Введение в тему с формулированием цели урока | 5 мин. | -Ребята, сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. -Но для начала давайте откроем с вами тетради, запишем дату, «Классная работа». -Итак, отступили две строки от домашней работы, сегодня у нас пятое февраля. -Все записали? -Молодцы. -Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. А девизом нашим будет «Никто не знает так много, как все мы вместе». -Давайте прочитаем девиз нашего урока хором. (слайд №1) -Молодцы ребята. -Ребята, обратите внимание на доску, на ней вы видите слова: корень, суффикс, окончание, приставка, основа. -Что это за слова? -Ребята, обратите внимание, на партах у вас карточки. Все увидели? -Вот беда, произошла путаница. Помогите всем частям слова найти свое место. Для этого объединитесь в группы. Покажите мне группы? -Давайте проверим, что же у вас получилось, представители из каждой группы озвучьте свои варианты, сверяют с эталоном на слайде. (слайд №2) -Молодцы, справились с заданием. -Следующее задание. Подберите и напишите слово к схеме. -Первый вариант подбирает и записывает слово к первой схеме: (слайд №3) к -Второй вариант придумывает слово ко второй схеме: тель -Давайте проверим, что же у вас получилось. -Кто догадался, что мы сегодня будем делать на уроке? - Послушайте загадку и узнайте, слова какой части речи мы будем разбирать по составу? Все что существует, оно обозначает, На вопросы Кто? и Что? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честный народ. Оно всегда имеет и число, и род. (слайд №4) -Что это за часть речи? -Совершенно верно, ребята, кто - нибудь из вас может сформулировать тему сегодняшнего урока? (слайд №5) -Следовательно, какова же цель сегодняшнего урока? Обратите внимание на три составляющие цели: (слайд №6) 1.Вспомнить…. 2.Научиться…. -Ребята, что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? Значит 3 наша задача…? 3.Отработать…. -Молодцы, правильно, ребята. | -Выполняют требования учителя, открывают тетради. -Записывают дату и слова «Классная работа» -Да. -Внимательно слушают учителя. -Читают хором девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе». -Это части слова, морфемы. -Да. -Обучающиеся получают карточки - схемы частей слова, объединяются в группы, выполняют задание. -Озвучивают варианты, сверяют с эталоном на слайде. -1 группа: лимончик -2 группа: головушка -3 группа: ежонок -4 группа: сказка -5 группа: мельник -6 группа: головка -Выполняют задание. -Мы придумали такие слова как: -Рыбка, головка, березка. -Истребитель, мыслитель, водитель. -Мы будем разбирать слова по составу. -Имя существительное -Тема сегодняшнего нашего урока: «Разбор имени существительного по составу» -Мы должны вспомнить части слова. -Мы должны научиться выполнять разбор имени существительного по составу. -Алгоритм, план. -Мы должны отработать алгоритм разбора имени существительного. | Личностные: -действие смыслообразования (интерес) Познавательные: -формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез) Коммуникативные: -формирование умения работать в группах; -формирование умения объяснять свой выбор Регулятивные: -целеполагание | Групповая, индивид. форма; -наглядный метод демонстрация слайдов, карточки с заданиями; -метод графической проверки; -метод подбора примеров; -словесный метод (беседа по вопросам) |
Словарная работа | 4 мин. | -Ребята, следующий этап - словарная работа. Давайте запишем слово словарь: -Для того, чтобы узнать над каким новым словарным словом мы с вами будем сегодня работать, нам необходимо разгадать загадку, ответом, который будет словарное слово. -Я вижу, что все уже готовы, для разгадывания загадки. Тогда давайте приступим. Катя в отпуск собралась, На юг, на дикий пляж. Теперь ей нужно не спеша Собрать весь свой. -Совершенно верно, молодцы, это слово - Багаж. -Ребята, а как вы думайте, какое лексическое значение имеет данное слово? Что оно может обозначать? Многозначное или однозначное это слово? (слайд №8) -Молодцы, ребята, вы абсолютно правы. -Ребята, давайте с вами подумаем, какие грамматические признаки характерны для слова багаж? -Правильно, молодцы. -Теперь, ребята, запишите слово багаж в тетрадях и обозначьте орфограмму. Не забывайте писать с красной строки. -Ребята, какую орфограмму вы выделили? -Молодцы, правильно. -Теперь от слова багаж при помощи суффиксов образуйте другие имена существительные, другие части речи. -Придумайте предложение, либо словосочетание со словом багаж. -Ребята, какой багаж вы возьмете сегодня с собой в путешествие? | -Внимательно слушают учителя. -Отгадывают новое словарное слово (Багаж) -Слово багаж имеет несколько лексических значений: 1.Вещи, груз пассажиров; 2.Запас знаний (перенос.) -Так как слово багаж имеет два лексических значения, следовательно, это слово многозначное. -Для слова багаж характерны следующие грамматические признаки: Багаж (что?) - сущ., неодуш., м.р., ед.ч. -Выполняют требование учителя, записываю словарное слово, выделяют орфограмму (багаж). -В слове багаж непроверяемая буква гласного звука -а- в корне слова. -Багажник, багажное. -Сдать в багаж, отправить багажом, ручной багаж. -Сегодня в путешествие мы возьмем багаж знаний. | Личностные: -действие смыслообразования интерес, мотивация -формирование желания выполнять учебные действия Коммуникативные: -формирование умения строить фразы Познавательные: -формирование умения производить простые логические действия (синтез) | Фронтальная форма; -словесный метод (беседа по вопросам); -наглядный метод демонстрация слайдов; -метод формировани правописных умений и навыков (орфографич. разбор) |
Актуализация знаний | 5 мин. | -Ребята, сегодня к нам на урок пришел один из любимых сказочных героев - Буратино он предлагает нам с вами поиграть в игру, которая называется «Разминка для ума» -Все согласны немного поиграть? -Замечательно. -Сейчас я вам буду называть незаконченное предложение либо просто вопрос, ваша задача дружно, хором, как можно быстрее ответить. -При ответе на вопрос будьте внимательными. -Всем понятно задание? Тогда, давайте начнем. -Морфема- это…? -Общая часть родственных слов называется…? -Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется…? -Часть слова без окончания называется…? -Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется …? -Молодцы, я рада, что вы смогли ответить на все вопросы. -Ребята, а теперь особо мне бы хотелось поговорить с вами о суффиксах. -Что такое суффикс? -Правильно, молодцы. -Какие суффиксы вам известны? Какое значение у этих суффиксов, на что они указывают? Приведите примеры. -Зачем нужно уметь образовывать слова разными способами, определять состав слова? -Ребята, а что помогает быстро и грамотно разбирать слова по составу? -Молодцы, правильно. | -Внимательно слушают учителя. -Да. Случают задание. -Часть слова. -Корнем. -Приставка. -Основой слова. -Суффикс. -Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. -оньк-, -еньк-, -ок-, ек-, ушк-, -юшк- (уменьшительно - ласкательное значение), березонька, доченька. -их-, -иц-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- (значение - называют животных и их детенышей), котёнок, ослиха. -тель- (значение - называют человека по его действиям или занятиям), водитель, строитель. -ник- (значение - название людей по их занятиям - мельник, фокусник; название предметов по их назначению - чайник для чая; название мест, где растет что то определенное - малинник, осинник). -Чтобы расширить свой словарный запас, уметь правильно определять место орфограммы в слове. -Алгоритм. | Личностные: -действие смыслообразование интерес, мотивация -формирование желания выполнять учебные действия Коммуникативные: -формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать | Фронтальная работа; -метод устной проверки знаний (устный опрос -метод подбора примеров
|
Развитие умений разбирать имена существительные по составу | 10 мин. | -Ребята, для того чтобы перейти к выполнению практических заданий я предлагаю вам повторить алгоритм действий при разборе слова по составу. Обратите внимание, на партах у вас есть карточки с алгоритмом действий. Ваша задача проверить, всё ли этапы выстроены в правильной последовательности. Если вы считаете, что всё правильно, тогда соглашаетесь с этим вариантом, если же вы думаете, что этапы перепутаны, то ниже на карточке проставьте цифры так, чтобы последовательность алгоритма действий была выстроена правильно. (слайд №9) Карточка 1.Изменяю слово, выделяю окончание. 2.Подбираю однокоренные слова и выделяю корень. 3.Нахожу, обозначаю суффикс, определяю его значение. 4.Пишу слово. 5.Отделяю основу от окончания и выделяю основу. 6.Нахожу, обозначаю приставку. 7.Составляю с предложенным словом словосочетание. 8.Разбираю слово как часть речи. -Ребята, я вижу, что вы закончили работу, давайте проверим, что у вас получилось. -Все ли этапы разбора были выстроены в правильной последовательности? -Тогда, я предлагаю вам по поднятой руке озвучить первый этап, второй и.т.д. -Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим задание. Я надеюсь, что при разборе слова у вас не будет никаких проблем. -Ребята, теперь я предлагаю вам открыть учебник на странице 46-ой, упр. 281. -Пожалуйста, прочитайте задание. -Спасибо. -Ребята, давайте прочитаем предложенные слова. Кто бы хотел прочитать? -Ребята, к какой части речи относят перечисленные слова? -Правильно, все вышеперечисленные слова относятся к имени существительному. -Ребята, а кто из вас догадался, по какому признаку можно сгруппировать слова? Что общего у всех этих слов? -Какие общие значения суффиксов можно выделить из предложенных слов? -Совершенно верно, теперь ребята я вам предлагаю разбиться на три группы. Первая группа выписывает только те слова, у которых значение суффикса указывает на род деятельности. Вторая группа выписывает только те слова, у которых суффикс указывает на уменьшительно ласкательное значение. Третья группы выписывает только те слова, у которых суффикс указывает на название животных, детенышей животных, птиц. (слайд №10) -Выписывая слова, не забывайте выделять суффиксы. -Молодцы. -Ребята, объясните, почему в одной группе оказались слова с разными суффиксами. -Можно ли суффиксы с одинаковым значением назвать одинаковыми? -Молодцы, ребята. -Теперь я предлагаю каждой из групп разобрать по одному существительному. -Для первой группы это слово мельник. -Для второй группы это слово изюмчик. -Для третьей группы это слово соколенок. -Ребята, я вижу, что вы уже все закончили, давайте проверим, что же у вас получилось. Для этого выберите представителя от каждой группы. Задача остальных групп- внимательно слушать и исправить ошибки в случае их возникновения. -Пожалуйста, первая группа. -Пожалуйста, вторая группа. -Пожалуйста, третья группа. -Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились заданием. | -Внимательно слушают задание учителя. -Нет, не все, этапы были перепутаны. -Алгоритм выполнения разбора слова по составу: 1.Пишу слово. 2.Изменяю слово, выделяю окончание. 3.Отделяю основу от окончания и выделяю основу. 4.Подбираю однокоренные слова и выделяю корень. 5.Нахожу, обозначаю суффикс, определяю его значение. 6.Нахожу, обозначаю приставку -Выполняют требования учителя. -Читают задание. Прочитай слова. В какие группы их можно объединить? Спиши слова группами выдели суффиксы. -Истребитель, кисонька, чемоданчик, пчельник, Танечка, галчонок, мыслитель, воробьиха, изюмчик, читатель, нолик, рябинушка, крестик, соколёнок, кукушата, Серёженька, козлята, мельник. -Имя существительное. -Общее то, что у всех этих слов есть суффикс. Сгруппировать слова можно по общему значению суффиксов. -Род деятельности; уменьшительно-ласкательное значение; животные/детёныши животных/ птиц. -Первая группа: Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник. -Вторая группа: Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька. -Третья группа: Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха. -Эти суффиксы имеют одинаковое значение. -Нет, у них разное написание, буквенный состав. -Первая группа: 1.мельник 2.нулевое окончание 3.основа-мельник 4.корень-мель-мельница, измельчать, мелить. 5.суффикс-ник-указывает на вид деятельности. -Вторая группа: 1.изюмчик 2.нулевое окончание 3.основа-изюмчик 4.корень-изюм-изюмный, изюминка, изюм. 5.суффикс-чик-имееет уменьшительно-ласкательное значение -Третья группа: 1.соколенок 2.нулевое окончание 3.основа-соколенок 4.корень-сокол-сокол, сокольничий. 5.суффикс-енок-указывает на название животного детеныша. | Познавательные: -формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение) Коммуникативные: -формирование умения работать в группах -формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать Регулятивные: -планирование | Групповая, парная работа; -наглядный метод демонстрация слайдов, карточки с заданиями; -метод формиров. учебно - позн. умений (нахождение изучаемого языкового явления) -метод классификац.; -метод программир. контроля (алгоритм)
|
Самостоятельная работа | 9 мин. | -Ребята, перед вами на парте лежит карточка с заданием для самостоятельной работы. Все увидели? -Давайте прочитаем, что необходимо сделать. -Хорошо, спасибо. -Всем понятно задание? Всем понятно, что нужно делать? -Если всем все понятно, то можете приступать к выполнению задания. Хочется сказать о то, что первый человек выполнивший задание, имеет возможность получить отметку. -Я вижу, что некоторые из вас уже закончили работу, пожалуйста, кто хотел бы получить отметку, выходите к доске. -Задача остальных- внимательно слушать, проверять свою работу, при необходимостьи (в случае ошибки) поправлять отвечающего у доски. -Какое было задание? -Удалось ли тебе выполнить задание? -Ты сделал всё правильно или были недочёты? -Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? -Какую отметку ты бы поставил себе? -Молодец, спасибо. -Ребята, у всех ли так как у ….? -Есть ли у кого-нибудь ошибки? -Над чем стоит еще поработать? | -Внимательно слушают учителя. -Да. -Читают задание. 1.Прочитай. Подумай, кого называют грибниками. Грибы — народ дружный. По одному да по два редко живут, а всё больше семейками да стайками. Недаром грибники говорят: где один грибок, там и весь кузовок. (По А. Васильевой) 2.Найди в тексте однокоренные слова. Выпиши их, выдели корень. 3.Произведи разбор имен существительных по составу. -Да. -Выполняют задание для самостоятельной работы. -Ученик желающий получить отметку, выходит к доске. -Читает задание. -1.Прочитай. Подумай, кого называют грибниками. -Грибниками называют людей, которые любят собирать грибы, знают о них какие-то факты . -2.Найди в тексте однокоренные слова. Выпиши их, выдели корень. -Однокоренные слова: грибок, грибы, грибники. -3.Произведи разбор имен существительных по составу. Грибы Грибы Окончание ы основа-гриб суффикс-нет корень-гриб-грибки, грибница. Грибники Грибники Окончание и основа-грибник суффикс-ник-указывает на род деятельности корень-гриб-грибки, грибница, гриб. -Отвечает на вопросы учителя. -Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: -формирование умения учащихся производить простые логические действия (анализ) Регулятивные: -оценка, самопроверка | Индивид. работа; -метод формиров. учебно - позн. умений (нахождение изучаемого языкового явления) -словесный метод (беседа по вопросам); -метод программир. контроля (алгоритм) |