kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Антонимы. Фразеологизмы. Пословицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока на тему : "Антонимы. Фразеологизмы. Пословицы." Тип урока обобщение пройденного материала. Целевая аудитория: обучающиеся Форма учебной работы: классно – урочная.  Структура урока (план, отражающий этапы урока). 

Этот урок пробуждает познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

И конечно ребёнок  остаётся ребёнком,  значит с ним нужно играть, когда он занимается таким серьёзным делом, как обучение русскому языку.

Ну и обучение норме, что выдвигается на первый план.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Антонимы. Фразеологизмы. Пословицы.»

Абикенова А.А., учитель русского языка и литературы

Тема урока

Дата

Класс

Антонимы. Фразеологизмы. Пословицы. 

5

Цели и задачи


Ученик «А» знает определение антонимов, фразеологизмов; использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями.

Ученик «В» самостоятельно пополняют свои знания по теме.

Ученик «С» Составляет вопросы высокого порядка к теме «Лексика», оценивает работу.

Результаты обучения


Источники для заданий, оснащение и оборудование

Оборудование: схема, таблица.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний. Оборудование: презентация, таблицы, опорные схемы



Этап


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Стратегии.

Оценивание

Ресурсы, оборудование, обстановка класса

  І.

Оргмомент

Создание коллаборативной среды. Стратегия «Настрой дня»

Докладывают о готовности к уроку


Словесная оценка

Учебник, тетради, маркеры, постеры.

ІІ.

Постановка целей и задач урока



Мотивация учебной деятел


Стадия вызова

ьности.

Стадия рефлексия

домашнее задание:














 І.Организационный момент. 

ІІ. Проверка домашнего задания.

Вып. упр. 111

Сельчане уже убрали рожь, теперь убирают картофель. Вот и осень пришла, убран хлеб золотой.

IIІ. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: Итак записываем в тетради число, тему урока.

На доске текст:

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)

-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите к этим словам противоположные по значению слова и по этим словам создайте новый текст.

Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ненастная.

IV.Новая тема.

-Учитель: А как эти слова называются (АНТОНИМЫ).

- А кто вспомнит правило, что такое антонимы?


Закрепление темы.

1. Упр. 120. Работа по тексту.

а)чтение учащимися текста

б)ответить на вопросы:

-Почему в сентябре лес кажется странным?

-Как вы думаете, почему осенью «и грустно, и радостно»?

в)словарная работа:

странный – оғаш, әдеттен тыс

поблекшие травы – солып қалған шөптер

зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер

сверкающий иней – жалтылдаған қырау

увядание и расцвет – солу мен гүлдеу

г)спишите, подчеркните антонимы.


2.Задание 1. Продолжи предложения словами противоположными по смыслу ( слова – неприятели)

• Осенью птицы улетают, а весной …….. (прилетают)

• На дерево залезают, а с дерева…………(слезают)

• Воду в стакан наливают, а из стакана ………(выливают)


3. Задание 3. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Подберите антонимы к словам.

Война – ….

День - …

Говорить - …

Сидеть - …

Второй уровень. Подберите к словам антонимы.

• Добро – ….(зло)

• Друг – ….(враг)

• Широкий – ….(узкий)

• Твердый – ….(мягкий)

• Рано – …..(поздно)

Третий уровень. Подберите антонимы.

• Сахар сладкий, а лимон …..(кислый)

• Мяч большой, а мячик……..(маленький)

• Дорога широкая, а тропинка………(узкая)

• Дерево высокое, а куст ……….(низкий)

• Чай горячий, а мороженое ……(холодное)

• Перышко легкое, а кирпич ……(тяжёлый)


4. Задание 4. Подберите к фразеологизмам синонимы.

Набрать в рот воды, рукой подать, за тридевять земель, бить баклуши, держать в уме, плечом к плечу, дать маху.

Подведение итога.

Тест.

1. Антонимы – это :

А) слова одной и той же части речи, близкие по значению
Б) слова одной и той же части речи, противоположные по значению
В) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

2. Фразеологизмы – это ….

А) устойчивые сочетания слов
Б) слова одной и той же части речи, противоположные по значению
В) слова одной и той же части речи, близкие по значению

3. В каком ряду слова антонимы:

А) трудный, лёгкий;
Б) хороший, лучший;
В) идёт, стоит

4.Укажите фразеологизм:

А)заводской клуб – клуб дыма

Б)спустя рукава, засучив рукава

В)белый снег, белая пыль

5.Укажите антонимы:

А)красный, алый

Б)день, ночь

В)осень, зима


VIII. Домашнее задание.

1.Выполнить упр. 126 стр. 56

2.Выставление оценок.


- Для чего они служат в речи?  Что вы знаете об антонимах?

  • это слова противоположные по значению;

  • отвечают на один и тот же вопрос;

  • слова одной и той же части речи;

  • образуют антонимические пары;

  • оживляют нашу речь.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом: за тридевять земель – далеко, бить баклуши – бездельничать.

Фразеологизм в предложении является одним членом предложения: Они работализасучив рукава.

Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы:

За три девять земель – на краю света, куда ворон костей не заносил.

За тридевять земель – рукой подать.

Фразеологизмы используются в нашей речи для того, чтобы придать высказыванию выразительность.

Пословицы – это краткие мудрые изречения, имеющие поучительный смысл. Сложил пословицы народ, поэтому в них ценится хорошая работа, мастерство человека, его ум и смелость.


V. Первичная проверка знаний.

Учитель: Сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства осени или осеннему дню.

Таблица

1-я строка

Кто? Что?

1

существительное

2-я строка

Какой?

2

прилагательных

3-я строка

Что делает?

3

глагола

4-я строка

Что автор думает о теме?

Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение

5-я строка

Кто? Что?

(Новое звучание темы, осмысление).

1

существительное

Осень

Золотая, тёплая

Опадает, резвится, украшает.

Настоящая королева

Сказка.

Учитель:  у каждого получилось своё произведение. Такое стихотворение называется синквейн. Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

5.Работа по карточке.

Карточка 1. Назови противоположные признаки предметов:

Старый - …………, черный - ….., светлый - ……., большой - …….., длинный - …….., высокий - ……., широкий - …….., толстый - …….., острый - ……, веселый - ….., быстрый - ……., горячий - ……., больной - …….

Карточка 2.

Семантическая карта

Тема


Примеры

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Фразеологизмы

Отправился Иван за тридевять земель искать Василису Прекрасную.





У дуба толстый ствол, у берёзки тонкий.





Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.





Большой, громадный город показался перед нами.









Прием мозговая атака





Формативное оценивание.





































Критерии успеха

Стикеры
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Антонимы. Фразеологизмы. Пословицы.

Автор: Абикенова Айнур Адильжановна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Изучение фразеологизмов в школе"
    ["seo_title"] => string(35) "izuchieniiefrazieologhizmovvshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "310003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458907996"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок- исследование по  русскому  языку Тема: «Слово "Зима "»."
    ["seo_title"] => string(55) "urok-issliedovaniie-po-russkomu-iazyku-tiema-slovo-zima"
    ["file_id"] => string(6) "249447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446902267"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Лексика. Фразеологизмы."
    ["seo_title"] => string(24) "lieksika-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "284061"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453912958"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114818"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411668938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства