Ребята , откроем учебник на стр.32 упражнение 204.
Давайте вспомнимстихотворение «Людоед и принцесса, или Всё наоборот», автор Сапгир Генрих.
Какой прием использует поэт для создания комического эффекта?
Автор использует прилагательные – антонимы для создания комического эффекта.
Какие слова ему в этом помогают?
Какие это слова по значению?
Как они называются?
Какой частью речи они являются?
Правильно! Молодцы!
Прием противопоставления образов, картин называется антитезой.
Прекрасный – ужасный.
- Противоположные
- Антонимы
- Прилагательные
4) Этап построения проекта выхода из затруднения
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Тема сегодняшнего урока:
Роль прилагательных- антонимов в речи.
- Роль прилагательных- антонимов в речи
5) Этап реализации построенного проекта
Откроем учебник на странице 32 упр.205
Прочитаем задание. Работа у доски.
Ребята, вы уже знаете, какие слова прилагательные, антонимы, а прилагательные-антонимы, что это за слова?
Молодцы!
Вставим пропущенные буквы, допишем прилагательные - антонимы и существительные к ним.
Первое слово, какая пропущена буква?
Какое слово получилось?
Какая орфограмма в этом слове?
Правильно!
В слове узкий, какая орфограмма?
В слове близкий какая орфограмма?
В слове прекрасный какая орфограмма?
В слове устный?
И какая орфограмма в слове прелестный?
Спишем слова и подберем прилагательные – антонимы, и существительные к ним
Давайте, вспомним, что такое имя существительное?
Правильно!
Давайте, подберем, к слову честный прилагательный –антоним. Правильно, и подберем существительное, лживый кто?
Молодцы!
Узкий –широкий шарф
Близкий – дальний путь
Прекрасный – ужасный мороз
Обозначим орфограммы на место пропусков букв.
- Это слова отвечающие на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
- Буква т
- Честный
- Непроизносимые согласные в корне слова.
-Правописание парных согласных.
-Правописание парных согласных.
- Непроизносимые согласные в корне слова.
- Непроизносимые согласные в корне слова.
- Непроизносимые согласные в корне слова.
- Имя существительное, это часть речи, обозначающая предмет, и отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?»
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Выполним упражнение 206 на стр.33
Прочитаем предложение. В чем его особенность?
Правильно!
По узкой- по широкому,
Дорожке- шоссе,
Шли – мчались,
Пешеходы – машины.
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы.
Подчеркнем и объясним орфограммы.
В слове узкой объясним орфограмму.
В слове дорожке?
В слове пешеходы?
В слове широкому
В слове шоссе?
В слове мчались?
В слове машины?
Составим схему к этому предложению.
Ребята, объясните постановку запятой.
Составьте 4-5 предложений, с прилагательными антонимами.
Физкультминутка.
«В школу мы с тобой пришли.» Дети маршируют на месте. «Всех друзей своих нашли» Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха. «Будем в школе мы читать» Наклоны головой вперед. «Будем в школе мы писать» Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках. «И конечно, и конечно, будем много-много знать!» Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.
- В предложении встречаются прилагательные – антонимы
- Правописание парных согласных в корне
- Правописание парных согласных в корне.
-Безударная гласная в корне
- Жи, ши, пиши с буквой и
- Две буквы с
- Жи, ши пиши с буквы и
1) За густым бором размещался редкий лиственный лес.
2) На смену холодной зиме всегда приходит тёплое лето.
3) .За окном росла высокая берёза и низкий кустарник.
4)Вчера было пасмурно, а сегодня светло.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Работа с карточками.
Ребята, перед вами карточки с заданием. Подпишите их. На карточках представлены предложения, которые дополните антонимами. Подчеркните, только те слова, которые обозначают прилагательные-антонимы.
1 вариант
Ночью темно, а днем…
Компот жидкий, а кисель…
Мороженое холодное, а чай…
Слон большой, а муравей…
2 вариант
Башня высокая, а избушка…
Ночью темно, а днем…светло,
Шоколад сладкий, а перец…
Сказки бывают смешные и …
1 вариант
Ночью темно, а днем…светло,
Компотжидкий, а кисель…крутой
Мороженое холодное, а чай…горячий,
Слон большой, а муравей…маленький.
2 вариант
Башня высокая, а избушка…низкая,
Шоколад сладкий, а перец…горький,
Сказки бывают смешные и …грустные.
8) Этап включения в систему знаний и повторения
Ребята, внимание на слайд.
- На слайдах даны только часть пословиц в которой есть имя прилагательное. А вы должны назвать оставшуюся часть в которой есть прилагательные – антонимы.
Кто попробует?
- Дети поднимают руки
- Хороша вещь, когда новая, а друг….(когда старый)
- В умной беседе ума наберешься, а ….(в глупой свой растеряешь)
- Лучше горькая правда, чем ….(сладкая ложь)
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ребята, чем мы сегодня с вами на уроке познакомились?
Что такое антонимы?
А как вы думаете, для чего используются антонимы в речи?
Домашнее задание:
Спасибо за урок!
С прилагательными-антонимами
- Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
- Употребление антонимов делает речь более выразительной, усиливает, эмоциональность речи