Тема: Безударные личные окончания глаголов
Цель:
- формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму;
- повторить ранее изученный материал о глаголе;
- коррегировать правописные умения и навыки;
- углублять и расширять знания учащихся о глаголе.
Оборудование: учебник, таблицы, карточки, ручки, тетради, простые карандаши.
Тип урока: комбинированный
Организационный момент.
Повторение.
Что называется спряжением?
Глаголы какого времени спрягаются?
Объяснение нового материала.
-Оформление записи в тетрадях (дата, кл.работа, тема урока).
Задание детям:
сравните окончания глаголов I и II спряжения.
Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями.
Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.
I спряжение
-ешь,(-ёшь),
-ет,(-ёт),
-ем,(-ём),
-ете,(-ёте),
-ут,
-ют
II спряжение
-ишь,
-ит,
-им,
-ите,
-ат,
-ят
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение).
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.
(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме).
- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.
Вы друж…те.
Ты пиш…шь.
Они стро…т.
1)В какой части слова пропущена буква?(окончание)
2)Ударная гласная или нет?(безударная)
3)К какой части речи относятся данные слова?(глагол)
4)Как определить, какую букву писать? (поставить в н.ф.)
-Итак, для того, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов нужно рассуждать так:
1.Ставлю глагол в неопр. ф. (что делать? что сделать?)
2.Если глагол оканчивается на –ИТЬ, -
II спряжение (окончания -ишь, -ит, -им,
-ите, -ат, -ят ).
3.Все остальные глаголы I спряжения (окончания –ешь, -ет,-ем,-ете,-ут,-ют).
Работа над темой.
1.Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.
В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормить), а лень - (портить).
Ф и з м и н у т к а
2. Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям (инд.диф. подход)
Iспр. IIспр.
Сказать, шептать, ехать, плавать, слушать, свежеть, чернеть, болеть, колоть, бороться, мыть, гаснуть, тянуть, кашлять, сеять, любить, давить, грузить, сушить, клеить, строить.
Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.
Iспр. IIспр.
Свежеть, чернеть, болеть, колоть, бороться, мыть, гаснуть, тянуть, кашлять, сеять, любить, давить, грузить, сушить, клеить, строить.
Закрепление материала.
Работа под диктовку.
Cоюз охраны птиц России в восемнадцатый раз выбирает(Iспр.) птицу года. Символом является(Iспр.) орлан-белохвост. Выбранная птица оказывается(Iспр.) в центре общего внимания. Люди помогают(Iспр.) решать ее проблемы.
Работа по учебнику.
Стр.178.упр.248. (начать).
Домашнее задание.
Стр.178.упр.248. (закончить - инд.диф. подход)
Итог урока.
-Как проверить безударные личные окончания глаголов?
Оценивание.