Просмотр содержимого документа
«Ашық сабақ "Фразеологизмы" 5 сынып»
Тема урока: Фразеологизмы.
Цели урока:
дать понятие учащимся о фразеологизмах; отработать умения правильного употребления их в речи;
развивать связную речь учащихся, практические навыки в употреблении фразеологизмов;
формировать творческую активность, умение общаться, самостоятельно добывать знания, а также любовь к прекрасному.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Методы: поисковый, практический.
Наглядность: учебник по русскому языку, слайды.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение цели урока.
II.Этап проверки знаний.
Блиц -турнир «Что я знаю?»
1. Что такое лексика? Все слова того или иного языка образуют его словарный состав, или лексику.
2.Что такое лексическое значение слова? Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.
3.Какие слова называются синонимами? Синонимы - это слова близкие по значению. Например: хорошо, отлично, прекрасно.
4.Какие слова называются антонимами? Антонимы - это слова с противоположным значением. Например: хорошо - плохо.
5.Какие слова называются омонимами? Омонимы – это слова, совпадающие по своему звучанию или написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
III.Знакомство с новым материалом.
А) Прочитайте предложения и выпишите выделенные сочетания слов в левом и правом столбиках. Что обозначают они? Являются ли синонимами эти сочетания слов?
Мой дед просыпается рано.
Мальчик бежал очень быстро.
На уроке нельзя бездельничать.
Я живу недалеко от школы.
Мой дед просыпается ни свет ни заря.
Мальчик бежал сломя голову.
На уроке нельзя бить баклуши.
Я живу в двух шагах от школы.
Б) Объяснение учителя: Итак, выделенные сочетания слов в правом столбике являются фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые имеют лексическое значение. Раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы, называется фразеологией. Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной , интересной. Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.
Фразеологизмы – синонимы:
Два сапога пара - одного поля ягоды (один другого не лучше)
Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны (заключить мир).
Орало – орудие для пахоты
Фразеологизмы – антонимы:
Засучив рукава – спустя рукава
Заварить кашу – расхлебывать кашу
Тяжел на подъем – легок на подъем
Почему мы так говорим?
Бить баклуши
Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого дерева отколок небольшой кусочек.
Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело совсем простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «бить баклуши». Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками: мол, занимаются ерундой – баклуши бьют.
Реветь белугой
Так говорят, когда кто-то заливается слезами и кричит уж очень громко. Возникает вопрос: при чем здесь белуга? Ведь с детства нам внушают, что рыбы не разговаривают. Оказывается, речь здесь идет не о белуге, а о белухе. Так называют полярного дельфина. А вот он действительно ревет очень громко.
Точить лясы
Лясы (балясы) – это точеные фигурные столбики перил у крылечка; приготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось все меньше и меньше. Вот и стало это выражение означать пустую болтовню.
IV. Выполнение заданий.
А) Сопоставление фразеологизмов.
Вспомните фразеологизмы на казахском языке. Найдите соответствие русским фразеологизмам.
У черта на куличках. – Ит өлген жерде.
Как снег на голову. – Басына жай түскендей.
Волосы стали дыбом. – Шашы тік тұрды.
Рукой подать. – Қол созым жерде.
Делать из мухи слона. – Түймедей нәрсені түйедей ету.
Б) Найди свою пару.
Синонимы-фразеологизмы расположены в левом и правом столбиках вразброс. Надо правильно найти пары и быстро написать их на доске.
1.Неохотно
2.Кое-как
3.Очень быстро
4.Давно
5.Далеко
6.Знать хорошо
7.Обманывать
А. Как свои пять пальцев
В. На краю света
С. Скрепя сердце
D. Водить за нос
Е. Спустя рукава
F. Со всех ног
G. С давних пор
В) Кто быстрее?
Подберите к данным фразеологизмам антонимы.
Ни зги не видно – ясно как день.
Душа в душу – как кошка с собакой.
Чуть свет – на ночь глядя.
Жить своим горбом – на чужой шее сидеть.
Засучив рукава – спустя рукава.
V. Инсценирование.
Каждому ученику заранее было дано задание: продемонстрировать один фразеологизм мимикой, жестами, а остальные отгадывают и объясняют значение.
Гулсат: зуб на зуб не попадает.
Айнара: клевать носом.
Кадырали: засучив рукава.
Саят: сесть в калошу.
Бекзат: водить за нос.
Биржан: набрать в рот воды.
VI. Самостоятельная работа.
Прочитайте предложения на доске, заменяя выделенные слова и словосочетания фразеологизмами из правого столбика. Запишите в тетрадь.
Работа выполнена небрежно - … с грехом пополам.
Он сделал это наспех - … на скорую руку.
Она долго разговаривает по телефону - … висеть на телефоне.
Он целиком посвятил себя работе - … окунуться с головой.
Она делает это очень медленно - … в час по чайной ложке.
VII. Домашнее задание.
Найти в изучаемом на уроках литературы художественном тексте 3-5 фразеологизмов и объяснить их значение.
VIII. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Какие сочетания слов называются фразеологизмами? Привести примеры.
Зачем в нашей речи нужны фразеологические обороты? Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной и интересной.