Антонимы – слова с контрастными, то есть противоположными значениями. Они могут быть разнокорневыми (назад – вперед) и однокорневыми (выходить – входить). Контекстуальные антонимы – это такие слова, которые противопоставлены в определенном контексте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Антонимы и их роль в речи »
Тема урока: Антонимы , их роль в речи
Цели: формирование умений распознавать части речи, подбирать антонимы к ним;
формирование навыков грамотного письма; развитие логических мышлений; обогащение словарного запаса учащихся через формирование новых понятий; воспитание чувства коллективизма, умения работать совместно; воспитание положительного отношения к учёбе.
Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. И тихонечко садитесь.
1. Внимательно слушайте друг друга. 2. Разговаривайте вполголоса.
3. Исправляйте друг друга так, чтобы не обидеть. 4. Берегите каждую минуту.
- Ребята, вы готовы к работе? Тогда открываем тетради. Записываем дату. Следим за своей осанкой при письме.
2. Речевая разминка.
Прочитайте это четверостишие. (Учащиеся читают стихотворение.)
Вы – свет, а я похож на тьму, вы веселы, а я печален,
Вы параллельны ко всему, а я, напротив, вертикален.
- Прочитаем сначала стихотворение медленно. Теперь читаем по ролям, выделяя голосом подчёркнутые слова. И ещё раз выразительно хором.( Мы провели речевую разминку).
- Скажите, что вы заметили в этом стихотворении? (Слова противоположные по смыслу.)
3. Актуализация знаний учащихся.
- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными и именами прилагательными) .- Назовите имена существительные, имена прилагательные. Такие имена прилагательные называются краткими. С ними вы будете знакомиться в старших классах.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем исследовать изученные части речи, распознавать их в речи, подбирать к ним противоположные по смыслу, выполнять различные задания и упражнения. Тема нашего урока: Слова - антонимы, их употребление в речи.
5. Работа по проблеме урока.
1) Составление предложений из слов. (работа в группах) .
- На столах у вас карточки с картинками. Рассмотрите рисунки и составьте предложения.
Мороженое холодное, а чай горячий. Шарик лёгкий, а гиря тяжёлая.
. Слон большой, а мышка маленькая.. Принцесса красивая, а ведьма страшная.
- Молодцы, ребята. Правильные составили предложения. Я довольна вашей работой.
- Какую роль антонимы выполняли в предложении? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).
- Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: северный полюс – южный полюс, тёплое течение – холодное течение, западное полушарие – восточное полушарие.
8. Закрепление изученного материала. Игра «Доскажи словечко».
- Ребята, давайте обобщим полученные на уроке знания. Хочется проверить, как вы подбираете антонимы.
Я – антоним к слову «смех», не от радости, утех, -
Я бываю по неволе, от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)
Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина) .
- Назовите слова антонимы?
- Вернёмся к проблемному вопросу: Какую роль в речи выполняют слова противоположные по смыслу? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).
9. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите тему урока? Какой проблемный вопрос стоял перед нами?
- Что же такое антонимы?
10. Домашнее задание: выполнить задания по карточке.
Карточка № 1.
Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .
Уголь чёрный, а снег … .
Карточка № 2.
Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
Тропинка узкая и короткая, а дорога … и … .
Книга толстая, а тетрадь ….
Карточка № 3.
Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .