Вариант 1
1. Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)История шляпы в России насчитывает 300 лет и полна невероятных событий,
свидетельствующих не столько о причудах моды, _____ об особой роли шляпы. (2)С давних пор
головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода
«замещение» головы. (3) Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора
позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, но как своеобразный
культурный и художественный феномен.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте?
1. История взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать
шляпу как своеобразный культурный феномен.
2. Шляпу следует рассматривать как своеобразный культурный и художественный феномен,
поскольку её история в России насчитывает 300 лет.
3. С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего
рода «замещение» головы.
4. История шляпы полна невероятных событий, которые позволяют её рассматривать не
просто как элемент костюма.
5. Шляпа рассматривается как своеобразный культурный феномен, поскольку с человеком её
связывает сложная история взаимоотношений.
2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите
это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ.
Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи.
ЭЛЕМЕНТ, -а, м.
1. Составная часть чего-л.; компонент. Разложить целое на элементы. Из каких элементов
состоит культура? Природа — э. производства. Составные элементы чего-л. // Характерное
движение, одна фигура какого-л. упражнения, танца и т.п. Гимнастические, танцевальные
элементы. Разучивать э. фигурного катания.
2. чего или какой; книжн. Отдельная сторона, характерная особенность чего-л.
Фантастический э. повести. Драма с элементами комедии. Э. бессознательности в поведении
человека.
3. Спец. Деталь какого-л. сооружения, устройства; единица какого-л. множества. Сборные
элементы лестницы. Полупроводниковые элементы. Интернациональные элементы лексики.
4. (С опр.). О человеке, личности как представителе какой-л. среды, социальной группы и т.п.
Прогрессивные элементы общества. Посторонние элементы. Чуждый э. в коллективе. / (Без
опр.). Неодобр. О плохом, вредном и т.п. человеке. Все знают, что ты за элемент!
5. Спец. Простое вещество, неразложимое обычными химическими методами на составные
части. Периодическая система элементов. Лёгкие элементы.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сливОвый
воссоздалА
нефтепровОд
Отрочество
наделИт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Чарский был один из КОРЕННЫХ жителей Петербурга.
2. Это была самая симпатичная сотрудница в отделе, тихая и БЕЗОТВЕТНАЯ.
3. Авторская позиция глубоко ЭТИЧНА, и из статьи ещё раз можно убедиться, что Сергей
Викторович - очень хороший человек.
4. Наверное, никакой мудрец не разрешит этой ВЕЛИКОЙ тайны любви.
5. Трагедия не вызывала в слушателях недоумения, она будила в их душах сочувственный
ОКЛИК, созвучное настроение.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно
употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного
русского литературного языка.
Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
заключить ДОГОВОРЫ
не более ПОЛУТОРА метров
МОЛОЖЕ сестры
совсем ОЗЯБНУЛ
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
проверяемая гласная корня.
1) кн..гиня, ижд..венец, пл..вник
2) сп..ши (на урок), за..вить, ум..лять (достоинства)
3) к..лбаса, п..стила, предл..жение
4) б..стион, к..вычки, в..нтиляция
5) пом..рить (поссорившихся), зав..нтить, об..жал (синоним опечалил)
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
1) не..говорчивый, и..виваться, бе..численный
2) пр..рывистый, пр..образование, пр..увеличение
3) в..едливый, из..ять, трёх..игольный
4) з..ковать, не..хваченный, н..расхват
5) с..змала, об..скивать, пред..дущий
10. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг..вать, насмешл..вый
2) фасол..вый, накрахмал..ть
3) обрад..вать, мех..вой
4) выздоров..вший, недогадл..вость
5) прицел..вающийся, засушл..вый
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1) сия..шь, закле..вший
2) представ..шься , отправл..нный
3) налад..шь , скле..нный
4) онеме..шь, ожида..мый
5) перелож..шь, довер..вший
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.
2. Большой двор, (НЕ)СМОТРЯ на сильный зной, был оживлён.
3. Из-за каменных зданий солнца (НЕ)ВИДНО.
4. Врагов (НЕ)БЫЛО только у беркута и коршуна.
5. Лось — зверь далеко (НЕ)ПРОСТОЙ.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
1. Он всегда появлялся внезапно и ТАК(ЖЕ), как его брат, внезапно исчезал, ЧТО(БЫ) через
год появиться снова.
2. Имейте (В)ВИДУ, что одно и ТО(ЖЕ) событие по-разному воспринимается разными
людьми.
3. (И)ТАК, (В)ТЕЧЕНИЕ месяца вы должны будете ежедневно принимать эти таблетки.
4. Солнце уже светило (С)БОКУ, и дорога, укатанная после дождя телегами, уходила (В)ДАЛЬ,
зыбкую, подёрнутую туманом.
5. (В)СЛЕДСТВИЕ инцидента никто не пострадал, но садовый дом сгорел (ДО)ТЛА
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Я видел много озёр с водой цвета олова, слушал стари(1)ые песни, видел нашу деревя(2)ую
Флоренцию — церкви и монастыри, плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу
избавиться от впечатления, что оно заколдова(3)о и осталось нам от тех времён, когда
первозда(4)ая тишина земли ещё не нарушалась ни одним пороховым взрывом.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
1. Бросились туда и стар и млад.
2. В дни праздников на городской площади устраивались если не спортивные игры то
театрализованные представления.
3. Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.
4. Захотел медведь мёду да вспомнил про пчёл.
5. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали
убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого
является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные
перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта
способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание
читающего человека стало поверхностным, «порхающим».
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте?
1. Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из
Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание,
запоминать информацию, меняется «природа» чтения.
2. Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и
запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным
источником информации.
3. У людей, основным источником информации для которых является Интернет,
учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности
концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение
восприятия.
4. Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется
восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя.
5. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека,
основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром
«приобретённого дефицита внимания».
Какое слово должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите
это слово (сочетание слов).
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА.
Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи.
ПРИРОДА, -ы, ж.
1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п.
(неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана
природы. Взаимоотношения человека и природы.
3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне
природы. Выезжать на природу (прост.).
4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п.
заболевания.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
облилАсь
дозвонЯтся
нАживший
налитА
начАв
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы
2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ
ценностям практикующих врачей.
3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...
4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.
5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и
недорогую.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно
употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного
русского литературного языка.
Показалось миловидное, немножко широкое, но свежее лицо с весёлыми каштановыми
глазами и чёрными бровями.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
поднялся БОЛЕЕ ВЫШЕ, ПОЕЗЖАЙ вперёд, ЧЕТВЕРО саней, ПОПРОБУЕМ решить, нет ВРЕМЕНИ
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
проверяемая гласная корня.
1) кн..гиня, ижд..венец, пл..вник
2) сп..ши (на урок), за..вить, ум..лять (достоинства)
3) к..лбаса, п..стила, предл..жение
4) б..стион, к..вычки, в..нтиляция
5) пом..рить (поссорившихся), зав..нтить, об..жал (малыша)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.
1) вз..скательный, пред..стория, раз..грать
2) пре..плечье, на..кусить, о..фильтровать
3) и..головье, бе..прекословный, ра…плавленный
4) пр..образить, непр..взойдённый, пр…балтийский
5) по..сыпать, на..резать, по..писать
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1) понаде..вшись, щавел..вый
2) удоста..вать, черешн..вый
3) душ..нка, взвеш..нный
4) марл..вый, чист..нький
5) удва..вать, выздоравл..вать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1) пил..шь, встреч..нный
2) подкле..шь, закруч..нный
3) завяж..шь, потуш..нный
4) вер..щий, наде..ться
5) бор..шься, знач..мый
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться
взгляду, но тотчас рассмеялась.
2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.
3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ
головой.
4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий — какой-то сонный.
5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие
закономерности.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.
2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в
зелень зеркала.
3. И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и
выше.
4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается
далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.
5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в
его лирических строках.
2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического
выделения слов или словосочетаний.
3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм
образа.
5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.