Организационный момент | Приветствие (для учеников) Раз, два, три, четыре, пять! На урок пришли опять! Мы на нем сейчас узнаем Как читать и как писать! К знаниям стремимся мы Нам науки все важны! Притча: Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы». - Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка. Эпиграф к уроку: «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!» | 4 мин | Дарига Настя Никита Тамирлан Асем Все вместе! Работа учителя |
Объясне ние новой темы | Вход в тему: Молодцы, ребята! Вы с успехом прошли первую дверь, показали свои знания. А теперь давайте немного поразмыслим и попробуем с вами угадать, о чем мы сегодня будем говорить. «Отгадай-ка!» Необходимо вместо цифр поставить буквы и таким образом узнать название темы. А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З, И, Й, К, Л, М, Н, О, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Ь, Э, Ю, Я 30 31 32 33 9,3,21,12,10 10 2,21,12,3,29. 1,13,22,1,3,10,20. (Звуки и буквы. Алфавит) ПРАВИЛЬНО! А теперь переходим к следующей двери, она называется: «Узнавай-ка!» Ребята, в русском языке существует несколько разделов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. 1 раздел – это ФОНЕТИКА. ( в переводе с греческого означает «звук»). Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим. С помощью звука можно одно слово превратить в другое. Мал – мял, лук – люк, вол – вёл и т.д.. 2 раздел – это ГРАФИКА. ( в переводе с греческого означает «пишу»). Это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Буквы – графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем. В словах может совпадать и не совпадать звуковой и буквенный состав. Например, в слове «люк» мы пишем следующие звуки [л ] [у] [к], конь - [к] [о] [н], вода - [в] [а] [д] [а] и т.д. Работа у доски упр 212 (На доске есть по флипчарту) Буквы Е, Ё, Ю, Я - дают 2 звука в следующих случаях: Когда эти буквы находятся в начале слова: яблоко – [й] [а] , ёлка – [й] [о] Когда пишутся после любой гласной буквы: пиявка – [й] [а] , каюта – [й] [у], баян - [й] [а] и т.д. Когда пишутся после Ъ и Ь знаков: деревья – [й] [а], зелье – [й] [э] , вьюга – [й] [у] «Вспоминай-ка!» Что вы знаете про алфавит? 33 буквы 10 гласных 21 согласных Ъ и Ь – не обозначают звуков Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с, Новое р, л, м, н, - сонорные Й - всегда!!! - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный Ё – всегда находится под ударением!!! Сравнительный анализ Сходство и различие трех алфавитов Таблица по флипчарту | 23 мин | Ответы учащихся: Работа учащихся Работа учащихся Прослушивание Работа учащихся |