ІІ. Постановка целей и задач урока Мотивация учебной деятел Стадия вызова ьности. Стадия рефлексия домашнее задание: | І.Организационный момент. ІІ. Проверка домашнего задания. Вып. упр. 111 Сельчане уже убрали рожь, теперь убирают картофель. Вот и осень пришла, убран хлеб золотой. IIІ. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях. -Учитель: Итак записываем в тетради число, тему урока. На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора! -Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете) -Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите к этим словам противоположные по значению слова и по этим словам создайте новый текст. Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ненастная. IV.Новая тема. -Учитель: А как эти слова называются (АНТОНИМЫ). - А кто вспомнит правило, что такое антонимы? Закрепление темы. 1. Упр. 120. Работа по тексту. а)чтение учащимися текста б)ответить на вопросы: -Почему в сентябре лес кажется странным? -Как вы думаете, почему осенью «и грустно, и радостно»? в)словарная работа: странный – оғаш, әдеттен тыс поблекшие травы – солып қалған шөптер зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер сверкающий иней – жалтылдаған қырау увядание и расцвет – солу мен гүлдеу г)спишите, подчеркните антонимы. 2.Задание 1. Продолжи предложения словами противоположными по смыслу ( слова – неприятели) • Осенью птицы улетают, а весной …….. (прилетают) • На дерево залезают, а с дерева…………(слезают) • Воду в стакан наливают, а из стакана ………(выливают) 3. Задание 3. Разноуровневое задание. Первый уровень. Подберите антонимы к словам. Война – …. День - … Говорить - … Сидеть - … Второй уровень. Подберите к словам антонимы. • Добро – ….(зло) • Друг – ….(враг) • Широкий – ….(узкий) • Твердый – ….(мягкий) • Рано – …..(поздно) Третий уровень. Подберите антонимы. • Сахар сладкий, а лимон …..(кислый) • Мяч большой, а мячик……..(маленький) • Дорога широкая, а тропинка………(узкая) • Дерево высокое, а куст ……….(низкий) • Чай горячий, а мороженое ……(холодное) • Перышко легкое, а кирпич ……(тяжёлый) 4. Задание 4. Подберите к фразеологизмам синонимы. Набрать в рот воды, рукой подать, за тридевять земель, бить баклуши, держать в уме, плечом к плечу, дать маху. Подведение итога. Тест. 1. Антонимы – это : А) слова одной и той же части речи, близкие по значению Б) слова одной и той же части речи, противоположные по значению В) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению 2. Фразеологизмы – это …. А) устойчивые сочетания слов Б) слова одной и той же части речи, противоположные по значению В) слова одной и той же части речи, близкие по значению 3. В каком ряду слова антонимы: А) трудный, лёгкий; Б) хороший, лучший; В) идёт, стоит 4.Укажите фразеологизм: А)заводской клуб – клуб дыма Б)спустя рукава, засучив рукава В)белый снег, белая пыль 5.Укажите антонимы: А)красный, алый Б)день, ночь В)осень, зима VIII. Домашнее задание. 1.Выполнить упр. 126 стр. 56 2.Выставление оценок. | - Для чего они служат в речи? Что вы знаете об антонимах? | это слова противоположные по значению; отвечают на один и тот же вопрос; слова одной и той же части речи; образуют антонимические пары; оживляют нашу речь. | Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом: за тридевять земель – далеко, бить баклуши – бездельничать. Фразеологизм в предложении является одним членом предложения: Они работализасучив рукава. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы: За три девять земель – на краю света, куда ворон костей не заносил. За тридевять земель – рукой подать. Фразеологизмы используются в нашей речи для того, чтобы придать высказыванию выразительность. Пословицы – это краткие мудрые изречения, имеющие поучительный смысл. Сложил пословицы народ, поэтому в них ценится хорошая работа, мастерство человека, его ум и смелость. V. Первичная проверка знаний. Учитель: Сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства осени или осеннему дню. Таблица 1-я строка | Кто? Что? | 1 существительное | 2-я строка | Какой? | 2 прилагательных | 3-я строка | Что делает? | 3 глагола | 4-я строка | Что автор думает о теме? | Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение | 5-я строка | Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление). | 1 существительное | Осень Золотая, тёплая Опадает, резвится, украшает. Настоящая королева Сказка. Учитель: у каждого получилось своё произведение. Такое стихотворение называется синквейн. Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач". 5.Работа по карточке. Карточка 1. Назови противоположные признаки предметов: Старый - …………, черный - ….., светлый - ……., большой - …….., длинный - …….., высокий - ……., широкий - …….., толстый - …….., острый - ……, веселый - ….., быстрый - ……., горячий - ……., больной - ……. Карточка 2. Семантическая карта Тема Примеры | Синонимы | Антонимы | Омонимы | Фразеологизмы | Отправился Иван за тридевять земель искать Василису Прекрасную. | | | | | У дуба толстый ствол, у берёзки тонкий. | | | | | Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно. | | | | | Большой, громадный город показался перед нами. | | | | | | Прием мозговая атака Формативное оценивание. |
Критерии успеха Стикеры |