце его не может быть.
И наоборот, ь нет в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, потому что он есть в конце
Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и винительном падежах. А в других падежах может быть и два ь. Например, пятьюдесятью, шестьюдесятью.
А я применяю это правило так: на конце слова мягкий согласный – пишем ь на конце (девятнадцать); на конце слова твердый согласный – пишем ь в середине (пятьдесят).
Просмотр содержимого документа
«Буква ь на конце и в середине числительных»
Тема урока: Буква ь на конце и в середине числительных.
МБОУ Пычасская СОШ
Учитель Прозорова А.А.
Цель урока: знать и понимать орфограмму «Ь знак на конце и в середине числительных». Уметь применять правило, изученное на уроке.
Задачи урока: Формирование УУД
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе ( включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения , выявляемые в ходе исследования морфемной структуры наречия, конструирования текста лингвистического рассуждения.
Тип урока: объяснение нового материала (адаптивная система обучения).
Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических и динамических группах.
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран;
Ход урока.
1.Мотивационно-целевой этап
Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте произнесем нашу речевку: Мы умные, мы дружные, мы отлично учимся, все у нас получится.
Урок наш необычен и тем, что, наряду с изучением нашей темы, мы коснемся очень важной для всего человечества проблемы. А какая это проблема, я надеюсь, вы скажете мне сами после просмотра небольшого видеоролика.
(Видеоролик)
-Какая это проблема? – Экологическая.
Итак. подтема нашего урока «Экология в цифрах»
Для начала вспомним, какой раздел русского языка мы изучаем. Какую часть речи? Что обозначает числительное? На какой вопрос отвечает, чем является в предложении? На какие разряды делятся числительные?
1.Актуализация знаний.
А. Проверим наши знания о числительных. Вспомним разряды по значению. От чего они зависят? Опираясь на схему Слайд 2, напишем выборочный диктант. Задание: выписать только числительные, распределяя их по разрядам.
Проверим друг друга в парах Слайд 5и поставим себе оценку. Нет ошибок -5 ОЦЕНКА
1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, больше 4-х ошибок -2
Б. Какими бывают числительные по своему строению? (Простые, составные.) Запишем числительные из предложений словамиСлайд 3, выясним вид числительных по их строению и определим синтаксическую роль в предложении.
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 миллионов гектар плодородных земель
Пластиковая бутылка гниет 350 лет, алюминиевая – 500 лет.
- Напишите числительные словами.
Проблемная ситуация. (Проверка, выявление ошибок). Почему у вас возникли ошибки?
(Еще не изучали правила написания числительных)
2. Формулировка темы и задач. Целеполагание.
- Чему мы должны научиться сегодня? (Правильно писать ь знак на конце и в середине числительных)
- Как же мы этому научимся?
II. Исследовательский этап
1.Я вам предлагаю схемы, а вы сами попытайтесь сформулировать правило Слайд 4
5Ь – 20Ь, 30Ь
5Ь0 – 8Ь0
5Ь00 – 9Ь00
2. Видеоурок.
Повторение правила. Составление алгоритма.
1.5-20,30
1.50-80, 500-900
III. Первичное закрепление. – на карточке – проверка по Слайду 5
1. Объяснеие по алгоритму.
1.Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли.
2.Сосна может жить 600 лет, ель – 500, а средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
3.Одно дерево производит 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что 5 деревьев ежегодно обеспечивают кислородом 15 человек.
2.Прочитайтетекст. К какой части речи относятся выделенные слова? Напишите числительные словами.
Это интересно
Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!
Самое старое дерево также находится в Национальном парке в Калифорнии. Его название Вечный Бог, по оценкам ученых этому дереву 12 000 лет, хотя некоторые утверждают что ему всего 7 000 лет. Но эти сомнения не отберут у него звание самого старого дерева в мире.
Взаимопроверка сам. работ. Зажигание фонариков. ОЦЕНКА
IV. 1 группа – сам. работа. (Карточка)
Деятельность человека стала угрожать существованию млекопитающих, птиц. За последние 500 лет исчезло 36 видов млекопитающих и 96 видов птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по одному виду млекопитающих и птиц за 3года, то в наше время в среднем по одному виду каждые 8 месяцев. От гибели одного вида растения может погибнуть 35 связанных с ним видов животных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц. За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет. Резко сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей рождается практически здоровыми, 4% выпускников школ считаются здоровыми.
2 группа – вторичное объяснение. Работа с учителем.
Объяснение учителя.
- Сколько раз пишется ь знак в числительных в именительном падеже? (1 раз)
Есть правило: в числительных может быть только один ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят – во всех этих числительных ь стоит в середине, следовательно в конце его не может быть.
И наоборот, ь нет в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, потому что он есть в конце
Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и винительном падежах. А в других падежах может быть и два ь. Например, пятьюдесятью, шестьюдесятью.
А я применяю это правило так: на конце слова мягкий согласный – пишем ь на конце (девятнадцать); на конце слова твердый согласный – пишем ь в середине (пятьдесят).