Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет)
Вдруг мне почудилось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев)
Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая «пятиминутка»
Запишите под диктовку слова:
лаборатория диалог патриот
аттестат дискуссия патриотизм
аудитория достопримечательность сверстник
декларация доблестный эскадрилья
делегат конгресс режиссер
• Проверьте самостоятельно свою запись по орфографическому словарю (по одному словарю лежит на парте). Запишите ещё раз слова, в которых вы сделали ошибку.
• Прочитайте предложения, записанные на доске. Спишите их. Определите, чем выражен главный член каждого предложения. Сравниваются грамматические основы всех предложений, делается вывод по поводу односоставных предложений, в которых грамматическая основа выражена глаголом в форме среднего рода, прошедшего времени, при котором нет лица, производящего действие. Учитель сообщает: такие глаголы называются безличными.
4. Работа с учебником
• Чтение материала параграфа
§ 23.
• Упр. 221 (по заданию)
(проверка по цепочке всем классом).
• Упр. 223 (сначала устное проговаривание, затем письменная запись вариантов предложений).
Н а п р и м е р: Моросило весь день. Похолодало. Закачало деревья, зашумело во дворе. Не спится под завывание ветра в трубах.
• Запишите под диктовку только безличные предложении (другие типы односоставных предложений не записывайте).
Не расти траве после осени.
С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо.
Соловья баснями не кормят.
Ложкой моря не вычерпаешь.
Души от ветра времени не прячь.
Мне в душу повеяло ветром и волей.
Пахло сеном, созревающим хлебом, мёдом, полынью.
Когда цветут сады, мне по ночам не спится.
(Проверка с объяснением, какой частью речи выражен главный член предложения.)