kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку: «Роль прилагательных-антонимов в речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:

- Уточнить роль прилагательных-антонимов в речи;

 - Продолжить работу над  правильным и обоснованным употреблением антонимов;

- Формировать умения находить имена прилагательные в тексте;

 -  Работать над развитием устной и письменной речи;

- Формирование  универсальных  учебных  действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: «Роль прилагательных-антонимов в речи». »

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»



Утверждаю:

Преподаватель русского языка с методикой

преподавания:

____________/ Т.Н. Зотова/

Согласовано:

Учитель

__________/ С. В. Демидова



Конспект

урока по русскому языку

«Роль прилагательных-антонимов в речи».



Провела студентка группы ПНК-31 Иванова А.Ю.

Место проведения: 4 «Г» класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ»

в с. Тулиновка

Дата проведения: 10.02.15.

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т.Н. Зотова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ С. В. Демидова /

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т.Н. Зотова /



Тамбов

2014

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:

- Уточнить роль прилагательных-антонимов в речи;

- Продолжить работу над правильным и обоснованным употреблением антонимов;

- Формировать умения находить имена прилагательные в тексте;

- Работать над развитием устной и письменной речи;

- Формирование  универсальных  учебных  действий.

УУД:

Личностные:

1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

Познавательные:

1. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

3. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

5. Критично относиться к своему мнению

6. Понимать точку зрения другого

7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


















Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Этап мотивации к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжелла Юрьевна. Этот урок русского языка проведу у вас я.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.


-Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.






2) Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Итак, давайте приступим к работе.

Сели ровно, спинка прямая.

Запишем в тетрадях число классная работа.

Ребята, что такое имя прилагательное?




Правильно!







А что такое антонимы?






Приведите примеры антонимов.



Молодцы! А теперь выполните задание.

Внимание на слайд, пред вами представлены слова в два столбика, соотнесите и выпишите слова парами, у вас должно получиться 4 пары.

Ребята, а теперь проверим, по какому принципу вы их соединили.










- Имя прилагательное-это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», «чей».






Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения


-Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».








Здоровый – больной

Ласковый – строгий

Маленький – большой

Молодой - старый


- Это слова антонимы.








3) Этап выявления места и причины затруднения

Ребята , откроем учебник на стр.32 упражнение 204.

Давайте вспомним стихотворение «Людоед и принцесса, или Всё наоборот», автор Сапгир Генрих.

Какой прием использует поэт для создания комического эффекта?

Автор использует прилагательные – антонимы для создания комического эффекта.

Какие слова ему в этом помогают?

Какие это слова по значению?


Как они называются?


Какой частью речи они являются?

Правильно! Молодцы!






















Прием противопоставления образов, картин называется антитезой.



Прекрасный – ужасный.

- Противоположные


- Антонимы


- Прилагательные

4) Этап построения проекта выхода из затруднения

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока:

Роль прилагательных- антонимов в речи.











- Роль прилагательных- антонимов в речи

5) Этап реализации построенного проекта


Откроем учебник на странице 32 упр.205

Прочитаем задание. Работа у доски.

Ребята, вы уже знаете, какие слова прилагательные, антонимы, а прилагательные-антонимы, что это за слова?





Молодцы!

Вставим пропущенные буквы, допишем прилагательные - антонимы и существительные к ним.

Первое слово, какая пропущена буква?

Какое слово получилось?



Какая орфограмма в этом слове?

Правильно!

В слове узкий, какая орфограмма?



В слове близкий какая орфограмма?



В слове прекрасный какая орфограмма?

В слове устный?



И какая орфограмма в слове прелестный?



Спишем слова и подберем прилагательные – антонимы, и существительные к ним



Давайте, вспомним, что такое имя существительное?



Правильно!

Давайте, подберем, к слову честный прилагательный –антоним. Правильно, и подберем существительное, лживый кто?

Молодцы!

Узкий –широкий шарф

Близкий – дальний путь

Прекрасный – ужасный мороз

Обозначим орфограммы на место пропусков букв.














- Это слова отвечающие на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.







- Буква т


- Честный



- Непроизносимые согласные в корне слова.



-Правописание парных согласных.


-Правописание парных согласных.


- Непроизносимые согласные в корне слова.


- Непроизносимые согласные в корне слова.


- Непроизносимые согласные в корне слова.








- Имя существительное, это часть речи, обозначающая предмет, и отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?»





- Лживый

- Человек


- Поставим вопрос, кто?

- Честный человек.






- Честный, узкий, близкий, прекрасный, устный, прелестный,



6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выполним упражнение 206 на стр.33

Прочитаем предложение. В чем его особенность?



Правильно!

По узкой- по широкому,

Дорожке- шоссе,

Шли – мчались,

Пешеходы – машины.

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы.

Подчеркнем и объясним орфограммы.

В слове узкой объясним орфограмму.


В слове дорожке?



В слове пешеходы?

В слове широкому

В слове шоссе?

В слове мчались?

В слове машины?

Составим схему к этому предложению.

Ребята, объясните постановку запятой.

Составьте 4-5 предложений, с прилагательными антонимами.







Физкультминутка.

«В школу мы с тобой пришли.»
Дети маршируют на месте.
«Всех друзей своих нашли»
Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.
«Будем в школе мы читать»
Наклоны головой вперед.
«Будем в школе мы писать»
Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.
«И конечно, и конечно,
будем много-много знать!»
Дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.












- В предложении встречаются прилагательные – антонимы
















- Правописание парных согласных в корне

- Правописание парных согласных в корне.


-Безударная гласная в корне

- Жи, ши, пиши с буквой и

- Две буквы с


- Жи, ши пиши с буквы и


1) За густым бором размещался редкий лиственный лес.

2) На смену холодной зиме всегда приходит тёплое лето.

3) .За окном росла высокая берёза и низкий кустарник.

4)Вчера было пасмурно, а сегодня светло.


7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа с карточками.

Ребята, перед вами карточки с заданием. Подпишите их. На карточках представлены предложения, которые дополните антонимами. Подчеркните, только те слова, которые обозначают прилагательные-антонимы.

1 вариант

Ночью темно, а днем…

Компот жидкий, а кисель…

Мороженое холодное, а чай…

Слон большой, а муравей…







2 вариант

Башня высокая, а избушка…

Ночью темно, а днем…светло,

Шоколад сладкий, а перец…

Сказки бывают смешные и …
















1 вариант

Ночью темно, а днем…светло,

Компот жидкий, а кисель…крутой

Мороженое холодное, а чай…горячий,

Слон большой, а муравей…маленький.



2 вариант

Башня высокая, а избушка…низкая,

Шоколад сладкий, а перец…горький,

Сказки бывают смешные и …грустные.









8) Этап включения в систему знаний и повторения

Ребята, внимание на слайд.

- На слайдах даны только часть пословиц в которой есть имя прилагательное. А вы должны назвать оставшуюся часть в которой есть прилагательные – антонимы.

Кто попробует?











- Дети поднимают руки






- Хороша вещь, когда новая, а друг….(когда старый)






- В умной беседе ума наберешься, а ….(в глупой свой растеряешь)





- Лучше горькая правда, чем ….(сладкая ложь)

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Ребята, чем мы сегодня с вами на уроке познакомились?

Что такое антонимы?





А как вы думаете, для чего используются антонимы в речи?






Домашнее задание:


Спасибо за урок!




С прилагательными-антонимами

- Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения


- Употребление антонимов делает речь более выразительной, усиливает, эмоциональность речи




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку: «Роль прилагательных-антонимов в речи».

Автор: Иванова Анжелла Юрьевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199188


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства