I. Организационный момент. 1.Приветствие 2.Релаксация (видео о дружбе и любви) 3. Объявление темы и цели урока 4.Биография Моцарта 5.Биография Сальери 6. Из истории создания «маленьких трагедий» В 1830 году, во время знаменитой Болдинской осени, А.С. Пушкин пишет в числе других «маленьких трагедий» трагедию «Моцарт и Сальери», которая была задумана и, возможно, предварительно набросана в 1826 году в Михайловском, а завершена 26 октября 1830 года в Болдино. Рукопись трагедии до нас не дошла, но на сохранившейся обложке ее имеется первоначальное заглавие «Зависть». Впервые напечатана пьеса в альманахе «Северные цветы на 1832 год». «Моцарт и Сальери» - единственная пьеса, увидевшая сцену при жизни А.С. Пушкина (дважды шла в 1832 году в петербургском Большом театре). В 1825 году в печати (Немецкая музыкальная газета) широко распространилось известие, что итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825) на смертном одре признался в отравлении им Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791). Друзья Сальери выступили против этого сообщения как против клеветы, считая его признание результатом психического расстройства. Для Пушкина же эта версия послужила поводом создать трагедию о зависти – страсти, разрушающую человеческую личность. Пушкин считал факт отравления Моцарта его другом Сальери установленным и психологически вполне вероятным. В заметке о Сальери (1833г.) Пушкин пишет: «В первое представление «Дон-Жуана», в то время когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы – в бешенстве, снедаемый завистью…Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», мог отравить его творца. - Какова главная тема трагедии? - Можно ли назвать эту трагедию «маленькой»? - «Маленькая трагедия» у Пушкина – это трагедия мелочного чувства – зависти, перерастающая в большую трагедию – убийство гения. - Кто из двух героев – истинно трагедийный образ. - Трагедийным образом является Сальери, личность раздвоенная, страдающая от собственной раздвоенности. Его беда в том, что он, преданный, по словам Моцарта, «вольному искусству», стал «заботиться о нуждах низкой жизни»: зависти, стремлению к славе,к первенству, которым не должно быть места в творческой душе. Тема трагедии «Моцарт и Сальери» - художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человеческая страсть, приводящая его к злодейству. Первоначальное название трагедии «Зависть» во многом определяют его тему. 6. Блиц-опрос - Какими науками занимался Сальери? (никакими) - Какой композитор явился и открыл новые тайны? (Глюк) - Кого Сальери назвал «гулякой праздной»? (Моцарта) -Какого великого художника и поэта вспоминает Сальери? (Рафаэля, Данте Алигьери) - Как называется трактир, в котором они решили пообедать? («Золотой лев») - Кто дал Сальери яд (Изора) - Сколько лет он его с собой носил? (18) - Какое произведение сочинял Моцарт? (Реквием) - Как долго Моцарт сочинял «Реквием»? (3 недели) - Какого великого писателя и своего друга несколько раз упоминал Сальери, который, по слухам, отравил двух жен? (Бомарше) 7. Физкультминутка 8. Выполнение заданий Групповая работа: Группа 1. Прочитайте выразительно первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность — награда за длительный и упорный труд? Почему, взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий»? Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Группа 2 Прочитайте выразительно диалог Моцарта и Сальери со слов «Ага! увидел ты!..» до слов «…чтобы меня она к обеду не дожидалась». Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к игре слепого скрипача? Каково их отношение к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни? Почему Сальери разделяет в своём сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека? Как это характеризует его самого? Как он пытается оправдать своё решение об отравлении Моцарта? Выполнение задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Отражение нравственных позиций героев в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства» Группа 3. Прослушайте в актёрском исполнении диалог Моцарта и Сальери. Вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Проанализируйте сцену в трактире. Каков душевный настрой Моцарта в этой сцене? Какие образы-символы связаны с его состоянием? В чём трагизм слов Моцарта, что «гений и злодейство — две вещи несовместные»? Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твоё здоровье, друг...», и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?..». Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». 9.Ученики ищут свою половинку пословицы 1.Старый друг лучше- 2.Дерево живет корнями, а человек- 3.Не имей сто рублей, а имей- 4.Дружба не гриб в лесу – 5.Человек без друзей, что дерево- 6.Друга ищи, а найдешь- Дескрипторы: Каждый получает половинку пословицы Ходят по классу и ищут свою половинку Зачитывают пословицу Одну из пословиц записывают в тетрадь Формативное оценивание: Поощрительные слова учителя (хорошо ,молодцы) Составить кластер на тему: «Дружба» Домашнее задание Выучить стихотворение А.С.Пушкина про дружбу 8.Рефлексия Как проходило занятие? Записывают д/з. Что было удачно? Что было неудачно? |