- Назовите букву, которая чаще всего встречается в словах, написанных на доске. (р)
- Охарактеризуйте звук, который обозначает букву р в данных словах. (Буква р обозначает звук /р/. Он согласный, непарный, звонкий, твёрдый.)
У. – Определите порядок следования букв в данном ряду: Рре, Рри, Рря, Ррю (Заглавная Р, строчная р чередуются с гласными буквами алфавита, которые смягчают предшествующий согласный)
3.Актуализация опорных знаний:(1м)
-Для чего нужна заглавная буква?
-А как называются слова, обозначающие имена, фамилии, отчества людей, клички животных?
А может быть кто-то объяснит и само значение слова «собственные»?
Молодцы! Остановимся на слове Россия.
4.Самоопределение к деятельности:
Словарная работа: Россия Кто знает, от какого слова произошло слово Россия?
Россы – это народ, который проживал на территории нашей страны в далёкой древности. Это были высокие светловолосые люди, Сейчас их называют россиянами. Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам
Соберите информацию об этом слове (это существительное, неодушевлённое, собственное)
Послушайте стих. о России и ответьте на вопрос: Какая ещё может быть Россия?
Необъятная моя Россия
Ты - могучая моя Россия!
Ты – прекрасная моя Россия!
Ты – могучая моя страна!
Подберите синонимы к слову необъятная( неохватная, безграничная, необозримая)
Перед вами карта России. Что же изображено на карте России.(названия городов, рек, гор, озёр)
Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока. Чему мы будем учиться на уроке?
На карте России более миллиона названий.
Как пишутся географические названия? Почему?
С какой целью дают названия странам, морям, рекам, городам, деревням?
Реки, моря и озера,
Страны, города,
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!
Это нужно запомнить, раз и навсегда!
5.Объяснение нового материала
А) Работа в печатной тетради: с.29 № 61 КАРТОЧКА
Б)Работа по учебнику с 60 Упр 102 ( обрати внимание-правило)
6.Физминутка. (собственные – руки вверх, потянулись;
Работа с деформированным предложением На доске: .осква, оссии, главный, горо.
Вставьте пропущенные буквы, докажите их написание.
8. Дифференцированное задание: Сейчас вам предстоит рассказ о родном селе
Я живу в селе… Это … район, … край. У нас протекают реки …. и … . Наша школа находится на улице … .
Слова для справок ( Пермский, Чёрная, Совхозная, Краснокамский, Пальта. )
9 .Рефлексия: Письмо под диктовку:
Коля Иванов живёт на улице Мира в городе Москва. Летом он с тётей Ниной поедет в Волгоград. Город стоит на берегу Волги. Волга-величайшая река России.
Наш урок подходит к концу. Какие знания мы сегодня получили? А для чего нам эти знания? Где они нам могут пригодиться в жизни?
10.Итог: - Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
Резерв:Соедините слова правого столбика со словами левого столбика по смыслу. Пары слов запишите в тетрадь. (Итоговый контроль, развитие анализа и синтеза.)