Тема урока: Безличные глаголы
Класс: 6
УМК: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.
Цели:
Обучающие:
Познакомить учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.
Обучать конструированию предложений с безличными глаголами.
Развивающие:
Формировать умение отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их значение и морфологические признаки, синтаксическую роль, выявлять особенность предложений с безличными глаголами.
Развивать умение оценивать результаты выполненных действий, извлекать, перерабатывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в план), обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
Развивать культуру речи учащихся, культуру ответа.
Развивать творческое воображение учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок- исследование.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.
Методы: эвристический, исследовательский.
Технологии: ИКТ, групповая технология, уровневая дифференциация, здоровьесберегающая.
Оборудование: мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной, индивидуальной, групповой работы.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Познавательные УУД
Систематизировать и преобразовывать информацию (задавать вопросы)
Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения.
Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, группировать, делать выводы.
Извлекать информацию из таблицы, преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, текст, план)
Владеть приемами отбора и систематизации материала
Коммуникативные УУД
Владеть навыками выразительного чтения, монологической и диалогической речи.
Свободно излагать свои мысли в устной форме.
Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Регулятивные УУД
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать проблему урока.
Искать пути решения проблемы.
Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Запишите в тетради сегодняшнее число, классную работу. Пропустите одну строчку для написания темы.
- Посмотрите на слайд, Саша прочитай выразительно стихотворение-загадку (слайд презентации).
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
- Так о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Учащиеся предполагают, что это глагол).
А раз у нас пропущена одна строчка, какова цель сегодняшнего урока? (изучение новой темы).
II. Актуализация знаний.
- Правильно , мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним основные признаки. Для этого 3 группы будут работать с карточками, которые лежат у них на партах. Расположите их и определите свою задачу.
- Поднимите руку, кто понял работу? Будьте внимательны, там есть лишние карточки.
На парте лежат карточки со словами: время, род, падеж, число, лицо, вид, возвратность, наклонение, падеж, склонение, переходность, спряжение, разряд по значению.
Задание: Выберите глагольные категории, укажите, какие из них постоянные, какие непостоянные, уберите лишние.
Во время того, как учащиеся выполняют работу в группах, остальные работают самостоятельно, письменно записывая у себя ответы в тетрадь.
Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? … (глагол)
Как называется начальная форма глагола? ... (инфинитив).
Какого вида бывают глаголы? … (несовершенного и совершенного)
Как называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога? … (переходные).
Какие три наклонения есть в русском языке? … (условное, повелительное, изъявительное).
Как называются глаголы (дать, бежать, есть, хотеть)?.. (разноспрягаемые)
Проверка групповой работы. Самооценка в группах.
Взаимопроверка (слайд презентации)
Глагол
Инфинитив
Совершенного и несовершенного вида
Переходные
Изъявительное, условное, повелительное
Разноспрягаемые
Оцени соседа по парте: (слайд презентации)
Если правильных ответов
6 – «5»
5- 4 - «4»
3 - «3»
2 и менее – «2»
Учащиеся с помощью учителя оценивают деятельность.
- Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются - пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать.
Итак, выполняем первое задание. (Слайд презентации)
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (тема урока, цели урока).
Стадия осмысления. Введение нового материала.
Распределите предложения в две группы. Распределите по наличию главных членов предложения (слайд презентации).
1. Выпал снег. 2. Подморозило. 3. Мне не спится. 4. Нездоровится. 5. В зимнюю пору смеркается рано. 6. Мой друг тоже не спит. 7. Мы выходим из дома. 8. Нам легко дышится. 9. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. 10. Стоит тишина.
- На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте. (В ходе обсуждения выделяются две группы: с обоими главными членами предложения, с одним главным членом).
- Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. Нездоровится. В зимнюю пору смеркается рано. Нам легко дышится.
-Что общего, кроме того, что это односоставные предложения? (Главный член предложения один - это сказуемое).
- А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях? (Его нет и не нужно).
- Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них... (Безличные глаголы).
- Правильно, это безличные глаголы. Итак, как будет называться тема сегодняшнего урока? Записываем тему урока (слайд презентации).
-Ребята, что мы должны узнать, чему мы должны научиться на уроке? (Формулировка учащимися целей и задач урока) (слайд презентации).
- А где нам это пригодится в жизни? (при написании сочинений, при общении, при подготовке к экзаменам).
Запись в тетрадях темы урока.
- Как вы думаете, почему им дали такое имя?
- Что означает приставка без -? (Отсутствие чего-либо, в данном случае - отсутствие лица)
- А в каком учебнике я могу узнать лексическое значение нашего слова? (в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова) (2 ученика работают со словарем).
- Давайте сравним значение слова «безличный» в учебнике? (Чтение определения в учебнике). Самостоятельная работа учащихся с учебником. Какое из определений нам больше подходит? (из учебника).
-Давайте решим первую задачу: определим значения безличных глаголов. Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Вечер» (слайд презентации).
Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу. (А.Фет)
- Какова основная тема А. Фета в своих стихотворениях? (тема природы)
- Какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы).
- Сделайте выводы о том, каково значение представленных на слайде безличных глаголов? (Они обозначают явления природы).
Сегодня мне нездоровится. Знобит и лихорадит. Я встал с постели и почувствовал, что в ушах звенит и рябит в глазах. Приехал врач, осмотрел меня, выписал лекарства. На следующее утро уже не знобило, не лихорадило, в ушах не звенело и в глазах не рябило. На душе посветлело.
- Что же обозначают безличные глаголы во 2 тексте? (Состояние человека).
- Сделаем вывод, что глагол безличный имеет свои значения:
• Явления природы;
• Физическое и душевное состояние человека (слайд презентации).
- Решим вторую задачу: определим формы безличных глаголов. Эту работу вы выполните в группах, на карточках, которые я вам раздам, на эту работу дается 3 минуты.
- Чем вы будете пользоваться при заполнении таблицы? (учебником).
Учитель проверяют одного человека из группы, остальные сверяются.
- А мы приступаем к следующему этапу в осмыслении новой темы (слайд презентации). Обучающимся предлагаются предложения: (слайд презентации).
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет. Ребёнок не спит. Ему не спится.
Задания:
сравните предложения (найдите главные члены предложения);
установите значение представленных в слайде глаголов.
ответьте на вопрос: какие глаголы представлены в обеих группах? Какой вывод можно из этого сделать?
Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.
IV. Физкульминутка
V. Закрепление изученного материала (слайд презентации)
- Для того чтобы закрепить материал, выполним упражнение.
Спишите, раскрывая скобки, найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их.
Светает. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дышится вольней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи.
- Чему мы учились, выполняя данное упражнение?
- Какие орфограммы вспоминали?
Ученик оценивает свою работу.
Сейчас предлагаю вам поработать в группах. (Объединитесь в группы) Группы получают разноуровневые задания:
Задание: Выпишите в 2 колонки, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы:
а) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды;
б) физическое или психическое состояние живого существа;
1) вечерело 2) нездоровится 3) думается 4) спится 5) пахло
6) морозит 7) рассветает 8) работается 9) холодает 10) знобит.
Задание: Выписать из общего количества предложений безличные предложения.
1. Прогремело вдали.
2. Шумит в ушах.
З.Лес задумчиво шумит.
4. Наступает праздничный вечер.
5. Весной не сидится дома.
6. Долго мне не спалось.
7. Где-то далеко прогремело эхо.
8. В поле пахнет мёдом.
9. Солнце начинает спускаться, край неба темнеет.
10. Начинало уже заметно смеркаться.
11. В лесу легко дышится.
12. Весь день то моросило, то прояснивало.
Задание: Замените двусоставные предложения безличными.
• Приближался рассвет - ?
• Наступает вечер - ?
• В этот ясный, солнечный день все хорошо работали - ?
• Мы долго не хотели уходить из зимнего леса - ?
• Мой друг по вечерам не сидит дома - ?
• От волнения мы долго не спал - ?
Каким образом нам удалось преобразовать предложения? (Использовали в роли сказуемого безличные глаголы, которые обозначают действие без указания на действующее лицо).
Проверка по слайдам каждого вида работы, учащиеся оценивают свою работу в группе.
VI. Рефлексия.
И в качестве итоговой проверочной работы выполним тест.
1. Что обозначают безличные глаголы?
a) Действия, происходящее без действующего лица;
b) Действия, которые не выполняются;
c) Действия, которые не происходят.
2. Найдите верное утверждение:
a) Безличные глаголы стоят в форме 3 лица;
b) Безличные глаголы не употребляются в устной речи;
c) В безличных предложениях нет подлежащего.
3. Назовите безличный глагол:
a) Написал;
b) Смеркается;
c) Приду.
4. Выберите верное утверждение:
a) В предложениях с безличными глаголами всегда есть подлежащее;
b) Безличные глаголы употребляются только в сложных предложениях;
c) Личные глаголы могут употребляться в значении безличных.
5. Выберите предложение с безличным глаголом:
a) В саду темнеет;
b) Паста темнеет;
c) Погода потемнела.
Самопроверка (слайд презентации)
1-a; 2-c; 3-b; 4-c; 5-a.
0 ош. – «5»; 1 ош. – «4»; 2 ош. – «3»; 3 ош. – «2».
-Какие цели мы ставили в начале урока? Задачи выполнили?
- Какие глаголы называются безличными?
- Какие признаки этих глаголов вы запомнили?
- Кому на уроке было легко работать?
- Кто поставит себе за урок «5»?, «4»?, «3»?
VII. Записывание домашнего задания (дифференцированное)
§ 95 (правила выучить), стр. 131, упр. 569 или стр. 133, упр. 574 (составить текст из 5-6 предложений на одну из тем с безличными глаголами).