kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безударная гласная в корне слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторение в основе поисковый метод. Задания, предлагаемые для выполненя, решаются с использованием справочного материала, памяток 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безударная гласная в корне слова.»

Предмет: Русский язык.5кл.

Тема: Безударная гласная в корне слова.


Тип урок: повторительно-обобщающий.


Цели:- проверить сформированность понятия «Безударная гласная»

- развитие речи (расширение словарного запаса);

- памяти;

- логического мышления;

- внимания;

Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и

коллективно.

Воспитывать уважение к родному языку.


ФОПД: - фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы: поисковый.


Структура урока:

1.Органзационный момент.

2.Обобщение и закрепление изученного материала.

3.Рефлексия.

4.Физминутка

5.Котроль усвоения знаний.

6.Домашне задание.

7.Итог урока.


Оборудование: - компьютер; мультимедийный проектор ;

- карточки-памятки;

- кроссворд;

- учебник Русский язык .Практика. 5класс. Под редакцией

д.п.н. Купаловой

Литература: учебник Русский язык. Практика.5класс.

О.Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника»

Издательство « Литература» Санкт-Петербург. 2005.

« Русский язык» / Издательство « 1сентября» № 37 2004.

« Весёлые уроки» / 2004.

Тувим Ю.Г. « Овощной базар».

Орфографический словарь. Ушаков Д.И., Крючков С.Е.

Просвещение.


Основные этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Стадия вызова. Фронтальная работа.

3.Формулировка цели.

4.Инструктаж по организации работы в парах.

5.Рефлексия.

6.Физминутка.




Ход урока.


1.Орг. момент.


2.Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило» .


Слайд № 1.

Л.са в д . ли в. днее

С. ней н.беса,

Заметней и ч.рнее

На пашне п.л.са.

А.Блок.

-Прочитайте отрывок из стихотворения.

-Какая орфограмма пропущена?

-Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

-Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.


3.Сообщение темы урока.


Слайд № 2.


Безударная гласная в корне слова.


Ученик читает стихотворение «Безударный гласный»


Безударный - гласный слабый.

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Что за буквы написать.

Сильный звук - ударный гласный

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь опасность уходи,

Прочь тревоги и сомнения

Ставим звук под ударение!

Звук под ударением слышим

И смело его пишем.


4. Изложение материала.


-Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (корень; ударение)

-списать текст с доски, вставить пропущенные буквы, обозначив корень и ударение.

- Какие виды безударных гласных вы знаете?


Проверяемая Непроверяемая



-Как выйти на главное правило проверки безударной гласной нам помогут вопросы.


Слайд № 3.


1.Какие позиции есть у звуков?

2.Что мы записываем с помощью букв?

3.Когда гласная буква занимает сильную позицию?



Вот и вышли на главное правило


Слайд № 4.

Чтобы гласная фонема

оказалась в сильной позиции,

необходимо её поставить

под ударение.

Гласные звуки полны коварства. Среди них есть такие, которые проверяются ударением, есть и такие, которые необходимо запомнить и тут нас выручает словарь.


Оформление тетради.


а) упр.425 стр.144.


Самостоятельная работа - « работа в парах».


Слайд № 5

( используют памятки - алгоритм , раздается каждому. см. Приложение).


б) «Исследователи»

1вариант упр.429


Сделайте вывод: какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного?


2 вариант упр.430


Сделайте вывод : какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного?

Учащиеся после выполнения работы делают выводы, свои ответы сверяют с образцом ответа. ( раздается каждому).

После чего обмениваются результатами своих « исследований» « в парах».

Затем делается общий вывод по этим упражнениям.


5. Физминутка.



«Найди лишнее слово»:


Слайд № 6


Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!…

А откуда пришли к нам эти названия, нам расскажут ребята ( заранее подготовленные)

(см. Приложение).


Слайд № 7 с записями слов:


картофель, капуста, огурец, помидор, редис, редька, чеснок.


- Почему именно об этих овощах мы с вами поговорили?

( в этих словах есть безударная гласная)

-Но среди них есть лишнее слово ( ученики называют слово « Редька»)

( в этом слове нет безударной гласной)

-Сделаем транскрипцию этого слова.

6.Развитие речи.


-Придумайте и запишите по 5 слов на тему «Зима»

-Устно составьте с одним предложением.

( при проверке слов, предложений выбираем лучшее и делаем синтаксический разбор

(см. памятку).

А какое событие ожидает вас зимнею порою? ( каникулы).


Слайд № 8


КАНИКУЛЫ - самое любимое слово всех школьников. Но когда-то это латинское слово к школе не имело никакого отношения. В Древнем Риме « каникулой» называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В переводе слово буквально означает « собачка», « щенок». В период наиболее жарких дней в году ( в июле – августе) солнце проходило через это созвездие, тогда и делали перерыв в занятиях и работе.

Это время так и стали называть- « каникулы».


Кроссворд .


(слово «каникулы»вписывается по вертикали ,по горизонтали количество клеток в каждой строчке определяется самим учителем)

-впишите в данный кроссворд любые слова с безударной гласной, где ключевым словом является слово «Каникулы».

Можно пользоваться орфографическим словарем .


«Аукцион синонимов».


В зимнюю стужу не помешает согреться в теплом жилище. Вспомните известные вам названия жилищ.


Слайд № 9

с вариантами ответов.


Выпишите только те, где есть безударная гласная.


7.Домашнее задание .


Слайд № 10


  1. «3»-зашифровать выбранные Вами слова, например : птичий домик-«гнездо», очень сильный человек – «силач».

  2. «4»-зашифровать и с тремя словами составить предложения .

  3. «5»-написать мини – сочинение на одну из тем : «Зима», «Каникулы».


8. Итог урока:


- Как Вы будете действовать, чтобы правильно обозначить на письме безударную гласную в корне слова?

  • Какой шаг будет первым? (можно пользоваться памяткой)


Слайд № 11


В заключении читаю стихотворение:




Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударение ,

Чтоб развеять все сомнения.














ПРИЛОЖЕНИЕ.


Памятки – алгоритмы.


1.Прочитайте слово.

Поставьте ударение.

Выделите корень.

Подчеркните безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова.

( сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов ).

Напиши слово , вставь букву.

Обозначь орфограмму.


2.


Что надо проверять?

Надо проверять безударную гласную .

Где надо проверять?

Проверять надо в корне, так как написание безударной гласной в других частях слова не подчинено правилу.

Как надо проверять?

Чтобы проверить безударную гласную в корне , надо подобрать родственные слова или изменить форму слова.

Чем надо проверять?

Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует правилу.



Возникновение слов.


Картофель. Клубни картофеля похожи на гриб – трюфель. Как и трюфели, они растут под землей. Вот картофель в Италии, куда его привезли из Америки, и назвали грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы изменили в картофель. Отсюда и наше слово картофель , картошка.

Капуста. Это слово латинское по происхождению и означает « кочан, головка капусты».

Огурец. Название это восходить к греческому слову агурос и означает « неспелый, несозревший». Действительно, дыни, арбузы чем спелее, тем вкуснее, а огурцы, наоборот, ценятся, пока они не созрели совсем, не пожелтели. Их едят незрелыми отсюда и название.

Помидор. Слово происходит от итальянского помидоро, что означает « золотое яблоко».Томатом же это растение назвали перуанские индейцы.

Редис .Редька. Съедобной частью этих растений является корень. Объединяют эти растения и очень похожие по произношению названия. А все потому , что они восходят к единому латинскому слову , которое в переводе означает слово корень.

Чеснок. Слово чеснок происходит от слова чесати. Первоначальное значение – « расщепленный на дольки ( лук)».



« АУКЦИОН СИНОНИМОВ».



Изба , терем, хоромы, дворец, хата, хижина, хибара, пещера, нора, дача, вилла, юрта, сакля, иглу, дом, особняк, чум, вигвам, флигель.







ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА.



  1. ВАРИАНТ –1.


Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного, можно изменить число существительного, образовать существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи.




2.ВАРИАНТ – 2.


Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного , можно изменить прилагательное ( образовав полную или краткую форму ), образовать прилагательное с уменьшительно – ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи.



План характеристики предложения.



1.Поцели высказывания.

2.По эмоциональной окраске.

3.По числу грамматических основ.

4. По наличию второстепенных членов предложения.

5.Предложение осложнено.









7


Хвостанцева Ирина Александровна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Безударная гласная в корне слова.

Автор: Хвостанцева Ирина Александровна

Дата: 19.11.2018

Номер свидетельства: 486423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Способы проверки безударных гласных  корне слова"
    ["seo_title"] => string(48) "sposobyprovierkibiezudarnykhghlasnykhkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "306668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458160735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Способы проверки безударных гласных  корне слова"
    ["seo_title"] => string(49) "sposobyprovierkibiezudarnykhghlasnykhkornieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "306669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458160747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока "Безударные гласные в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "145613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418964805"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока руссого языка "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414330686"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства