kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

6 класс. Конспект урока по русскому языку (развитие речи)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание урока развития речи "Изображение снега в сказках, в живописи, в музыке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«6 класс. Конспект урока по русскому языку (развитие речи)»

РУССКИЙ ЯЗЫК. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: изображение снега (снежинок) в сказках (на примере сказки «Снежная королева» Андерсена, «Щелкунчик» Гофмана), в живописи ( на примерах иллюстраций Юона, Левитана и др.), в музыке (на примере «Вальса снежных хлопьев» Чайковского).

ЦЕЛЬ УРОКА: подготовка учащихся к написанию сочинения по музыкальным впечатлениям.

ЗАДАЧИ УРОКА:

- продолжать формировать у учащихся навыки выполнения творческих работ;

- развивать у учащихся умение сравнивать и обобщать изученный материал;

-развивать эмоциональное восприятие учащихся, используя межпредметные связи;

- содействовать эстетическому воспитанию учащихся.


ХОД УРОКА:

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

- Дорогие ребята, сегодня нас ждет необычная работа. Мы будем готовиться писать сочинение по музыкальным впечатлениям. Но для начала отгадайте загадку:

Он слетает белой стаей и сверкает на лету;

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луной он – серебром.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой!

  1. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ:

- О чем идет речь? Как вы определили, что речь идет о снеге? Какие слова помогли вам отгадать загадку? (слетает, сверкает, тает, залетает; белой, прохладной, румяный) Какие части речи обозначают эти слова? Подберите синонимы к именам прилагательным. (чистый, холодный, розовый).

Давайте составим табличку «Снежных слов». Туда будем заносить цвет (краски), какой на взгляд, на ощупь; звуки снега (на снегу).

В учебниках, в художественной литературе вам встречалось описание снега, снежинок. Снег иногда становился героем сказок. Назовите эти сказки. (С.Я.Маршак «12 месяцев», «Морозко»)

  1. РАБОТА С ОТРЫВКАМИ ИЗ СКАЗКИ АНДЕРСЕНА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА».

ТЕКСТ №1:

«За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и все-таки живая! Глаза ее сияли, как две ясные звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя.»


- Какие действия совершают снежинки? Как они выглядят, с чем их сравнивает автор? Запишем некоторые слова в табличку – порхали, белый, звездочки, сверкающий, лед.

- Почему автор говорит про Снежную королеву, что она и прелестна, и нежна, но в глазах у нее нет ни теплоты, ни покоя?

Посмотрим следующие отрывки из текста сказки:

ТЕКСТ №2:

«За окном порхали снежные хлопья. Каждая снежинка походила на роскошный цветок или пятиконечную звезду…»


Запишем описание снежинок – хлопья, роскошный, цветок, пятиконечная, звезда.

Следующий текст:

ТЕКСТ №3:

«Навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоголовых змей, третьи - толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями…»


Какие словосочетания можно занести в табличку?

(большие безобразные ежи, стоголовые змеи, толстые медвежата, сверкали белизной, живые снежные хлопья)

  1. РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ:

-Снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество цветовых оттенков снега в разное время суток и в разное время года.

Вы знаете, что это так, потому что сами нарисовали иллюстрации к сегодняшнему уроку.

Теперь давайте посмотрим на иллюстрации картин знаменитых русских художников. Все они чудесно передают оттенки цвета снега, будь то весна или зима, утро или вечер.

Разбейтесь, пожалуйста, на группы и подготовьте рассказ о снеге, каким вы видите его на той или иной картине. (иллюстрации картин распределяются по группам)

Далее следуют высказывания учащихся о снеге на картинах. Некоторые заносятся в таблицу.

  1. РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНЫМ ФРАГМЕНТОМ:

- Снег может быть и героем музыкального произведения. Недавно мы читали сказку Гофмана «Щелкунчик», кто-то видел одноименный балет или мультфильм.

Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Сейчас мы будем работать с музыкальным отрывком из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Скажите, как называется история, рассказанная в балете или в опере?

Расскажите либретто «Щелкунчика» - балета, чем эта история отличается от сказки Гофмана?

Итак, в балете Маша и Щелкунчик попадают в зимний заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок. Чайковский назвал этот танец «Вальсом снежных хлопьев».

Скажите нам, что же это за танец – вальс?

Чтобы вы лучше поняли, что происходит в музыке, совершим вместе с героями сказки путешествие в зимний лес. Еще раз посмотрите на свои рисунки с изображением зимнего леса и представьте, что вы тайком от других гостей выбираетесь из дворца президента и попадаете в спящий зимний лес.

(ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ «ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ» П.И. Чайковского)


6. БЕСЕДА О МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ.

-Прекрасная музыка, не правда ли? Какое настроение она у вас создала? Как вы думаете, где происходят события? Каким вы видите снег? Какой лес под лунным светом? Деревья? Небо? Что происходит вокруг вас? Опишите снежинки, какие они? Как они двигаются, какое у них настроение?

7. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ. УСТНЫЕ ДЕТСКИЕ СОЧИНЕНИЯ.

- А теперь представьте себе, что ваш друг или знакомый никогда не слышал музыки Чайковского. Передайте свои впечатления от музыки так, чтобы ему захотелось услышать этот вальс и увидеть этот танец снежинок. Попробуйте устно передать свои музыкальные впечатления. Я знаю, как иногда трудно бывает начать рассказ. Поэтому и предлагаю вам начать с такой фразы:

«Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев» Чайковского, я представляю себе…»

И вы характеризуете музыку, ее настроение.

Дальше можно продолжить так:

«Вальс создает у меня настроение…»

Или:

«Музыка вальса словно…»

Чтобы вы более точно передали свои впечатления, я включу музыку, она поможет вам, сделает вашу речь более выразительной.

Далее следуют устные детские сочинения.


8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Дома вы, используя записанные нами слова в табличке, опишите свои музыкальные впечатления от музыки вальса в небольшом сочинении.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
6 класс. Конспект урока по русскому языку (развитие речи)

Автор: Перминова Ирина Александровна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " Развитие речи. Изложение повествовательного текста.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_razvitie_rechi_izlozhenie_pove"
    ["file_id"] => string(6) "606043"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1651400980"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства