Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в названиях"
Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в названиях"
Структура и содержание урока соответствуют новым требованиям ФГОС. В уроке содержится развитие умения писать большую букву в географических названиях, улавливать связи между объектами и их названиями.
Учитель продолжить знакомство с терминами — слова - предметы собственные и нарицательные; научить детей пользоваться в речи собственными и нарицательными словами - предметами; научит видеть орфограмму большая буква в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Учитель будет развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь, формировать орфографический навык , расширять кругозор учащихся, развивать творческие и исследовательские способности учащихся.
Воспитывать интерес учащихся к русскому языку и истории родного края , вызвать чувство любви и гордости по отношению к России ; потребность пользоваться всем языковым богатством, а значит, и познавать его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в названиях" »
Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: Большая буква в географических названиях. Запись слов в алфавитном порядке.
Цель:
– развитие умения писать большую букву в географических названиях, улавливать связи между объектами и их названиями. Задачи:
Образовательные продолжить знакомство терминами — слова - предметы собственные и нарицательные; научить детей пользоваться в речи собственными и нарицательными словами - предметами; видеть орфограмму большая буква в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами. Развивающие развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь, формировать орфографический навык , расширять кругозор учащихся, развивать творческие и исследовательские способности учащихся. Воспитательные воспитывать интерес учащихся к русскому языку и истории родного края , вызвать чувство любви и гордости по отношению к России ; потребность пользоваться всем языковым богатством, а значит, и познавать его.
Планируемые результаты:
Личностные –
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивныеуниверсальные учебные действия (УУД) –
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД –
1. Развиваемумения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5.Обобщать и классификация.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД–
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Предметные- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
Тест «Заглавная буква в именах собственных» (создан автором) Вариант I http://www.anketer.ru/vote/aWQufncIxn/ Вариант II http://www.anketer.ru/vote/YxyDDfotDJ/
Этапы урока
Ход урока
Ι. Органи- зацион-ный момент
А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? – Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
II.Проверка домашне-го задания.
Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин.
Кем был твой прадед на Руси, Свою фамилию спроси. Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов — Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва дёготь гнал, В дегтярне горбил спину. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи. В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. Звучат как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись — и ты увидишь в них Историю России.
– Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своей фамилии.) Беседа по вопросам.
–О какой части русского языка вы рассказывали? (О именах собственных) Назовите какие слова относятся к именам собственным ? –С какой буквы пишутся имена собственные? ( имена, отчества, фамилии, клички животных )
ΙΙI.Постановка цели урока.
Чистописание
–Подумайте как можно назвать этого щенка? (Рыжик) Слайд 1 –Какая самая распространённая кличка у кошек?(Мурка) Слайд 2 –С каких звуков начинаются эти слова? ( [р], [м] ). –Что объединяет эти звуки? (согласные, звонкие, непарные ) –При помощи каких букв записывают данные звуки? (эр, эм) Упражнение для рук «Часики» Развести пальчики и начать ими вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращения в обратную сторону. –Сейчас мы поработаем над красотой письма заглавных букв
РМ Слайд 3Словарная работа.
–Какие два дорогих слова для каждого человека нашей страны начинаются с этих букв? (Россия , Москва) –Услышав эти два слова вспоминаются такие строки: Россия как из песни слово, Берёзок юная листва, Гуденье цеха заводского, Любимый город наш – Москва. –Подумайте а на ком держится земля русская? (На человеке)
–А кто дружный , непобедимый в России?(Народ)
–Запишите названные слова. Беседа по вопросам. –Что объединяет эти слова? ( Словарные слова) – Что вы заметили при написании этих слов? (Россия, Москва написали с большой буквы) – Как вы думаете почему мы их так записали? (Это названия страны и столицы) – Как какому разделу относятся слова страна, столица? (Географические названия) –Чем будем заниматься на уроке? (Тема урока «Заглавная буква в географических названиях».) Слайд 4
– Названия улиц будут географическими названиями? – Как их надо писать?
– Запишите название улицы, на которой вы живёте.
– Как называется населённый пункт, в котором мы живём.( хутор Марьевка) –Какое красивое название нашей малой Родины. Здесь разные народы Одной семьёй живут. В полях пшеница всходит, И песни все поют. Здесь учатся дети в школе. Чтут дедов и отцов. –Запишите название хутора в тетради. –Кто знает название нашей области? ( Ростовская область) –Запишите название. Слайд 5 – Кто знает название столицы области? (Город Ростов-на-Дону) ––Запишите название. –Что интересного в написании? (Два слова написаны с большой буквы) ––Какие мысли варианты возникли? (Столица расположена на реке Дон) Откуда Дон берет начало, Где скрыта вечная струя, Что вниз по руслу величаво Уходит в дальние края? Под невысокою березкой Начало Дон свое берет; Из-под травы земли Московской, Ивана-озера берет.
(А. Софронов)
– Догадайтесь, на каких географических объектах мы сегодня остановимся? ( На реках ) –Какие ещё вы знаете водные объекты? ( Названия рек, морей, озёр, океанов) – Составим план урока.
Учитель составляет план урока вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)
V. Закрепление.
1. На доске (слайде) записаны слова:
Индийский Чёрное Волга Байкал
Тихий Азовское Ока Селигер
– Прочитайте названия.
– Что объединяет пары слов? Добавьте общие названия (океан, море, река, озеро). – Запишите названия водоёмов вместе с общим названием: Индийский океан …
– Как написаны названия водоёмов? Почему?
– Какие ещё вы знаете моря? Озёра?
Комментированная запись 2–3 названий.
– Донской край богат реками. Главная и самая большая река — Дон. Физкультминутка.
–Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой. Возле школьного крыльца Посадили деревца: Вера – вербу, Ясень – Вася, Слава – сливу, Клава – клён. Ты работал – оставайся, Ты ленился – выйди вон. 2. Работа в парах. –Вы получили раздаточный материал - карточки с названиями небольших рек нашей области. (Азовка, Большая Калинка, Грушевка, Елань, Западный Маныч, Кадамовка, Миус, Правый Тузлов,Сал, Цимла, Чир, Щепкина, Ясиновка) Работа проводится по алгоритму.
а) Прочитайте названия рек.
б) Расположите в алфавитном порядке.
в) Подчеркните большую букву.
г) Сделайте вывод.
д) Проверь.Слайд 6
VI.Пер-вичный контроль
Работа по учебнику.
Упр. 157 – знакомство с названиями российских рек, поиск их местоположения на карте, развитие умения правильно писать названия рек и располагать их в алфавитном порядке. Работа проводится по алгоритму.
а) Прочитайте названия рек.
б) Найдите их на карте.
в) Запишите в алфавитном порядке.
г) Подчеркните большую букву.
д) Сделайте вывод.
VII. Домаш-нее задание.
(творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
Упр. 125 («Дидактический материал»). Сочинить сказку или стих о реках России. Чтение задания , обсуждение возникших вопросов.
VIII. Итог урока.
Рефлексия. Что интересного вы узнали об именах? Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме: Сегодня на уроке я:
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за … –Как можно использовать полученные знания на других предметах в повседневной жизни?
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв – подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги, Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!
Заявка на участие в конкурсе
«Лучшее из опыта работы»
1.ФИО педагога – Андрух Марина Станиславовна.
2. Домашний адрес – ул.Майская, д.28, кв.23 г. Шахты, Ростовская обл.346537 тел. 8 905 451 90 43, Email – marina_ andrukh@mail. ru
3.ОУ (школа или другое ОУ) – МБОУ ООШ № 19.
4.Номинация – разработка урока .
5.Предмет – русский язык.
6.Аудитория обучающихся – 2 класс.
7.Тема методической разработки – «Большая буква в написании географических названий. Запись слов в алфавитном порядке.»
8.Как вы узнали о конкурсах МАУНЕД «МАГИСТР» ? – методический кабинет Октябрьского сельского района.