kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буква ь на конце и в середине числительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Буква ь на конце и в середине числительных.

МБОУ Пычасская СОШ

Учитель Прозорова А.А.

Цель урока: знать и понимать орфограмму «Ь знак на конце и в середине числительных». Уметь применять правило, изученное на уроке.

Задачи урока: Формирование УУД

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе ( включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие  способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования морфемной  структуры наречия, конструирования текста лингвистического рассуждения.

Тип урока: объяснение нового материала (адаптивная система обучения).

Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических и динамических группах.

Необходимое техническое оборудование:

- компьютер;

- мультимедиапроектор;

- экран;

Ход урока.

1.Мотивационно-целевой этап

Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте произнесем нашу речевку: Мы умные, мы дружные, мы отлично учимся, все у нас получится.

  Урок наш необычен и тем, что, наряду с изучением нашей темы, мы коснемся очень важной для всего человечества проблемы. А какая это проблема, я надеюсь, вы скажете мне сами после просмотра небольшого видеоролика.

(Видеоролик)

-Какая это проблема? – Экологическая.

Итак. подтема нашего урока «Экология в цифрах»

  Для начала вспомним, какой раздел русского языка мы изучаем. Какую часть речи? Что обозначает числительное? На какой вопрос отвечает, чем является в предложении? На какие разряды делятся числительные?

 1.Актуализация знаний.

А. Проверим наши знания о числительных. Вспомним разряды по значению. От чего они зависят? Опираясь на схему Слайд 2, напишем выборочный диктант. Задание: выписать только числительные, распределяя их по разрядам.

Один, одинокий, одинаковый, первый, первостепенный, первенство.
Два, дважды, двойка, двойной, удвоить, второй, вторник, второстепенный.
Тройной, три, третий, тройка, утроить.
Четыре, четырехзначный, четверка, четверть, четвероногий, четвертый.
Пятый, пятиминутка, пятёрка, пять.

Проверим друг друга в парах Слайд 5 и поставим себе оценку.  Нет ошибок -5   ОЦЕНКА        

1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, больше 4-х ошибок -2

Б. Какими бывают числительные по своему строению? (Простые, составные.)  Запишем числительные из предложений словами Слайд 3 , выясним вид числительных по их строению и определим синтаксическую роль в предложении.

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
  • 75 % водоемов не пригодна для питья.
  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
  • Ежегодно пустыня поглощает 27 миллионов гектар плодородных земель
  • Пластиковая бутылка гниет 350 лет, алюминиевая – 500 лет.

- Напишите числительные словами.

Проблемная ситуация. (Проверка, выявление ошибок). Почему у вас возникли ошибки?

(Еще не изучали правила написания числительных)

2. Формулировка темы и задач. Целеполагание.

- Чему мы должны научиться сегодня? (Правильно писать ь знак на конце и в середине числительных)

- Как же мы этому научимся?

II. Исследовательский этап

1.Я вам предлагаю схемы, а вы сами попытайтесь сформулировать правило Слайд 4

5Ь – 20Ь, 30Ь

5Ь0 – 8Ь0

5Ь00 – 9Ь00  

2. Видеоурок.

Повторение правила. Составление алгоритма.

1.5-20,30

1.50-80, 500-900

III. Первичное закрепление. – на карточке – проверка по Слайду 5

1. Объяснеие по алгоритму.

1.Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли.

2.Сосна может жить 600 лет, ель – 500, а средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
 

3.Одно дерево производит 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что 5 деревьев ежегодно обеспечивают кислородом   15 человек.

2.Прочитайтетекст. К какой части речи относятся выделенные слова? Напишите числительные словами.

Это интересно

Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!

 Самое старое дерево также находится в Национальном парке в Калифорнии. Его название Вечный Бог, по оценкам ученых этому дереву 12 000 лет, хотя некоторые утверждают что ему всего 7 000 лет. Но эти сомнения не отберут у него звание самого старого дерева в мире.

Взаимопроверка сам. работ. Зажигание фонариков.                ОЦЕНКА

IV. 1 группа – сам. работа. (Карточка)

Деятельность человека стала угрожать существованию млекопитающих, птиц. За последние 500 лет исчезло 36 видов млекопитающих и 96 видов птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по одному виду млекопитающих и птиц за 3года, то в наше время в среднем по одному виду каждые 8 месяцев. От гибели одного вида растения может погибнуть 35 связанных с ним видов животных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц. За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет. Резко сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей рождается практически здоровыми, 4% выпускников школ считаются здоровыми.

2 группа – вторичное объяснение. Работа с учителем.

Объяснение учителя.

- Сколько раз пишется ь знак в числительных в именительном падеже? (1 раз)

Есть правило: в числительных может быть только один ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят – во всех этих числительных ь стоит в середине, следовательно в конце его не может быть.

 И наоборот, ь нет в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, потому что он есть в конце

 Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и винительном падежах. А в других падежах может быть и два ь. Например, пятьюдесятью, шестьюдесятью.

 А я применяю это правило так: на конце слова мягкий согласный – пишем ь на конце (девятнадцать); на конце слова твердый согласный – пишем ь в середине (пятьдесят).

Закрепление с учителем.

1. Распределить числительные 700, 80, 19, 40, 90, 200, 17, 11, 16, 900 по группам.

Ь в середине

Ь на конце

Ь нет

2. Самостоятельная работа  - упр. 353.

3. Работа учителя с1-й группой.

V.Проверка сам. работы 2 группы. Зажигание фонарей.

VI. Совместная работа в группе.

-А что  мы, ученики,  делаем или можем сделать для того, чтобы спасти  нашу планету

от катастрофы.

(Реализация групповых работ –презентаций)

VII. Рефлексия.

-Чему мы сегодня научились?

-Что было интересного сегодня на уроке?

8. Домашняя работа.

Сообщение об экологии нашего региона

или план проекта «Сбережем нашу планету»

9.Оценивание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буква ь на конце и в середине числительных»

Тема урока: Буква ь на конце и в середине числительных.

МБОУ Пычасская СОШ

Учитель Прозорова А.А.

Цель урока: знать и понимать орфограмму «Ь знак на конце и в середине числительных». Уметь применять правило, изученное на уроке.

Задачи урока: Формирование УУД

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе ( включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения , выявляемые в ходе исследования морфемной структуры наречия, конструирования текста лингвистического рассуждения.

Тип урока: объяснение нового материала (адаптивная система обучения).

Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических и динамических группах.

Необходимое техническое оборудование:

- компьютер;

- мультимедиапроектор;

- экран;

Ход урока.



1.Мотивационно-целевой этап

Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте произнесем нашу речевку: Мы умные, мы дружные, мы отлично учимся, все у нас получится.

Урок наш необычен и тем, что, наряду с изучением нашей темы, мы коснемся очень важной для всего человечества проблемы. А какая это проблема, я надеюсь, вы скажете мне сами после просмотра небольшого видеоролика.

(Видеоролик)

-Какая это проблема? – Экологическая.

Итак. подтема нашего урока «Экология в цифрах»

Для начала вспомним, какой раздел русского языка мы изучаем. Какую часть речи? Что обозначает числительное? На какой вопрос отвечает, чем является в предложении? На какие разряды делятся числительные?

1.Актуализация знаний.

А. Проверим наши знания о числительных. Вспомним разряды по значению. От чего они зависят? Опираясь на схему Слайд 2, напишем выборочный диктант. Задание: выписать только числительные, распределяя их по разрядам.

Один, одинокий, одинаковый, первый, первостепенный, первенство.
Два, дважды, двойка, двойной, удвоить, второй, вторник, второстепенный.
Тройной, три, третий, тройка, утроить.
Четыре, четырехзначный, четверка, четверть, четвероногий, четвертый.
Пятый, пятиминутка, пятёрка, пять.

Проверим друг друга в парах Слайд 5 и поставим себе оценку. Нет ошибок -5 ОЦЕНКА

1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, больше 4-х ошибок -2



Б. Какими бывают числительные по своему строению? (Простые, составные.)  Запишем числительные из предложений словами Слайд 3 , выясним вид числительных по их строению и определим синтаксическую роль в предложении.

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

  • 75 % водоемов не пригодна для питья.

  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

  • Ежегодно пустыня поглощает 27 миллионов гектар плодородных земель

  • Пластиковая бутылка гниет 350 лет, алюминиевая – 500 лет.

- Напишите числительные словами.

Проблемная ситуация. (Проверка, выявление ошибок). Почему у вас возникли ошибки?

(Еще не изучали правила написания числительных)

2. Формулировка темы и задач. Целеполагание.

- Чему мы должны научиться сегодня? (Правильно писать ь знак на конце и в середине числительных)

- Как же мы этому научимся?

II. Исследовательский этап

1.Я вам предлагаю схемы, а вы сами попытайтесь сформулировать правило Слайд 4

5Ь – 20Ь, 30Ь

5Ь0 – 8Ь0

5Ь00 – 9Ь00

2. Видеоурок.

Повторение правила. Составление алгоритма.

1.5-20,30

1.50-80, 500-900

III. Первичное закрепление. – на карточке – проверка по Слайду 5

1. Объяснеие по алгоритму.

1.Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли.

2.Сосна может жить 600 лет, ель – 500, а средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.


3.Одно дерево производит 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что 5 деревьев ежегодно обеспечивают кислородом 15 человек.

2.Прочитайтетекст. К какой части речи относятся выделенные слова? Напишите числительные словами.

Это интересно

Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!

Самое старое дерево также находится в Национальном парке в Калифорнии. Его название Вечный Бог, по оценкам ученых этому дереву 12 000 лет, хотя некоторые утверждают что ему всего 7 000 лет. Но эти сомнения не отберут у него звание самого старого дерева в мире.

Взаимопроверка сам. работ. Зажигание фонариков. ОЦЕНКА

IV. 1 группа – сам. работа. (Карточка)

Деятельность человека стала угрожать существованию млекопитающих, птиц. За последние 500 лет исчезло 36 видов млекопитающих и 96 видов птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по одному виду млекопитающих и птиц за 3года, то в наше время в среднем по одному виду каждые 8 месяцев. От гибели одного вида растения может погибнуть 35 связанных с ним видов животных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц. За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет. Резко сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей рождается практически здоровыми, 4% выпускников школ считаются здоровыми.



2 группа – вторичное объяснение. Работа с учителем.

Объяснение учителя.

- Сколько раз пишется ь знак в числительных в именительном падеже? (1 раз)

Есть правило: в числительных может быть только один ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят – во всех этих числительных ь стоит в середине, следовательно в конце его не может быть.

И наоборот, ь нет в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, потому что он есть в конце

Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и винительном падежах. А в других падежах может быть и два ь. Например, пятьюдесятью, шестьюдесятью.

А я применяю это правило так: на конце слова мягкий согласный – пишем ь на конце (девятнадцать); на конце слова твердый согласный – пишем ь в середине (пятьдесят).



Закрепление с учителем.

1. Распределить числительные 700, 80, 19, 40, 90, 200, 17, 11, 16, 900 по группам.

Ь в середине

Ь на конце

Ь нет

 

 

 



2. Самостоятельная работа - упр. 353.

3. Работа учителя с1-й группой.

V.Проверка сам. работы 2 группы. Зажигание фонарей.

VI. Совместная работа в группе.

-А что мы, ученики, делаем или можем сделать для того, чтобы спасти нашу планету

от катастрофы.

(Реализация групповых работ –презентаций)

VII. Рефлексия.

-Чему мы сегодня научились?

-Что было интересного сегодня на уроке?

8. Домашняя работа.

Сообщение об экологии нашего региона

или план проекта «Сбережем нашу планету»

9.Оценивание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Буква ь на конце и в середине числительных

Автор: Прозорова Антонида Алексеевна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок на тему: "Правописание Ь знака в числительных" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-na-tiemu-pravopisaniie-znaka-v-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "203118"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429428491"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Повторение имени числительного"
    ["seo_title"] => string(36) "povtorieniie_imieni_chislitiel_nogho"
    ["file_id"] => string(6) "420069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496375911"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Количественные числительные- Склонение числительных"
    ["seo_title"] => string(62) "kolichiestviennyie-chislitiel-nyie-sklonieniie-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "288513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454647619"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: "Правописание числительных" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "121514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413987433"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "билеты 6 класс русский язык"
    ["seo_title"] => string(29) "biliety-6-klass-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "313535"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459501281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства