Конспект
открытого урока
по русскому языку
на тему
« Непроизводные и
производные предлоги»
Подготовила и провела
СТРОСОШ им А.С.Пушкина
Гончаренко Ирина Анатольевна
Семинар учителей
Ашхабад
Тема урока: Непроизводные и производные предлоги.
Цели урока : углубить представление о предлоге;
совершенствовать орфографические навыки;
познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.
Формировать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Тип урока: закрепление новой темы.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, учебники и учебные принадлежности, таблицы, карточки, словари.
Методические приёмы: беседа по вопросам, словарная работа, работа с учебником.
Ход урока:
1 .Организационный момент.
Подготовка класса к уроку.
Беседа воспитательного характера с учащимися.
Президент Туркменистана Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов
«Воспитание подрастающего поколения – вот один из основных вопросов, стоящих перед нами .
Моя главная задача заключается в том, чтобы обеспечить детям счастливую жизнь, вырастить из них настоящих патриотов, честных и порядочных людей».
2. Повторение и обобщение пройденного.
Работа по презентации.
Повторение Морфологии
- На какие группы делятся части речи?
2. Послушайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
Найдите в тексте служебные части речи.
Какова их роль в предложении?
3. Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз. Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт. Это? (частицы)
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает. Это? (предлог)
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
Что значит – “за”?
И “за”, и “по” – предлоги…”
А хорошо бы –за порог,
И мчаться по дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
4. Работа по Презентации
С лайд 4
Восстановите предложения флипчарт.
Любовь __ к __ матери заложена
_ в __ нас самой природой.
Одна __ у __ человека родная мать,
одна __ у __ него и Родина.
Слайд 5.
С лайд 6.
3. Сообщение темы урока и её запись в тетради.
4. Работа над темой урока
Слайд 7 Слайд 8
Слайды 9
Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -2
Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Гурбангулы Бердымухамедов отметил
огромную роль жен(?)щин страны
(в)сохр..нении исконных народных
традиций и их серьёзные успехи на
производстве в науке образ .. вании
здр..воохр .. нении культуре и иску.. тве.
Найти предлоги. Определить падеж существительных с предлогом
слайд 10
Слайд 11 Слайд 12
Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -3
Определить часть речи выделенных слов
Я хочу узнать насчёт конурса цветов. Я отправился положить деньги на счёт в банке.
Напротив дома мы разобьём клумбу с цветами. Он живет напротив .
В силу обстоятельств я не могу приехать на праздник.
Нельзя не верить в силу народа.
Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -4
Составить предложения с данными словами
Ввиду
Вокруг
Несмотря на
Слайды 14-15-16
5. Закрепление пройденного на уроке.
Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -5
Вставь подходящий предлог.
В – НА
Работать … школе, … музее, … почте, … библиотеке, … фабрике, … заводе, … магазине, … театре, … стройке.
ИЗ - С (СО)
Упал … дерева, … дупла, … кармана, … ветки, … гнезда, … окна, … крыши, … стола, … крыльца, … стула, … ступеньки.
Выполнение задания по ФЛИПЧАРТУ -6
Как ____ воду глядел.
Глаза ____ лоб лезут.
За словом ____ карман не лезет.
Зуб ____ зуб не попадет.
Как снег ____ голову.
Друзья познаются ____ беде.
____ безрыбье и рак рыба.
Сорока ____ хвосте принесла.
6. Итог урока.
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
7. Домашнее задание.