Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса в предметной области" Русский язык" по теме "Язык родной - дружи со мной".
Учебные задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Личностные результаты:
- устанавливать связь между цельюучебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопостовления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
-развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности.
" Язык родной - дружи со мной".
Дети, как вы понимаете эту фразу?
Высказывания детей.
Язык самое удивительное, что есть на свете.
Русскому языку в том виде, к которому мы привыкли, всего чуть более 300 лет. Для языка это ""детский возраст".
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в страну русского языка.
Для этого мы разделимся с вами на команды.
Посмотрите на картинку. Здесь изображен праславянский язык, который стал отцом для трех сыновей языков: восточнославянского, южнославянского и западнославянского. Они в свою очередь позднее дали жизнь более мелким языкам внукам.
I вопрос
Кто и когда создал славянскую письменность?(24 иая 863 г. Кирилл и Мефодий).
А кто знает в каком городе и на какой площади поставлен памятник Кириллу и Иефодию? ( Москва, Славянска площадь).
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов - богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)
А раньше алфавит называли Кириллицей, в честь одного из братьев, который создал Кириллицу. С этого времени (863г.) на Руси вплоть до XVII в. существовали два языка: древнерусский и старославянский.
I I вопрос
Какие народы отмечают день рождения славянской письменности? ( русские, белоруссы, украинцы, болгары, сербы).
III вопрос
Старославянский язык оказал большое влияние на русский язык. Многие неполногласные слова вошли в наш язык. Так вместо исконно русских слов вам нужно записать старославянские по происхождению, но употребляемые в современном руском языке.
Время - время
Веред - вред
Ворог - враг
Хоребрый - храбрый
Солодкий - сладкий
IV вопрос
Многие слова созданы народом, некоторые "пришли" к нам издалека, из других стран. Вспомните и запишите из какого языка
пришли к нам слова
Школа - из немецкого языка
Портфель -из французского языка
Конфета - из итальянского языка
Футбол - из английского языка
V вопрос
Вспомните слова и допишите пропущенные буквы:
- оро - - оло-
- оро - - оло-
- оро - - оло-
- оро - -оло-
-оро- - оло-
VI вопрос
Расшифруйте слова, найдите " лишнее" слово.
ЖЫИЛ (лыжи)
АНСКИ (санки)
КЬИОНК (коньки)
НОЛС( слон)
VII вопрос
Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
Ё СТО КИ ЗА
РО АС РО РА
ЖИ Т ГО Л
РА Д БО ТА
( ёжики, стол, роза, город, астра, работа)
Могуч и прекрасен русский язык. Оживляют его народные пословицы и поговорки. Давайте послушаем, что писали о русском языке выдающиеся русские писатели. ( Выступают дети)
" Создать язык невозможно - его творит народ". В,Г,Белинский.
" Не умея владеть топором, и дерева не срубить, а ведь язык - тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им". М, Горький
" Язык есть вековой труд целого поколения". В, И, Даль
" Язык - история народа" А,И,Куприн
" Величайшее богатство народа - его язык" М,А,Шолохов
Ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Что же можно сказать о русском языке?
Высказывания детей.
Учитель:
Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный,
То мощный и страстный, То нежно - певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!