Учебно-воспитательные задачи: развивать эмоциональную сферу школьников; совершенствовать речь учащихся за счет использования антонимов; воспитывать любовь к осенней природе.
Цель: сформировать понятие об антонимах.
Тип урока: комбинированный
Методы: на групповой и игральной основе; мозговая атака.
Наглядности: дополнительные материалы, рисунки-иллюстрации.
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие учителя. Психологическая подготовка к восприятию новой темы.
- Ребята, о чем говорили мы на предыдущем уроке?
- Хорошо. А сегодня продолжим наш урок. Запишите тему: Антонимы.
II. Работа по теме урока.
- Ребята, вот рисунки, рассмотрите их. Скажите, на каком изображено начало осени, а на каком – конец осени. Как вы это определили? Опишите признаки ранней и поздней осени. При описании рисунков, какие слова вы использовали?
Ранний-поздний, чистое-пасмурное или облачное-безоблачное, неветренное-ветренное и т.д. На что показывают эти слова?
- На противопоставление т. е. одно противопоставляется другому. Вот, ребята, антонимы – это слова противоположные по значению.
Белый-черный
Светлый-темный
Друг-враг
Свет-тьма
- Наверное, вам хочется узнать, откуда берутся антонимы и зачем они нужны? Чтобы ответить на вопросы, давайте послушаем загадку и вместе ее отгадаем.
Бывает он в холод,
Бывает и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять…
/Ветер/
Для чего нужны антонимы?
- Ученики делают вывод: антонимы нужны, что бы противопоставлять предметы, их признаки; они употребляются для большей выразительности.
III. Работа с учеником.
Прочитайте внимательно в учебнике теоритический материал об антонимах.
Упражнение 120. Прочитайте текст, озаглавьте его. Найдите антонимы и выпишите их.
Подберите антонимы к словам: недруг, близко, вверх, смелый, плохой.
Упражнение 122. Прочитайте, озаглавьте текст. Расскажите, почему осенние месяцы так называются.
Сочинение – эссе.
Задание: напишите о сегодняшнем уроке русского языка, используя эти антонимы.
Раньше - позже
Выучил - не подготовился
Огорчился - развеселился
Умный - глупый
Не знал – узнал
Понятно-непонятно
- А теперь, ребята, сделаем выводы. 1. Чаще всего антонимы имеют слова, передающие качественные характеристики предметов или действий; 2. Нет антонимов у существительных, которые не содержит в себе качественных характеристик: камень, дом, море, железо, берег, сосна и т. д. 3. Нет антонимов у имен собственных, местоимений и числительных.
Д/Задание: Выучит пословицы и поговорки. Назовите антонимы.