Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Обощающий урок по теме «Имя прилагательное»
Дата ____________________________________________ 6 класс
Цели:
Тип урока: урок повторения
Материальная база, оборудование урока:
ХОД УРОКА:
Вы талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами приятно
поразитесь, какие вы умные,
как много и хорошо умеете,
если будете постоянно работать
над собой, ставить новые
цели и стремиться к их достижению.
Ж-Ж. Руссо
Зарядка позитивного мышления. (Ученики повторяют вслед за учителем)
- Прочитайте эпиграф к уроку. Эти слова французского мыслителя обращены к вам, ребята: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»
Я надеюсь, что той цели, которую мы поставим сегодня на уроке, вы обязательно достигнете.
2. Отгадайте загадку. О чём она?
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?... (имя прилагательное)
- Что вы знаете о прилагательном?
3. Тест
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2. Прилагательное может изменяться:
а) по родам;
б) по лицам;
в) по временам.
3. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) определения;
в) обстоятельства.
4. Краткую форму имеют прилагательные:
а) относительные;
б) качественные;
в) притяжательные
Это только начало нашей работы. На сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о прилагательных, и закрепить умения правильно их писать. Задача не из легких. Итак, мы отправляемся в дорогу.
4 Синтаксический разбор предложения:
Стало солнце в роще тополин.. золот.. листья распускать.
- Указать грамматическую основу предложения.
- Найдите в предложении эпитет, выпишите с ним словосочетание.
«Этимологическая страничка».
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.
- Объясните пропущенные буквы. Что вам помогает в этой работе?
5. Найди решение
А
Б
В
1. В летн… ночь
2. Колюч… ежа
3. В свеж… воздухе
4. На горяч… песке
5. От жарк… солнца
6. Ранн… утро
7. У больш… дуба
ею
иво
ом
ем
ова
ее
ова
юю
иго
ем
им
ого
ие
ога
ию
его
им
ом
ово
ии
ого
Проверь себя: 1 Б, 2 В, 3 В, 4 А, 5 Б, 6 А, 7 В (взаимопроверка по ключу)
ФИЗМИНУТКА
6 Работа с текстом.
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осе(н, нн).. дни соб..раются к отлету журавли. Перед дальн.. дорогой покружили они над р..кой, над родным болотом. Собрались в стройн.. косяки, потянулись в далек.. теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летел жур..вли(н, нн)ый к..сяк.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.
Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, журавли! До радостной встречи весною!
-Какова основная мысль этого текста?
-Объясните пропущенные буквы. Какие орфограммы вы вспомнили?
- Выпишите прилагательные, определите разряд.
- Когда в суффиксах прилагательных пишется –Н-, а когдла -НН-?
-Н-
-НН-
-АН-
На стыке морфем
-ИН-
-ОНН-
-ЯН-
-ЕНН-
ветренный
Оловянный
Деревянный
Стеклянный
7. Цифровой диктант
«Лови ошибку». Запиши исправленный вариант
9. Спишите, раскрывая скобки
1. (Не)верный друг — опасный враг.
2. Добрая слава злому (не)навистна.
3. (Не)доброе слово больнее огня жжёт.
4. Честна (не)кудрявая речь, а правдивая.
5. (Не)чистая совесть спать (не)даёт.
6. Живи (не)прошлым, а завтрашним днём.
7. В (не)дружной семье добра (не)бывает.
8. (Не)разумного учить, что в бездонную кадку воду лить.
11. Итог урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
А
Б
В
1. В летн… ночь
2. Колюч… ежа
3. В свеж… воздухе
4. На горяч… песке
5. От жарк… солнца
6. Ранн… утро
7. У больш… дуба
ею
иво
ом
ем
ова
ее
ова
юю
иго
ем
им
ого
ие
ога
ию
его
им
ом
ово
ии
ого
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осе(н, нн).. дни соб..раются к отлету журавли. Перед дальн.. дорогой покружили они над р..кой, над родным болотом. Собрались в стройн.. косяки, потянулись в далек.. теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летел жур..вли(н, нн)ый к..сяк.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.
Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, журавли! До радостной встречи весною!
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт