Алфавит. Путешествие в историю письменности. 5 класс
Алфавит. Путешествие в историю письменности. 5 класс
Какую роль играет письменность в жизни человека? Как появилась славянское письмо? По плечу ли одному человеку создание азбуки? Как помогает человеку знание алфавита? Ответы на эти и другие вопросы можно получить во время урока «Алфавит. Путешествие в историю письменности».Разработка урока будет интересна учащимся, учителям, родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алфавит. Путешествие в историю письменности. 5 класс »
Алфавит. Путешествие в историю письменности.
(Урок русского языка в 5 классе)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№8 г. Владикавказа
Константиниди М.В.
Цель: заглянуть в историю письменности вообще, в историю славянской письменности в частности; выяснить, насколько удобно знание алфавита. Воспитывать любовь к родному языку, уважение к другим языкам, людям.
Оборудование: различные виды словарей, телефонный справочник, классный журнал, энциклопедии, плакат со славянскими азбуками.
Ход урока:
Беседа.
- Можно ли представить жизнь без телевизора? Без сотового телефона? Без Интернета? Без электричества?
- А теперь попробуйте представить жизнь без письменности.
- Кто и когда изобрёл письменность? Дорога к ней была длинной и трудной.
II. Путешествие в сказку.
Как обходились без письма?
Было это очень-очень давно. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.
Долго ли, коротко ли, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.
Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили свои когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Именно так представляют некоторые учёные началодороги к письменности.
Понятно без слов.
Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы-символы. Символы даже без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.
- Отгадайте, что обозначают следующие символы. (Показать несколько простых дорожных знаков).
В прошлом веке люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.
- А кто из вас слышал о кострах на башнях, расположенных в горах Кавказа?Движения жезлом сотрудника ДПС на перекрёстке, знаки флажками на корабле… (Слайды презентации).
Однако языки сигналов не могут « принять на себя» всё, что людям надо сообщать друг другу. Для того чтобы осуществить полноценную связь, надо было совершить настоящий подвиг – создать письменность.
У вас может возникнуть вопрос: « А может ли один человек изобрести такую письменность? По плечу ли такая задача даже умному и талантливому человеку?»
В начале ХХ века неграмотный чукотский пастух Теневиль изобрёл письменность для чукотского языка. До этого он не только не знал никакой другой письменности, но вообще не знал, что письменность существует.
Изобретённое Теневилем письмо – свидетельство того, что талантливому и трудолюбивому человеку такая задача по силам.
Как возникла наша письменность?
Перед вами - славянская азбука. Как и кем она была создана? Перенесёмся в Болгарию, в IХ век. Среди славян в это время стало распространяться христианство. Для церковной службы понадобилось перевести греческие книги на язык славян. Но ведь для этого нужно было создать славянскую азбуку. За этот нелёгкий труд взялся византийский учёный Константин Философ (позже он принял имя Кирилла). Ему помогал старший брат Мефодий.
Началась работа над азбукой. Константин выделил из живой славянской речи все её звуки. Затем ему предстояло найти для каждого звука свою букву. Часть букв он приспособил из греческого алфавита, придав им несколько иную, округлую форму (см. столбец «Глаголица»). Но где же было взять буквы для таких звуков славянской речи, как Ж,З,Ц,Ч,Ш,Щ,Ю,Я? Для них не существовало буквенных обозначений ни в латинском, ни в греко-византийском алфавитах. И тогда Константин (Кирилл) изобрёл для этих звуков новые буквы. Первая славянская азбука получила название «глаголица» ( что означает «говорящая»), а более поздняя – «кириллица» ( в память Кирилла).
Вы, конечно, заметили, что кириллица сильно отличается от глаголицы (Используя таблицы, сравниваем букву «а» и ещё несколько букв из кириллицы и глаголицы).Но время, конечно, внесло поправки в азбуку.
Из Болгарии славянская азбука в конце IХ века пришла на Русь. Мы с вами читаем и пишем, пользуясь буквами кириллицы. На протяжении многих веков одни буквы изменили свой облик, другие вообще исчезли из русского алфавита.
Современный алфавит. Тренировочные упражнения.
Буквы русского алфавита разбросаны на доске. Вызванные учащиеся указкой показывают последовательность букв (кто быстрее?).
В параграфе учебника читаем правильное название букв русского алфавита.
Пробуем объяснить, что такое алфавит. Сверяемся с определением учебника.
Мы узнали, что такое алфавит. А кто вспомнит слово с похожим лексическим значением? (Выполняем упр. 292 о происхождении слов «азбука» и «алфавит»).
Как нам может помочь в жизни знание алфавита? (Работа с орфографическим словарём. На доске записано 5-10 словарных слов с пропущенными буквами. Узнать их правописание по словарю и записать в тетрадь в алфавитном порядке).