kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безударные гласные

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформулировать представление о правильном написании проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корнях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безударные гласные»

"Правописание безударных гласных в корнях "

Цели: сформировать представление о правильном написании проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корнях; сформировать способность к написанию гласных в корне слова; закрепить ЗУН по теме «Словообразование»; развивать орфографическую зоркость, связную речь; развивать мыслительные операции, необходимые для подготовки к ЕГЭ с целью выполнения заданий А14, В1; воспитывать интерес к предмету, культуру речевого поведения.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, презентация.

2. Карточки и перфокарты для самостоятельной работы (по вариантам).

3. Карта самоанализа (у каждого учащегося).

4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.

Ход урока

I. Мотивация

– Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология и орфография)

– Какой раздел предшествовал данному разделу? (Морфемика и словообразование)

– Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Безударные гласные в корне слова)

– Как считаете, достаточно полны наши знания? Для чего нам нужно углублять их?

(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ЕГЭ)

II. Актуализация знаний

  1. .Словарный диктант.

Прикоснешься к растению, загорелые пловцы, скрепя сердце, блестело на солнце, утопический план, обвивать косы, умалять значение, развивающаяся отрасль, замереть от восторга, выровненная площадка, уклониться от ответа, возлагать надежды, привилегированное положение, выгоревшая растительность, застилает туманом, отпереть сундук, горючие материалы, соединительная гласная, растущая неприязнь,

(посмотрите внимательно на слова,и подумайте название темы сегодняшнего урока).

3.Тест



III. Постановка проблемы

(На слайде – 4 ряда слов с орфограммами в корне) (слайд №6)

- Чем интересны данные слова? Какая закономерность прослеживается?

1) зап...вать лекарство, прим...рять спорщиков, разм...гчить

2) б...дон, к...чан, в...нтиляция

3) зам...рать, сл...жение, пл...вучий

4) аб...немент, нагр...вание, настр...ение

- Какие вопросы-задания могут быть сформулированы к данным рядам слов?

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?(1)

2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?(3)

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, не проверяемая ударением?(2)

-  В чем причина затруднения при написании гласных в этих корнях?

IV. Решение проблемы

- Какая опорная схема может нам помочь? (слайд №7)

Безударные гласные в корне

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

… - …

?

?

?

?

– Можно ли найти общий принцип написания букв в корнях? (вывод делают уч-ся)

Ответьте на вопросы по теме «Чередующиеся гласные в корне»: (слайд №8)

  • На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне?

  • Перечислите корни, зависящие от суффикса А

  • В чём происходит зависимость от суффикса А?

  • Перечислите исключения из этого правила

  • Перечислите корни, зависящие от согласного звука

  • Как происходит зависимость?

  • Перечислите исключения из этого правила

  • Перечислите корни, зависящие от ударения

  • Расскажите правило

  • Перечислите исключения из этого правила

  • Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями

  • Назовите исключение из этого правила

(слайд №9)

Чередующиеся гласные в корне слова

Корни, зависящие от суффикса А

Корни, зависящие от согласного

Корни, зависящие от ударения

Корни, зависящие от смысла

Бир-бер

Пир-пер

Дир-дер

Тир-тер

Мир-мер

Блист-блест

Стил-стил

Чит-чет

Им

Ин

Кас-кос

Лаг-лож

ИСКЛ! Сочетание, сочетать

Раст-ращ-рос

Скак-скоч

ИСКЛ! Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль;

скачок, скачу

Гор, клон, твор

НО

Зар, плав

ИСКЛ! Выгарки, пригарь, зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, утварь

Мак – макать, опускать в жидкость,

МОК – мокрый, пропитанный жидкостью,

РАВН – равный одинаковый

РОВН – ровный, гладкий

ИСКЛ! равнина

V. Самоконтроль с взаимопроверкой

– Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание, а затем проверить себя. (слайд №10)

Задание (по вариантам): Тест «Безударные гласные в корне» (ЕГЭ, А14) (см. Приложение 2)

– Проведем взаимопроверку. (на слайде – ответы) (слайд №11)

– Кто допустил ошибки? Над чем надо поработать?

– Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте в лист самоанализа + или -.

– У кого нет ошибок?

VI. Закрепление знаний

1) Графический диктант (слайды №12-13)

Перед проведением графического диктанта учитель проводит инструктаж по заполнению специальных карточек, в которые школьники будут вписывать только гласные буквы: а/о, е/и.

Сгоревший дом, замирать от счастья, опираться на шест, маленький росточек, поравняться с прохожим, постелить скатерть, непромокаемый плащ, написать изложение, слегка прикасаться, поклониться до земли, опершись на седло, сравнять счёт, зарницы, равнина, заросли травы, раствориться, скакалка, плавучий, придираться, блистающий, благотворительный, заниматься в секции, отрасль производства, полагаться на удачу, обмакнуть в чай.

- Выполним самопроверку. (слайд №14)

Отметим получившийся результат в листе самоанализа.

2) Работа с учебником

–А сейчас выполним упражнение, пользуясь необходимым способом действия. (слайд №15)

(с.70, Упражнение 105). (1 вар.- нечетные, 2 вар.- четные).

VII. Рефлексия учебной деятельности

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение.

Подведение итогов по «Карте самоанализа».

VIII. Домашнее задание: (слайд №16)

$ 19-20, Упр.93 (составить кроссворд из 15 слов)- на отдельном листе А4;

Упр.106-107 (подготовиться к выборочному словарному диктанту).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Безударные гласные

Автор: Чехонадских Юлия Сергеевна

Дата: 25.06.2020

Номер свидетельства: 554104

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "«Безударные гласные в корне слова». Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(52) "biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie-slova-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "246742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446452501"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок "Правописание безударной гласной""
    ["seo_title"] => string(39) "urok_pravopisaniie_biezudarnoi_ghlasnoi"
    ["file_id"] => string(6) "438951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510744250"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Ударные и безударные гласные звуки" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "202127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429183864"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Как проверить безударные гласные "
    ["seo_title"] => string(36) "kak-provierit-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "118028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413013925"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока руссого языка "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414330686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства