2.Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило» .
Слайд № 1.
Л.са в д . ли в. днее
С. ней н.беса,
Заметней и ч.рнее
На пашне п.л.са.
А.Блок.
-Прочитайте отрывок из стихотворения.
-Какая орфограмма пропущена?
-Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?
-Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.
3.Сообщение темы урока.
Слайд № 2.
Безударная гласная в корне слова.
Ученик читает стихотворение «Безударный гласный»
Безударный - гласный слабый.
Плохо слышный и усталый,
Он не может нам сказать,
Что за буквы написать.
Сильный звук - ударный гласный
В каждом слове лишь один.
Слышен громко, четко, ясно.
Прочь опасность уходи,
Прочь тревоги и сомнения
Ставим звук под ударение!
Звук под ударением слышим
И смело его пишем.
4. Изложение материала.
-Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (корень; ударение)
-списать текст с доски, вставить пропущенные буквы, обозначив корень и ударение.
- Какие виды безударных гласных вы знаете?
Проверяемая Непроверяемая
-Как выйти на главное правило проверки безударной гласной нам помогут вопросы.
Слайд № 3.
1.Какие позиции есть у звуков?
2.Что мы записываем с помощью букв?
3.Когда гласная буква занимает сильную позицию?
Вот и вышли на главное правило
Слайд № 4.
Чтобы гласная фонема
оказалась в сильной позиции,
необходимо её поставить
под ударение.
Гласные звуки полны коварства. Среди них есть такие, которые проверяются ударением, есть и такие, которые необходимо запомнить и тут нас выручает словарь.
Оформление тетради.
а) упр.425 стр.144.
Самостоятельная работа - « работа в парах».
Слайд № 5
( используют памятки - алгоритм , раздается каждому. см. Приложение).
б) «Исследователи»
1вариант упр.429
Сделайте вывод: какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного?
2 вариант упр.430
Сделайте вывод : какими способами можно проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного?
Учащиеся после выполнения работы делают выводы, свои ответы сверяют с образцом ответа. ( раздается каждому).
После чего обмениваются результатами своих « исследований» « в парах».
Затем делается общий вывод по этим упражнениям.
5. Физминутка.
«Найди лишнее слово»:
Слайд № 6
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!…
А откуда пришли к нам эти названия, нам расскажут ребята ( заранее подготовленные)
- Почему именно об этих овощах мы с вами поговорили?
( в этих словах есть безударная гласная)
-Но среди них есть лишнее слово ( ученики называют слово « Редька»)
( в этом слове нет безударной гласной)
-Сделаем транскрипцию этого слова.
6.Развитие речи.
-Придумайте и запишите по 5 слов на тему «Зима»
-Устно составьте с одним предложением.
( при проверке слов, предложений выбираем лучшее и делаем синтаксический разбор
(см. памятку).
А какое событие ожидает вас зимнею порою? ( каникулы).
Слайд № 8
КАНИКУЛЫ -самое любимое слово всех школьников. Но когда-то это латинское слово к школе не имело никакого отношения. В Древнем Риме « каникулой» называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В переводе слово буквально означает « собачка», « щенок». В период наиболее жарких дней в году ( в июле – августе) солнце проходило через это созвездие, тогда и делали перерыв в занятиях и работе.
Это время так и стали называть- « каникулы».
Кроссворд .
(слово «каникулы»вписывается по вертикали ,по горизонтали количество клеток в каждой строчке определяется самим учителем)
-впишите в данный кроссворд любые слова с безударной гласной, где ключевым словом является слово «Каникулы».
Можно пользоваться орфографическим словарем .
«Аукцион синонимов».
В зимнюю стужу не помешает согреться в теплом жилище. Вспомните известные вам названия жилищ.
Слайд № 9
с вариантами ответов.
Выпишите только те, где есть безударная гласная.
7.Домашнее задание .
Слайд № 10
«3»-зашифровать выбранные Вами слова, например : птичий домик-«гнездо», очень сильный человек – «силач».
«4»-зашифровать и с тремя словами составить предложения .
«5»-написать мини – сочинение на одну из тем : «Зима», «Каникулы».
8. Итог урока:
- Как Вы будете действовать, чтобы правильно обозначить на письме безударную гласную в корне слова?
Какой шаг будет первым? (можно пользоваться памяткой)
Слайд № 11
В заключении читаю стихотворение:
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение ,
Чтоб развеять все сомнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Памятки – алгоритмы.
1.Прочитайте слово.
Поставьте ударение.
Выделите корень.
Подчеркните безударные гласные в корне.
Подбери проверочные слова.
( сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов ).
Напиши слово , вставь букву.
Обозначь орфограмму.
2.
Что надо проверять?
Надо проверять безударную гласную .
Где надо проверять?
Проверять надо в корне, так как написание безударной гласной в других частях слова не подчинено правилу.
Как надо проверять?
Чтобы проверить безударную гласную в корне , надо подобрать родственные слова или изменить форму слова.
Чем надо проверять?
Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует правилу.
Возникновение слов.
Картофель. Клубни картофеля похожи на гриб – трюфель. Как и трюфели, они растут под землей. Вот картофель в Италии, куда его привезли из Америки, и назвали грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы изменили в картофель. Отсюда и наше слово картофель , картошка.
Капуста. Это слово латинское по происхождению и означает « кочан, головка капусты».
Огурец. Название это восходить к греческому слову агурос и означает « неспелый, несозревший». Действительно, дыни, арбузы чем спелее, тем вкуснее, а огурцы, наоборот, ценятся, пока они не созрели совсем, не пожелтели. Их едят незрелыми отсюда и название.
Помидор. Слово происходит от итальянского помидоро, что означает « золотое яблоко».Томатом же это растение назвали перуанские индейцы.
Редис .Редька. Съедобной частью этих растений является корень. Объединяют эти растения и очень похожие по произношению названия. А все потому , что они восходят к единому латинскому слову , которое в переводе означает слово корень.
Чеснок. Слово чеснок происходит от слова чесати. Первоначальное значение – « расщепленный на дольки ( лук)».
Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне существительного, можно изменить число существительного, образовать существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи.
2.ВАРИАНТ – 2.
Чтобы проверить обозначение гласного в слабой позиции в корне прилагательного , можно изменить прилагательное ( образовав полную или краткую форму ), образовать прилагательное с уменьшительно – ласкательным суффиксом, подобрать однокоренное слово любой части речи.