Цель этапа: сформировать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности в учебной деятельности на предстоящем уроке («хочу») и определить содержательные рамки урока («могу») на примере изучения понятия производный предлог и установления причин его выявления на основе работы с учебным текстом («надо»).
Организация на этапе 1.
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня вы продолжите изучение предлогов. Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и с пользой.
− Что каждому из вас предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что-то новое? (Мы получим задание, в котором будет что-то новое и неизвестное. Нам необходимо понять, что мы не знаем, и открыть самостоятельно эти знания.)
− Запишите число. Классная работа.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для организации дальнейшей учебной работы по формированию нового знания о предлогах.
Организация на этапе 2.
− Перед тем, как получить новое задание, пожалуйста, вспомните, что вы уже знаете о предлогах. (…)
− Вы вспомнили, что такое предлоги. Молодцы. А теперь перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их.
Из-под лавки вылез соседский кот Василий.
Весь день он просидел у норы, поджидая мышку.
− Сейчас я предложу вам задание для пробного действия. Для чего оно нужно? (Это задание, в котором содержится новое для нас знание. Нам необходимо попробовать выполнить задание и понять, что мы не знаем.)
− Молодцы.
− Итак, запишите предложение, найдите в нём предлоги и обозначьте их.
Пробное задание:
Лишь благодаря заботе своей хозяйки Василий не остался голодным.
Учащиеся выполняют задание.
− Кто не выполнил задание?
− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найдите в предложении предлоги и обозначьте их.)
− Кто выполнил задание, вы уверены, что выполнили правильно? Вы можете обосновать (предъявить эталон или алгоритм, которым воспользовались)?
− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли обосновать свои действия по определению предлогов.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− Почему у вас возникли затруднения? (…)
4. Построение проекта выхода из затруднения:
Цель этапа:
1) определить способы достижения цели;
2) реализовать построенный проект, зафиксировать результат в таблицу.
Организация учебного процесса на этапе 4.
− Что вам надо знать, чтобы преодолеть это затруднение? (Надо вспомнить признаки предлога.)
− На какой вопрос отвечает? (Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав.)
− Что обозначает? (Ничего не обозначает.)
− Каким членом предложения является? (Не является членом предложения.)
− Это самостоятельная часть речи? (Нет, служебная. Это предлог/благодаря/)
− Что это за предлог? (Это нетрадиционный предлог.)
− Как он образован? (Из деепричастия, т.е. из самостоятельной части речи.)
− Если он произведен из самостоятельной части речи, то какой это предлог? (Производный.)
− А предлоги из 1 и 2 предложения тоже производные? (Нет.)
− Значит, какова тема урока? Что вы будете изучать? (Производные и непроизводные предлоги.)
− Молодцы! Запишем тему урока: «Производные и непроизводные предлоги».
− Вернёмся к 3 предложению. Почему вы не определили сразу, что «благодаря» – это предлог? (Слово похоже на деепричастие.)
− Чему ещё вам надо будет научиться, чтобы найти в предложении производный предлог? (Научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.)
− Верно. Давайте запишем эти отличительные признаки в таблицу № 1.
Предлог
Самостоятельные части речи
1. Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав.
− Что ещё вы должны знать, чтобы найти в предложении производный предлог? (Из какой части речи он произведён.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание во внешней речи;
2) продолжить работу по закреплению нового знания и создать условия для приобретения учащимися опыта применения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5.
− Определите, в каком из двух предложений есть производный предлог.
− Из какой части речи он произведён?
Футболист промчался мимо.
Корабль проплыл мимо острова.
Учащиеся обсуждают способ выполнения задания – использование знания − эталона (Таблица № 1). Правильный ответ получается только в том случае, если семиклассники последовательно применят отличительные признаки предлога. (Во втором предложении МИМО – это производный предлог. Произведён из наречия.)
Физкультминутка.
А теперь пора всем встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и вновь поднять.
Отдохнули все немножко
И отправимся в дорожку.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело!
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму
Цель этапа: применить новое знание при решении учебной задачи с последующей проверкой применения нового знания по эталону.
Организация учебного процесса на этапе 6.
− Ребята, теперь выполните работу самостоятельно и запишите ответы в таблицу № 2.
Самостоятельная работа:
1). Он шёл самым трудным путём.
2). Нас убедили путём веских доказательств.
3). Сторож всю ночь ходил вокруг сада.
4). Ей хорошо было видно всё вокруг.
5). Благодаря вмешательству хирурга жизнь больного была спасена.
6). Он уходил, благодаря за оказанную помощь.
− Проверьте по эталону, как вы справились с заданием.
1. Номер предложения
2. Предлог
3. Часть речи, из которой происходит
2
путём
существительное
3
вокруг
наречие
5
благодаря
деепричастие
− Кто правильно выполнил задание, поставьте «+».
− У кого возникли затруднения, поставьте знак «?».
− В каком месте у вас возникли затруднения?
− Почему у вас возникли затруднения?
− Как можно проверить, правильно ли нашли производный предлог? (Предлог можно заменить другим предлогом.)
− Молодцы!
7. Включение в систему знаний. Работа в группах.
Цель этапа: применить новое знание при решении учебных задач для получения новых знаний. Работа с учебником.
Организация учебного процесса на этапе 7.
− Ребята, какие предлоги надо употребить в данных предложениях?
Земля, … обилию снега, глубоко пропиталась влагой.
Погода, … предсказанию бюро прогнозов, установилась дождливая.
Работа на ферме ведётся … графику.
(В первом предложении – благодаря, во втором предложении – вопреки, в третьем предложении – согласно.)
− Это производные предлоги. В каком стиле речи употребляются эти производные предлоги? (Официально − деловом.)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: 1) зафиксировать полученное на уроке новое знание о признаках производных предлогов; 2) проанализировать и оценить собственную учебную деятельность на уроке; 3) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8.
− Что нового вы сегодня узнали? (Что предлоги бывают производными и непроизводными.)
− Какое затруднение вы испытали на уроке? Что вы сделали, чтобы его преодолеть? (Мы не смогли найти производный предлог в предложении. Составили таблицу отличий производного предлога от самостоятельных частей речи.)
− Какую цель вы перед собой поставили? Удалось ли вам её достичь? (Научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи. Да, мы научились.)
− Что было для вас самым трудным на уроке?
− В чём для вас практическая польза знаний, которые вы «добыли» сегодня на уроке?
− А дома вам нужно ещё потренироваться?
− Тогда запишем домашнее задание:
Домашнее задание: выучить правило; упражнение на выбор 299 или 301.