kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безличные предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:    Безличные глаголы

 Цель: дать понятие о безличных глаголах,

            Научить их определять,

            Воспитание аккуратности, развитие орфографических навыков

                                                    Ход урока

Вводная часть:

I. Уточнение приобретенных знаний.

Какой раздел русского языка мы изучаем? (Мы изучаем морфологию.)
С какой частью речи работаем на протяжении нескольких уроков? (С глаголом.)
Назовите признак, отличающий глагол от других частей речи. (Процессуальный признак – признак, протекающий во времени.)

Основная часть:

Исследование языкового материала.

Сравним пары предложений. (Запись на доске.)

1. В зимнюю пору смеркается рано.
2. Мне не дремлется, не спится у ночного костра.

В каких предложениях действие глагола-сказуемого не указывает на действующее лицо? (В предложениях первого столбика.)
Сравним предложения по строению, т.е. найдем грамматическую основу. (Грамматическая основа предложений первого столбика состоит только из сказуемого.)
Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.)
Есть ли в этих предложениях действие? А производитель действия? (Действие обозначено, а производителя действия нет.)
Оказывается, есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, т.е. действие происходит само по себе. Что это за глаголы?
III. Определение темы урока.

Прочитаем текст учебника на с. 82


§ 24. ОСОБЕННОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ

I. Мы знаем, что глагол обозначает процессуальный признак, действие предмета.

В высказывании Пришел, увидел, победил нет подлежащего, которое указывало бы на производителя действия, но мы знаем, что кто-то эти действия совершил, даже если не знаем кто. (Эти слова, по свидетельству историков древности, принадлежат Юлию Цезарю.)
А может ли быть такое, что действие есть, а его производителя – самого предмета – нет? Что-то очень таинственно получается!
И все-таки такое быть может. Есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, никем не производимое, как бы происходящее само собой. В предложениях с такими глаголами не бывает и не может быть подлежащего, и такие предложения (вспомним!) называются безличными.
И сами такие глаголы называются безличными. Например: смеркается, нездоровится, тошнит.


Почему высказывание:  пришел, увидел, победил не является безличным?
В чем особенность безличных предложений?


IV. Закрепление.
Упр 214
Найдите и выпишите из текста упражнения глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица

Учащиеся выполняют задание.

Прочитайте глаголы, которые вы выписали в тетрадь. Возможно ли при них употребление подлежащего?
Эти глаголы называются безличными.
С какой формой глагола совпадает форма безличного глагола? (С формой 3-го лица ед. числа настоящего времени, среднего рода ед. числа прошедшего времени.)

Завершающая часть:

V. Самостоятельная работа (или запись на доске).

Задание 1 (или запись на доске). Замените двусоставные предложения безличными.

Приближался рассвет. – ? (Светает)

Наступает вечер. – ?  (вечереет)

В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. – ? (потрудились)

Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ?   (не хочется)  

Мой друг по вечерам не сидит дома. – ?   (гуляет)

От волнения мы долго не спали. – ?   (не спится)

Каким образом нам удалось преобразовать предложения? (Использовали в роли сказуемого безличные глаголы, которые обозначают действие без указания на действующее лицо.)

Задание 2 (работа в парах). Учащиеся из общего количества предложений должны выбрать безличные.

1. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца.

2. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой.

3. Прогремело вдали.

4. С каждым днем все сильнее чувствуется приближение весны.

5. В горле у Севастьянова перехватило.

6. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

7. Радостно видеть дружные всходы.

8. Наступает праздничный вечер.

9. В это время позвонили в дверь.

10. Долго мне не спалось.

11. Выхожу из комнаты, иду в ближнюю рощу.

12. Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух.

13. Солнце начинает спускаться.

14. Начинало уже заметно смеркаться.

15. В лесу легко дышится.

Что обозначают безличные глаголы дышится, сидится, спалось? (Эти глаголы обозначают состояние и переживания человека.)
Что обозначают безличные глаголы темнеет, моросит, рассвело? (Природные явления.)
VI. Творческая работа.

Выполните задание 221.
Опишите раннее летнее утро.

Что обозначают приводимые ниже безличные глаголы? Расположите их в соответствии с их значением в два столбика и придумайте с некоторыми из них небольшой рассказ.

Похолодало, подмораживает, лихорадило, живется, смеркается, не работается, не хочется, моросит, вечереет, кажется, взгрустнулось, светает, рассвело.

Пока кто-то из учеников читает получившиеся рассказы, остальные составляют рецензию, учитывая цельность, точность изложения, языковые средства.


VII. Итог.

В чем особенность безличных глаголов? (Обозначают действие без действующего лица.)
Задание-ловушка

Установите, есть ли безличные глаголы в следующем предложении.

Слово доброе не забудется: что в нем скажется, то и сбудется.

Домашнее задание:

Задание 222

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безличные предложения.»

Тема: Безличные глаголы

Цель: дать понятие о безличных глаголах,

Научить их определять,

Воспитание аккуратности, развитие орфографических навыков


Ход урока


Вводная часть:

I. Уточнение приобретенных знаний.

Какой раздел русского языка мы изучаем? (Мы изучаем морфологию.)
С какой частью речи работаем на протяжении нескольких уроков? (С глаголом.)
Назовите признак, отличающий глагол от других частей речи. (Процессуальный признак – признак, протекающий во времени.)

Основная часть:

Исследование языкового материала.

Сравним пары предложений. (Запись на доске.)

1. В зимнюю пору смеркается рано.
2. Мне не дремлется, не спится у ночного костра.

В каких предложениях действие глагола-сказуемого не указывает на действующее лицо? (В предложениях первого столбика.)
Сравним предложения по строению, т.е. найдем грамматическую основу. (Грамматическая основа предложений первого столбика состоит только из сказуемого.)
Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.)
Есть ли в этих предложениях действие? А производитель действия? (Действие обозначено, а производителя действия нет.)
Оказывается, есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, т.е. действие происходит само по себе. Что это за глаголы?
III. Определение темы урока.

Прочитаем текст учебника на с. 82


§ 24. ОСОБЕННОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ

I. Мы знаем, что глагол обозначает процессуальный признак, действие предмета.

В высказывании Пришел, увидел, победил нет подлежащего, которое указывало бы на производителя действия, но мы знаем, что кто-то эти действия совершил, даже если не знаем кто. (Эти слова, по свидетельству историков древности, принадлежат Юлию Цезарю.)
А может ли быть такое, что действие есть, а его производителя – самого предмета – нет? Что-то очень таинственно получается!
И все-таки такое быть может. Есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, никем не производимое, как бы происходящее само собой. В предложениях с такими глаголами не бывает и не может быть подлежащего, и такие предложения (вспомним!) называются безличными.
И сами такие глаголы называются безличными. Например: смеркается, нездоровится, тошнит.


Почему высказывание: пришел, увидел, победил не является безличным?
В чем особенность безличных предложений?


IV. Закрепление.
Упр 214
Найдите и выпишите из текста упражнения глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица

Учащиеся выполняют задание.

Прочитайте глаголы, которые вы выписали в тетрадь. Возможно ли при них употребление подлежащего?
Эти глаголы называются безличными.
С какой формой глагола совпадает форма безличного глагола? (С формой 3-го лица ед. числа настоящего времени, среднего рода ед. числа прошедшего времени.)


Завершающая часть:


V. Самостоятельная работа (или запись на доске).

Задание 1 (или запись на доске). Замените двусоставные предложения безличными.

Приближался рассвет. – ? (Светает)

Наступает вечер. – ? (вечереет)

В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. – ? (потрудились)

Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ? (не хочется)

Мой друг по вечерам не сидит дома. – ? (гуляет)

От волнения мы долго не спали. – ? (не спится)

Каким образом нам удалось преобразовать предложения? (Использовали в роли сказуемого безличные глаголы, которые обозначают действие без указания на действующее лицо.)

Задание 2 (работа в парах). Учащиеся из общего количества предложений должны выбрать безличные.

1. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца.

2. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой.

3. Прогремело вдали.

4. С каждым днем все сильнее чувствуется приближение весны.

5. В горле у Севастьянова перехватило.

6. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

7. Радостно видеть дружные всходы.

8. Наступает праздничный вечер.

9. В это время позвонили в дверь.

10. Долго мне не спалось.

11. Выхожу из комнаты, иду в ближнюю рощу.

12. Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух.

13. Солнце начинает спускаться.

14. Начинало уже заметно смеркаться.

15. В лесу легко дышится.

Что обозначают безличные глаголы дышится, сидится, спалось? (Эти глаголы обозначают состояние и переживания человека.)
Что обозначают безличные глаголы темнеет, моросит, рассвело? (Природные явления.)
VI. Творческая работа.

Выполните задание 221.
Опишите раннее летнее утро.

Что обозначают приводимые ниже безличные глаголы? Расположите их в соответствии с их значением в два столбика и придумайте с некоторыми из них небольшой рассказ.

Похолодало, подмораживает, лихорадило, живется, смеркается, не работается, не хочется, моросит, вечереет, кажется, взгрустнулось, светает, рассвело.

Пока кто-то из учеников читает получившиеся рассказы, остальные составляют рецензию, учитывая цельность, точность изложения, языковые средства.


VII. Итог.

В чем особенность безличных глаголов? (Обозначают действие без действующего лица.)
Задание-ловушка

Установите, есть ли безличные глаголы в следующем предложении.

Слово доброе не забудется: что в нем скажется, то и сбудется.

Домашнее задание:

Задание 222




 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Безличные предложения.

Автор: Салимова Венера Рифовна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта урока русского языка   "Безличные предложения" "
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-biezlichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "184054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425991969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Безличные предложения, 8 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "biezlichnyie_priedlozhieniia_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "355565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478345805"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "«Безличные предложения (продолжение)»"
    ["seo_title"] => string(37) "bezlichnye_predlozheniia_prodolzhenie"
    ["file_id"] => string(6) "555545"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597099654"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект  русского языка "Безличные предложения" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-russkogho-iazyka-biezlichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "175508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424274554"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок русского языка в 8 классе по теме "Безличные предложения""
    ["seo_title"] => string(63) "urokrusskoghoiazykav8klassiepotiemiebiezlichnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "332814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465187685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства