Конспект 
  открытого урока 
  по русскому языку 
  на тему 
  « Непроизводные и   
  производные предлоги» 
      
      
    
    
    
  Подготовила и провела   
  СТРОСОШ им А.С.Пушкина 
   Гончаренко Ирина Анатольевна 
   Семинар учителей   
   Ашхабад 
    
    
    
    
  Тема урока:  Непроизводные и производные предлоги.
  Цели урока : углубить представление о предлоге;
  совершенствовать орфографические навыки;
  познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.
  Формировать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
  Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
 Тип урока:  закрепление новой темы.
 Оборудование:  мультимедийная доска, презентация, учебники и учебные принадлежности, таблицы, карточки, словари.
 Методические приёмы: беседа по вопросам, словарная работа, работа с учебником.
 Ход урока: 
 1 .Организационный момент.  
 Подготовка класса к уроку.
 Беседа воспитательного характера с учащимися.
  Президент Туркменистана  Гурбангулы Мяликгулыевич  Бердымухамедов
 «Воспитание подрастающего поколения – вот один из основных вопросов, стоящих перед нами . 
  Моя главная задача заключается в том, чтобы обеспечить детям счастливую жизнь, вырастить из них настоящих патриотов, честных и порядочных людей».   
 2. Повторение и обобщение пройденного.
 Работа по презентации. 
    Повторение Морфологии
    - На какие группы делятся части речи?
   
 2. Послушайте стихотворение «Служить бы рад…»
   Предлоги, союзы, частицы –  
  Все встали в один хоровод,
  Служебные, важные лица –  
  На редкость серьезный народ.
  Без них обойтись невозможно,
  И знают об этом они.
  Всегда и во всем осторожны:
  Нигде не гуляют одни.
  Но исподволь и незаметно  
  Значенье свое принесут,
  Здесь свяжут, а рядом разделят,
  Укажут и силу дадут.  
     
     Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
    Найдите в тексте служебные части речи.
    Какова их роль в предложении?  
   3. Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
   
 Объединять и связывать стараюсь
 Я равных и неравных в нужный час.
 Порою я совсем не повторяюсь,
 Порою повторяюсь много раз. Это? (союз)  
   
 Могу оттенки придавать значеньям,
 Могу усилить их без напряженья.
 Могу помочь я форм образованью,
 Когда Глагол на службу призовёт,
 Могу вообще подвергнуть отрицанью
 Всё то, что кто-нибудь произнесёт. Это? (частицы)  
   
 В предложении на службе
 С падежом всегда он в дружбе,
 На него показывает
 И слова все связывает. Это? (предлог)  
    
   Чудесный выдался денек,
 А я учу предлоги…
 Я должен твердо знать урок:
 У нас учитель строгий!
 И я шепчу, закрыв глаза,
 Скрестив под стулом ноги:
 “Что значит – “по”?
 Что значит – “за”?
 И “за”, и “по” – предлоги…”
 А хорошо бы –за порог,  
 И мчаться по дороге!..
 Какой бы выдумать предлог,
 Чтоб не учить предлоги?
   4. Работа по Презентации 
 С  лайд 4   
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
 Восстановите предложения флипчарт. 
 Любовь __ к __ матери заложена 
 _ в __ нас самой природой. 
 Одна __ у __ человека родная мать, 
 одна __ у __ него и Родина. 
    
 Слайд 5. 
 С  лайд 6. 
      
   
   
   
   
   
   
   
   
    
  3.  Сообщение темы урока и её запись в тетради.
 4.  Работа над темой урока
 Слайд 7 Слайд 8   
       
 Слайды 9   
   
    
 Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -2 
 Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. 
 Гурбангулы Бердымухамедов отметил 
 огромную роль жен(?)щин страны 
 (в)сохр..нении исконных народных 
 традиций и их серьёзные успехи на    
 производстве в науке образ .. вании 
 здр..воохр .. нении культуре и иску.. тве. 
 Найти предлоги. Определить падеж существительных с предлогом
    
      
 слайд 10   
         Слайд 11 Слайд 12 
      
 Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -3 
   
 Определить часть речи выделенных слов 
 Я хочу узнать  насчёт  конурса цветов.  Я отправился положить деньги  на счёт  в банке.   
 Напротив  дома мы разобьём клумбу с цветами.  Он живет  напротив .   
 В силу  обстоятельств я не могу приехать на праздник.   
 Нельзя не верить  в силу  народа. 
 Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -4 
 Составить предложения с данными словами 
 Ввиду 
 Вокруг 
 Несмотря на 
 Слайды 14-15-16 
 5.  Закрепление пройденного на уроке.
 Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -5 
  Вставь подходящий предлог.
  В – НА
  Работать … школе, … музее, … почте, … библиотеке, … фабрике, … заводе, … магазине, … театре, … стройке.
  ИЗ - С (СО)
  Упал … дерева, … дупла, … кармана, … ветки, … гнезда, … окна, … крыши, … стола, … крыльца, … стула, … ступеньки.
 Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -6 
     Как ____ воду глядел.
    Глаза ____ лоб лезут.
    За словом ____ карман не лезет.
    Зуб ____ зуб не попадет.
    Как снег ____ голову.
    Друзья познаются ____ беде.
    ____ безрыбье и рак рыба.
    Сорока ____ хвосте принесла.
      
 6.  Итог урока.
  Ты части речи те — союз,
  Предлог, частицу, — помни.
  Ты, школьник, намотай на ус,
 Названье их запомни.
 7. Домашнее задание.