kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник диктантов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематический учёт знаний, умений, навыков по русскому языку является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе. Он проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.

         Текущие и итоговые контрольные диктанты представлены в трех вариантах. Итоговые контрольные работы проводятся пять раз в году. Ими являются входная работа, работа за I, II, III четверти и за год. Входная работа, которая проводится в самом начале учебного года, позволяет выявить, в какой мере утрачены знания, умения и навыки, полученные в предыдущем учебном году, за летний период. Контрольные работы за каждую учебную четверть и учебный год позволяют следить за формированием знаний, умений и навыков в течение всего учебного года. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник диктантов »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАСПИСКА.



Систематический учёт знаний, умений, навыков по русскому языку является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе. Он проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.

Текущие и итоговые контрольные диктанты представлены в трех вариантах. Итоговые контрольные работы проводятся пять раз в году. Ими являются входная работа, работа за I, II, III четверти и за год. Входная работа, которая проводится в самом начале учебного года, позволяет выявить, в какой мере утрачены знания, умения и навыки, полученные в предыдущем учебном году, за летний период. Контрольные работы за каждую учебную четверть и учебный год позволяют следить за формированием знаний, умений и навыков в течение всего учебного года.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Тексты предлагаемых диктантов – средней трудности и рассчитаны на выполнение всеми учащимися на той ступени обучения, на которой они находятся. Задания, помещённые после диктанта, служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание также служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков. Наряду с этим проверяются: умение списывать с рукописного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения.

Данное пособие предназначено для учителей начальной школы. Оно поможет осуществлять систематический контроль за достижением результатов обучения, следить за продвижением детей в овладении знаниями, умениями и навыками.









Первый класс.

III четверть.

Диктанты.


Вариант 1.

ДОМА.

Все были дома. Папа читал газету. Мама шила брюки. Марат учил уроки. Асем играла. (14 слов).


  1. Разделить на слоги и поставить знак ударения в слове ГАЗЕТА

  2. Подчеркнуть все гласные буквы.

  3. Составить схему к слову ЧИТАЛ



Вариант 2.

ГОРКА.

Взял Асет санки. Он идет на горку. Там дети. Мальчик возит Дину. Хорошо зимой! (14 слов).


  1. Разделить на слоги и поставить знак ударения в слове ХОРОШО

  2. Подчеркнуть мягкие согласные.

  3. Составить схему к слову САНКИ.



Вариант 3.

ЗИМОЙ.

Настала зима. Снег укрыл землю. На окнах узоры. Вот розы и пальмы. В саду столик для птиц. Ася сыпала корм. Птицы клюют зёрна. (23 слова).

  1. Подчеркнуть согласные в словах первого предложения.

  2. Над словами второго предложения поставить знак ударения.

  3. Составить схему к слову ПАЛЬМЫ.



КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.


  1. Вставить пропущенные гласные: КЛ…КВА, ЛЫЖ…, Ч…ЙНИК, ЦАПЛ…, УТ…ТА, Б…ЛКА.

  2. Списать. В выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.


ДРУЖНАЯ РАБОТА

На даче идёт работа. Папа кладёт на тачку землю. Сын Берик возит её на клумбу. Мама и Асель сажают цветы.


IV четверть.

Диктанты.


Вариант 1.

КУСТ.

В саду рос куст. Он был пышный. На ветках красные розы. Розы так пахли! А рядом шипы. (17 слов).


  1. Разделить на слоги слова РОЗЫ, КРАСНЫЕ, ШИПЫ

  2. Подчеркнуть мягкие согласные в словах РЯДОМ, НА ВЕТКАХ

  3. Выполнить звуковой анализ слова КУСТ.


Вариант 2.

МУРЗИК.

У Карины живёт кот Мурзик. Он весь белый. На лапках тёмные пятна. Хвост пушистый. Мурзик любит играть. (17 слов).


  1. Разделить на слоги слова КОТИК, ТЁМНЫЕ, БЕЛЫЙ

  2. Подчеркнуть мягкие согласные в словах ЛЮБИТ, ИГРАТЬ.

  3. Выполнить звуковой анализ слова ХВОСТ.


Вариант 3.

ДЛЯ МАМЫ.

Мама ушла на работу. Олжас мёл пол. Шолпан мыла чашки. Папа принёс мимозу. Мама будет рада. (16 слов).


Слова для справок: мимозу, будет.

  1. Разделить на слоги слова РАБОТА, ЧАШКИ, МИМОЗА.

  2. Подчеркнуть твёрдые согласные в словах ОЛЖАС, ПРИНЁС.

  3. Выполнить звуковой анализ слова РАДА.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.


  1. Дописать слоги, чтобы получились слова: КЛЮ-, МЯ- (ЧИК); ЧАЙ-, КЕП- (КА).

  2. Списать. Подчеркнуть мягкие согласные в выделенных словах.


ИГРУШКИ.

Дети играют. У Айжан юла. Девочка крутит юлу. Игрушка гудит и поёт. Ержан взял кубики. Мальчик строит башню.



Второй класс.

I четверть.

Диктанты стартовые.


Вариант 1.

КНИГА.

Дядя Арман принёс книгу. Там зайка и мишка. Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. (17 слов).


Слова для справок: любим

  1. В словах первого предложения подчеркнуть мягкие согласные.

  2. Разделить на слоги слово ЗАЙКА.

  3. Подчеркнуть имена людей.


Вариант 2.

НОВЫЙ ДОМ.

Наш дом в пять этажей. Тут был пустырь. Вышли во двор Петя и Серик. Дети сажали кусты. (17 слов).


Слова для справок: сажали, во двор.

  1. Выписать имена детей. Подчеркнуть в словах мягкие согласные.

  2. Разделить на слоги слово ЭТАЖИ

  3. Подчеркнуть имена людей.



Вариант 3.

УРОК ТРУДА.

Идёт урок. На партах бумага и клей. Юра клеит цепь. У Динары вышла кукла. У Ербола зайка. (17 слов).


Слова для справок: клеит

  1. В словах последнего предложения подчеркнуть мягкие согласные.

  2. Разделить на слоги слово БУМАГА.

  3. Подчеркнуть имена людей.



Диктанты текущие.

Правописание гласных и согласных.

Вариант 1.

КТО ГДЕ ЖИВЁТ.

Сова живёт в дупле. Лисица живёт в норе. Медведь спит в берлоге. Дом грача – гнездо. А рыбы живут в воде. (20 слов).


  1. К словам СОВА, ГНЕЗДО подобрать проверочные слова.

  2. Во втором предложении подчеркнуть мягкие согласные.

  3. Найти и подчеркнуть слово, в котором букв больше, чем звуков.


Вариант 2.

ОВЦЫ.

За рекой высокая гора. На лугу под горой сочная трава. Там дедушка Орал пасёт колхозных овец.

Вот дедушка заиграл в рожок. Он зовёт овец. Пора на скотный двор. (28 слов).


Слова для справок: рожок, зовёт.

  1. Записать цифрой количество слов в первом предложении.

  2. В словах ГОРА, ТРАВА подчеркнуть безударные гласные.

  3. К словам ПАСЁТ, РОЖОК подобрать проверочные слова.


Вариант 3.


ЭКСКУРСИЯ.

Учитель повёл наш класс на стройку. Кран поднимал плиту. Это стена с окном. Рабочие ставили плиту на место. На наших глазах построили два этажа. Скоро в дом приедут жильцы. (29 слов).


Слова для справок: поднимал, скоро.

  1. Записать цифрой количество слов в первом предложении.

  2. К словам СТЕНА, ПЛИТА подобрать и записать проверочные слова.

  3. Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.



КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Найти начало и конец предложения. Списать, поставить нужные знаки в конце предложения.

ЖУРАВУШКА

Журавушка подрос за лето стал он стройный и красивый пришла осень птицы улетали в жаркие страны журавушка улетал вместе со всеми в последний раз шагал он по родному болоту вот журавли собрались в стаю пора лететь!


II четверть.

Диктанты итоговые.


Вариант 1.

КТО ГДЕ ЖИВЁТ.

Моя подруга Аида Садыкова живёт в Павлодаре. Дядя Мурат живёт в Астане. Город Астана стоит на реке Ишим. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню Озёрки. (30 слов).


Слова для справок: пишем, поедем, в Павлодаре.

  1. Подчеркнуть большую букву в именах и фамилиях людей, названиях мест.

  2. Над словами первого предложения поставить знак ударения.

  3. Выполнить звуковой анализ слова ПИСЬМА.


Вариант 2.

ЁЛКА.

В зале стоит душистая ёлка. На ветках игрушки. Их делали сами ребята. Тут красивые бусы и яркие флаги. Вот слоник и серый волк. Там большие шары. На макушку надели шпиль. (30 слов).


Слова для справок: в зале, на ветках.

  1. Указать цифрой количество слов в первом предложении.

  2. Разделить для переноса слова ДУШИСТАЯ, СЛОНИК.

  3. В словах первого предложения подчеркнуть гласные буквы.


Вариант 3.

ГОРКА.

Ребята вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Весь день трудились. Скоро у стены сарая выросла горка. Дети полили её водой. (29 слов).


Слова для справок: скоро, выросла.

  1. Подчеркнуть предложение с вопросительным знаком в конце.

  2. Указать цифрами количество звуков и букв в слове МАЛЬЧИКИ.

  3. Подчеркнуть слова, в которых букв больше, чем звуков.



КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.


Найти начало и конец предложения. Списать, поставить, где нужно точки.


РЫБАЛКА.

Дедушка Егор с внуком Васей пошли на пруд они взяли удочки в руках у Васи ведёрко для рыбы дедушка нёс наживку дед и внук сели на пень под старой ивой кругом тихо закинули лески клюнула первая рыбка. (37 слов)


III четверть.

Диктанты текущие.

Имя существительное.


Вариант 1.

АИСТЫ.

Аисты свили гнездо на крыше дома. В гнезде пищали птенцы. Аисты летали на болото за кормом. Вдруг аисты пропали. Ребята стали кормить птенцов из рук. За лето птенцы выросли. (29 слов).


  1. Выписать из текста в первый столбик три слова, отвечающие на вопрос кто?

  2. Выписать из текста во второй столбик три слова, отвечающие на вопрос что?

  3. Подобрать близкие по значению слова к слову РЕБЯТА.


Вариант 2.

ВЕСНА.

Наступает весна. Она идёт быстрыми шагами. На полях местами лежит снежок. В лесах снег лежит всюду. Лёд на реке стал тёмным. У берегов выступила вода. Грачи летят в родные края. (30 слов).


Слова для справок: снежок, у берегов.

  1. Над словами второго предложения поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

  2. В третьем предложении найти и подчеркнуть имена существительные.

  3. Выписать существительное во множественном числе.


Вариант 3.

ТРИ ВЕСНЫ.

В полях показалась земля. Наступила первая весна, полевая. На реке треснул лёд. Река стала вольной. Это настала вторая весна, речная. Сошёл последний снег. Ожили леса. Пришла третья весна, лесная. (29 слов).


Слова для справок: показалась, вторая, сошёл.

  1. Над словами первого предложения поставить знак ударения.

  2. В первом предложении найти и подчеркнуть имена существительные.

  3. Выписать существительные с предлогом.


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.


Озаглавить текст. Списать. Подчеркнуть Ь разделительный и двойные согласные.


Илья Субботин получил из Москвы посылку. Бабушка прислала подарок. На столе стояла чудесная игра. К Илье пришёл Айдос Жапаров. Друзья стали строить железную дорогу. Илюша клал рельсы. Друг составил длинный поезд. Мальчик завёл машину. Быстро закружил состав по рельсам.



Имя прилагательное.


Вариант 1.

ДРУЖНАЯ ВЕСНА.

Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Рыхлый снег остался в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд.

Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Кричат весёлые воробьи. (36 слов).


Слова для справок: пришла, затопила.

  1. В предложениях первого абзаца найти и подчеркнуть имена прилагательные.

  2. Подобрать противоположные по смыслу слова: сладкий, большое, тёплое, трусливый.

  3. Выделить в тексте окончания прилагательных.


Вариант 2.

СЛОНИХА ЗАБОЛЕЛА.

В цирке жила маленькая слониха. Её звали Лили. В морозную зиму слониха простудилась. У неё была ангина. Слониху лечили малиновым вареньем. Больной слонихе делали уколы. Дуров кутал Лили тёплыми попонами. (30 слов).


  1. Найти и подчеркнуть в тексте имена прилагательные.

  2. Над словами первого предложения поставить знак ударения.

  3. Выделить в тексте окончания прилагательных.


Вариант 3.

МАРТ.

Мы подъехали к опушке леса. Кругом тишь. Стоит месяц март. Днём на солнце частая капель. Ночью – звонкий морозец. А вот и первые вестники весны – ручьи. У каждого ручья свой голос. Все спешат к реке. Она давно ждет их. (38 слов).


Слова для справок: подъехали.

  1. Найти и подчеркнуть в тексте имена прилагательные.

  2. Над словами первого предложения поставить знак ударения.

  3. Подобрать противоположные по смыслу слова: ЗВОНКИЙ, ПЕРВЫЕ, ЧАСТАЯ.


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.


Определить, сколько предложений в тексте. Записать, правильно обозначая начало и конец предложений. Дать название тексту.



Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.


IV четверть.

Диктанты итоговые.

Части речи.


Вариант 1.


Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьев подлетела к дому и клюёт хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовёт Барсика домой. (27 слов).


      Слова для справок: пришла, крошки, Барсика, воробьев.

     1. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в четвертом предложении.
      2. Обведи кружочком предлоги.

3.В пятом предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения.


Вариант 2.


Весной в лесу снег стал таять. Вот под сосной закачался сугроб. Это вылез медведь из своей берлоги. Он зевнул и зашагал в чащу леса. Осенью медведь лег в берлогу и заснул на всю зиму. Шумела метель. Медведь крепко спал. (39 слов).


      Слова для справок: таять, закачался, берлоги, метель.

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2. Подобрать проверочные слова: ЗЕВНУЛ, ЗАШАГАЛ, ЛЕДЯНОЙ

  3. Над словами третьего предложения поставить знак ударения.

Вариант 3.

БАРСУКИ.

Настали тёплые весенние деньки. Вытащила барсучиха из норы малышей. Они рады зелёной траве и солнцу. Барсучки играют. Мать сидит рядом. Она детей сторожит. Вот хрустнула ветка. Барсучиха осмотрела местность. Она заметила опасность. Мать быстро детей в нору сунула и сама скрылась. (41 слово).


1. Определить части речи в 1-ом предложении;

2. Подчеркнуть главные члены во 2-ом предложении;

3. Укажи части речи в выделенных словах в данном предложении:

Стою на нашем берегу (…………), покой границы берегу (…………).

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

КАЛИНА.

Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.





















Третий класс.

Стартовые диктанты.

Вариант 1.

ОПЯТА.

Луговые опята высыпали на лесной поляне. Глаза разбегались. Желтые колечки быстро наполнили корзину. Маленькие грибки мы оставляли. Пусть растут, всех радуют. Скоро мы зашли в густую чащу. В глазах у сестры был ужас. Наша собака Чики услышала голос папы. Мы были спасены. Пора идти домой. (45 слов).

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2. Разобрать по составу слова ЛУГОВЫЕ, ГРИБКИ

  3. Подобрать проверочные слова: КОЛЕЧКИ, У СЕСТРЫ.

Вариант 2.

КРАПИВА.

Почему крапива жжет? Стебель и листья крапивы покрыты тонкими ворсинками. Их кончики очень острые. Они попадают под кожу и ломаются. Под кожу попадает кислота. Она вызывает зуд и боль. Не спеши ругать крапиву. Так и о пчеле можно судить по жалу. А пчела дает нам мед. (46 слов).

  1. В четвертом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2. Разобрать по составу слово ПОПАДАЮТ

  3. Подобрать проверочные слова: СПЕШИ, ВОРСИНКАМИ.

Вариант 3.

МУРАВЬИ.

Огромный муравейник под старой елью кипел жизнью. Мы с папой стояли рядом и наблюдали за муравьиными ручейками. Все они текли к кучке из веток и хвои. Рыжие работники несли травинки и сухие цветы. Они тащили все это на один из этажей своего жилища. Дружно живут муравьи!


  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2. Разобрать по составу слова КУЧКЕ, РАБОТНИКИ

  3. Подобрать проверочные слова: СТОЯЛИ, ТАЩИЛИ.







I четверть.

Итоговые диктанты.

Части слова.

Вариант 1.

ГДЕ ЗИМУЮТ БАБОЧКИ.

Наступают осенние холода. Ночью лёгкие морозцы затягивают лужи льдом. Куда пропали весёлые бабочки? Крапивницы залетели в сараи и там заснули. По склонам лесных полян под сухими листьями легли на зимовку лимонницы. Вьюги намели сугробы. Бродят в поисках пищи лисицы и ласки. Не найти им бабочек под пушистым снегом. (48 слов).

Слова для справок: крапивница, лимонницы, не найти.

  1. Разобрать по составу слова ОСЕННИЕ, ЗАСНУЛИ

  2. С помощью приставок образовать новые слова с корнем ЛЁТ

  3. Из текста подобрать слова по схеме: корень, суффикс, окончание.

Вариант 2.

У МОРЯ.

Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка. Перед домом стояла будка. Там на цепи находился огромный пёс Барбос. Я уходил в море. Он сторожил дом. Весело встречал меня Барбос с уловом. Он любил отведать рыбки. Я трепал собаку по спине и угощал рыбой. (48 слов).

Слова для справок: у меня, огромный.

  1. Разобрать по составу слова ОГРОМНЫЙ, УЛОВОМ.

  2. С помощью приставок образовать новые слова с корнем ХОД

  3. Из текста подобрать слова по схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание.

Вариант 3.

НАША УЛИЦА.

Хороша наша улица. Дома красивые и высокие. Во дворах - площадки для игр и цветники. Раньше на нашей улице стояли маленькие домишки. Долго жили они на свете. Стены их покосились. Тяжело жилось людям в деревянных домах. Теперь широкая улица с высокими домами, тенистыми деревьями заменила узкие переулки. (46 слов).


Слова для справок: деревянных.

  1. Разобрать по составу слова КРАСИВЫЕ, ДОМИШКИ

  2. С помощью приставок образовать новые слова с корнем ЕЗД

  3. Из текста подобрать слова по схеме: корень, суффикс, окончание.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

ПОЧЕМУ СНЕГ ЗАГРУСТИЛ.

Пришла весна. Солнце стало пригревать землю своими тёплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый, пушистый, блестящий. А сейчас он стал грязный, чёрный. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его достанут. Скоро снег совсем растает. Ребята выбежали на улицу и радуются лужам – можно пускать кораблики! Здравствуй, весна-красна!

II четверть.

Диктанты.

Склонение существительных.


Вариант 1.

ПРУД.

Около деревни Бородулиха хороший пруд. Вокруг стоят берёзы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из жёлтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбёшки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лёд с коньками и санями. (47 слов).


Слова для справок: прозрачная, мелькают.

  1. В последнем предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2. В первом и во втором предложениях определить склонение существительных.

  3. Придумать и записать 4 существительных третьего склонения.


Вариант 2.

ВЕРНЫЕ СЛЕДЫ.

Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Адиль увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку. (49 слов).


Слова для справок: приведут, знакомые.

  1. Найти предложение, в котором только главные члены. Подчеркнуть их.

  2. В предложениях первого абзаца найти существительные и обозначить их склонение.

  3. Придумать и записать 4 существительных третьего склонения.


Вариант 3.

ДОБРОТА.

Ербол побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидал на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу.

Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустные.

Ербол накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива. (53 слова).


Слова для справок: олениха, робко, в сугробе.

  1. В предложениях третьего абзаца определить склонение существительных.

  2. Придумать и записать 4 существительных второго склонения.

  3. В третьем предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения.



КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.


Найти границы предложений. Списать, ставя, где нужно, точки.


В НОЯБРЕ

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи и высокое днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода на дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (49 слов).



III четверть.

Диктанты.

Склонение прилагательных.

Вариант 1.

КАКИМ БЫВАЕТ СНЕГ.

Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, лёгкий.

В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (58 слов).


Слова для справок: снежок, колено.

  1. В предложениях первого абзаца указать род и падеж имён прилагательных.

  2. В предложениях последнего абзаца выделить окончания имён прилагательных.

  3. Выписать один глагол и одно прилагательное с безударными гласными в корне. Проверить гласные ударением.


Вариант 2.

ДИВНЫЙ ЦВЕТОК.

Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного лепестка напоминала солнце.

Цветок и назвали – подсолнечник. По имени яркого солнышка. (45 слов).

Слова для справок: напоминала, по имени.

  1. Найти в тексте прилагательные и подчеркнуть их волнистой линией.

  2. В первых трёх предложениях указать падеж и число имён прилагательных.

  3. Просклонять по падежам прилагательное РЕДКОЕ.


Вариант 3.

КЛЕСТЫ.

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.

Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.

Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком севере. (59 слов).


  1. Найти в тексте прилагательные и подчеркнуть их волнистой линией.

  2. В предложениях второго абзаца указать падеж и число имён прилагательных.

  3. Просклонять по падежам прилагательное ЗИМНЯЯ.


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.


Списать. Расставить, где нужно точки.


ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Жаркий июльский день угасает косой солнечный луч золотит вершину сосны умолкают птичьи голоса синяя дымка тумана окутала дальний лес, речку потянул лёгкий ветерок мягкие луга покрылись росой полевые цветы закрыли голубые, жёлтые, розовые глазки вокруг разлит сладкий запах мёда летнее небо потихоньку темнеет на землю легли летние сумерки вернулись с работы усталые люди уснула в хлевах скотина наступает звёздная ночь.



III четверть.

Диктанты.

Местоимение.

Вариант 1.

ОСЕНЬЮ.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы.

Далеко видно кругом. Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета. (56 слов).


  1. Выписать из текста местоимения.

  2. В первом и во втором предложениях найти и подчеркнуть главные члены.



Вариант 2.

ЭКСКУРСИЯ НА ЗАВОД.

К школе подъехал автобус. Мы все дружно выбежали во двор и заняли места в нем. Автобус тронулся. Динара Маратовна тихо запела всем знакомую песню. Все дружно ее поддержали. Машина ехала по ровному шоссе. Но вот дорога пошла в гору. Мы подъехали к заводу. Крановщик рассказал нам о подъемном кране, о его мощной силе. Много интересного мы увидели на заводе. (59 слов).

Слова для справок: заняли, увидели, крановщик, в нем.

  1. Выписать из текста местоимения.

  2. К данным глаголам подобрать подходящие по смыслу местоимения: … рисую, …пишешь, … прочитала, … показал.

  3. Записать местоимение второго лица единственного числа.

Вариант 3.

ВЕСНОЙ.

Стояла поздняя весна. С черёмухи осыпались последние белые лепестки. Птицы свили гнёзда и затихли. Подросли и осмелели зайчата. Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Я подъехал к лугу. Он был мокрый и холодный от росы. Я тихо бродил около полянки. Вдоль поляны тянулась узкая тропа. Вот нора крота. Она осыпалась и заросла травой. (54 слова).

  1. Выписать из текста местоимения.

  2. Указать число и лицо данных местоимений.

  3. Записать местоимение третьего лица множественного числа.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

ВОДОЛАЗ.

Ходит по дну гавани водолаз. Он чистит дно. Вверху над водолазом – плавучий кран. Вот стальная балка торчит. Не ровен час, заденет корабль днищем – беда. Подошел водолаз к опасной балке, окутал ее тросом, зацепил крюком. Загудел на кране мотор, пополз крюк вверх, натянул трос – вырвал балку. И снова ходит по дну человек. На дне реки или моря тоже чистота нужна.


Глагол.

Вариант 1.

ДОБРАЯ ЗЕМЛЯ.

С давних пор кормит людей матушка-земля. Это волшебная кладовая. Положишь в неё горстку зерна – получишь сто горстей. Спрячешь одну картофелину – вытащишь десяток. Посадишь маленькое семечко огурца – сорвёшь грядку огурчиков. Посеешь мешок пшеницы – снимешь целый урожай хлеба.

Земля щедра к человеку. Но и люди добры к ней. Они пашут и удобряют землю. Они поливают растения. (55 слов).


Слова для справок: волшебная, семена.

  1. Найти в тексте глаголы и подчеркнуть двумя чертами.

  2. Выписать из текста три глагола 2-го лица единственного числа.

  3. В предложениях последнего абзаца указать спряжение глаголов.


Вариант 2.

В АПРЕЛЕ.

Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. На гибких ветвях берёз появилась нежная листва.

Всё в природе дышит, начинает расти.

Уже оттаял муравейник под старой сосной. Вот по пашне ходит усталый после дальней дороги грач. (47 слов).


Слова для справок: начинает, облака.

  1. Найти в тексте глаголы и подчеркнуть их двумя чертами.

  2. Выписать из текста три глагола во множественном числе.

  3. В предложениях первого абзаца указать спряжение глаголов.

Вариант 3.

ПОМОГИ ДРУГУ!

На улице лютый мороз. Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Вдруг слышишь в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты видишь птичку. Синичка ходит по снежку. Через стекло на тебя смотрят глазки-бусинки. Птица просит о помощи. Бедняжка сильно голодает.

Кто поможет синичке выжить в зимнюю пору?

Ты открываешь форточку, бросаешь горстку зерна. Птичка отплатит тебе добром. В твоём огороде не будет вредителей. (67 слов).


Слова для справок: отплатит.

  1. Найти в тексте глаголы и подчеркнуть их двумя чертами.

  2. В предложениях первого абзаца указать спряжение глаголов.

  3. Второе предложение разобрать по членам предложения.


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.


Озаглавить текст. Списать. Указать время, лицо и спряжение глаголов во втором и третьем предложениях, выделить окончания.


Закатилось солнце. Угасает день. Смолкают голоса птиц.

Но вот в тишине из оврага послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал минуту, вновь засвистел, рассыпался трелью.

Кто же это так хорошо поёт в сумерках?

Вот он сидит на суку. Сам тёмный, серый, ростом с воробья, только потоньше и постройнее.

Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно полились звуки соловьиной песни.



IV четверть.

Итоговые диктанты.

Вариант 1.

ЛЕТНИЙ ДОЖДИК.

Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.

Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (62 слова).


Слова для справок: в дождинке, от деревни.

  1. Выписать три сочетания существительных с прилагательными. Указать их род, выделить окончания.

  2. Найти в тексте и выписать два слова такого же состава, как слово ДОЖДИК.

  3. Записать ответ на вопрос: «Что названо в тексте мостом?»


Вариант 2.

ЛЕСНЫЕ ЗАГАДКИ.

Настала чудесная летняя пора. Ребятишки из села Приречное бегут в соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ёжик побежал в своё жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках делают лёгкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи. (65 слов).


Слова для справок: скоро, ловко, домишко.

  1. Подчеркнуть вопросительные предложения.

  2. Выписать по два слова 1)со звонкими и глухими согласными в корне 2) с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

  3. Что в тексте названо словом «глазок»? Какие ещё значения у этого слова? Написать: глазок…; глазок… .


Вариант 3.

КОНЕЦ МАЯ.

Коротка майская ночь. Вот заиграл первый луч солнца. Подул прохладный ветерок. Зашелестели листочки. Всюду проснулась жизнь. Стадо коров идёт на пастбище. К реке важно шагают гуси. Впереди гогочет вожак. На горе видны постройки. Это молочная ферма. Взрослые жители села Талица спешат на работу. У людей много дел на полях. Ребятишек зовёт в школу последний звонок. Начался трудовой день. (58 слов).


Слова для справок: гогочет, впереди.

  1. Последнее предложение разобрать по членам. Указать в нём части речи.

  2. Разобрать по составу слова ПОСТРОЙКИ, ЗВОНОК.

  3. Выписать из текста два глагола движения: ИДЁТ, …






































Четвёртый класс.

Диктанты.

I четверть.


Вариант 1.


МАЛЫШИ.

Черепахи, змеи и ящерицы несут яйца. Яйца их белого цвета. У змей и крокодилов – с кожистой оболочкой.

Все яйца прячут. Черепахи закапывают их в песок. Змеи, крокодилы и ящерицы прячут яйца в кучи лесного мусора и в опавшие листья. Но королевская кобра строит для яиц гнездо. Она сгребает в кучу изгибами тела сухие ветки и листья. А потом ещё и сторожит. В это время она очень злая и опасная. Тигровый питон свивает гнездо из своего тела. Кладку яиц он обвивает кольцами и лежит так целых два месяца. (88 слов).


Грамматические задания.

  1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с сочетанием Жи-Ши; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением.

  2. Написать по одному слову с приставкой НА; б) с предлогом НА.

  3. Написать по два слова с разделительным Ь и Ъ.


Вариант 2.

ЛЕС.

С ясного неба посылает солнце свои прощальные лучи. В воздухе прохладно. Землю покрывает ковёр из пёстрых листьев. Как хорош лес в начале осени! Красивые деревья стоят в праздничном наряде. Особенно красив клён. Тихо в лесу. Не поют птицы. Они улетели в далёкие тёплые страны.

Прекрасен лес и в морозный день! Деревья покрыты пушистыми хлопьями снега. Все ветки в инее. Снежный убор ярко блестит на солнце. (67 слов).


Грамматические задания.

Вариант 1. Красивые деревья стоят в праздничнонаряде

Вариант 2. Снежны убор ярко блестит на солнце

Подчеркнуть по одному имени существительному 2-го склонения в именительном и предложном падежах.


Вариант 3.

ПИСЬМО.

Рустам живёт в городе Семее, его товарищ – в Астане. Рустам написал другу письмо. На почте он купил конверт. На конверте написал адрес, в углу наклеил марку.

Вот письмо уже в почтовом ящике. Человек в куртке подставил к ящику сумку, щёлкнул ключиком. Письма оказались в сумке.

На почте письма разобрали. Поедут они в почтовом вагоне, полетят в самолёте по адресам. Товарищ в Астане узнает все новости о своём друге. (69 слов).


Грамматические задания.

Вариант 1. Фонетический разбор слова город.

Вариант 2. Фонетический разбор слова живёт.

Подчеркнуть по одному имени существительному 1-го склонения в именительном и предложном падежах.


Текущий контрольный диктант по теме «Лексика».


Вариант 1.

ОГУРЧИК.

Ребята помогали бабушке сажать в огороде горох, морковь, капусту. Интересно было наблюдать за растениями. Однажды Айсулу поливала из бутылочки огурчики. Девочка торопилась и забыла на грядке бутылочку. Лежала бутылочка горлышком к золотистым цветочкам. Разъехались скоро ребята в лагеря. В августе вернулись домой. Сколько созревает плодов на огороде! Вся листва переплелась, а в бутылочке Айсулу поселился огурчик. Как он влез в узкое горлышко бутылки? Сорвали его с грядки и поместили в комнате. Сидит хитрец, не говорит. А вы догадались? (79 слов).

Грамматические задания.

  1. Подберите антонимы к словам:

торопилась -

забыла –

  1. Выпишите имя собственное, напишите ещё два слова на эту же орфограмму.

  2. Лежала бутылочка горлышком к золотистым цветочкам


Вариант 2.

ПРЯНИКИ.

Как появились пряники? Раньше их выпекали к празднику или в подарок. Пряничными жаворонками встречали весну. Они были румяные, сладкие. Выбегали с ними ребятишки на улицу и звали матушку весну и тёплое лето. А настоящие птицы весну приносили. Шли годы. Мастера не забыли, как выпекать пряники. Сегодня их можно купить в любом городе Казахстана. А в России знамениты тульские пряники.

Грамматические задания.

  1. Подобрать родственные слова к слову

подарок –

  1. Разобрать слова по составу: зонтик, котята, старушка, полёт, подсказка.

  2. А настоящие птицы весну приносили


Вариант 3.

ХВОСТЫ.

Для чего нужны хвосты? У животных хвост много полезного делает. У бобра он – весло и опора. Белке хвост помогает рулить. Лошади и коровы отгоняют мух.

Враг вцепился в хвост ящерицы. Она юркнула в сторону и осталась без хвоста. Ящерка не горюет: новый хвост быстро отрастёт.

Хвосты помогают животным осмотреть местность, уйти живыми от врага, подать знак тревоги.

Грамматические задания.

  1. Найти лишнее слово. Выделить корень: группа, суббота, осенний, коллекция, прорубь.

  2. Разобрать слова по составу: столик, ежата, книжечка, побелка, вылет.

  3. Враг вцепился в хвост ящерицы


Текущий контрольный диктант по теме «Имя существительное».


Вариант 1.

КЛЕСТЫ.

В зимнюю стужу в ельник стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину ёлки. На самой верхушке висели гроздья аппетитных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев ёлки спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в нашем крае? У нас им теплее, чем на далёком севере. (76 слов).


Грамматические задания.

  1. В первом предложении найти существительные: указать их склонение и падеж. Выделить окончания.

  2. Выписать из диктанта три слова с Ь – показателем мягкости. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.


Вариант 2.

В ГОСТЯХ У БРАТА.

Мой товарищ Ануар гостил летом у брата. Аул находился на берегу реки. Только заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадались окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они забрели в лесную глушь. Тишь кругом! Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматические задания.

  1. Подчеркнуть существительные с шипящей на конце.

  2. Образовать множественное число от существительных: этаж, имя, ручей, небо.

  3. Ловили мальчики и крупную рыбу


Вариант 3.

ЁЛКА.

Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоёй. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы. Длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветила огнями.


Грамматические задания.

  1. Ребята стали наряжать ёлку

  2. Обозначить падежи существительных во втором предложении.

  3. Разобрать по составу слова: кисточка, оживить, синева.



II четверть.


Текущий контрольный диктант по теме «Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного».


Вариант 1.

ЗИМНИЙ ГОСТЬ.

Около изгороди раздаётся пересвист птицы. Это бежит по тропинке к околице деревни хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице. Весь день жаворонок проводит в поиске пищи на окраине деревни. Летает он мало, а бегает быстро. На морозе не зябнет. Птичка ловко прыгает на одной ножке. Другую ножку он прячет под перья. Ночью жаворонку тепло. Он лежит в ямке. Лапки и клюв жаворонок прячет в густое перо.


Грамматические задания.

Разбор предложений. 1 вариант. Птичк ловко прыгает на одной ножке2 вариант. Лапки и клюв жаворонопрячет в густое перо


Вариант 2.

СНЕГ.

Великолепный был вид зимней природы. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Редкие лучи солнца освещали холодным блеском всю местность. Стояли короткие зимние дни.

Мороз стал спадать. Померкла ясность синего неба. Надвинулась пухлая белая туча. Большими хлопьями стал падать снег. Наступали длинные, зимние вечера. Небо сыпало снежный пух.


Грамматические задания.

  1. Редкие лучи солнца освещали холодным блеском всю местность

  2. Выписать из данного предложения существительные, выделить окончания, указать падеж.

  3. Произвести фонетический разбор слова – снег.


Вариант 3.

ПЕРВАЯ ПОРОША.

Выпала пороша. На белой скатерти снегов видны заячьи, птичьи, лисьи следы. Опытный охотник зорко приглядывался к местности. Вот заяц-русак топтался по озими, хитрил, петлял, прислушивался к тишине ночи. У лесной опушки строчкой протянулся лисий след. По лёгкой пороше от лесной берёзки ведут следы белки. Она затаилась в вершине высокой ели. Сегодня охотник вернулся домой без всякой добычи. Но радостным и светлым остался в памяти день первой пороши.


Грамматические задания.

  1. Списать предложение. По лёгкой пороше от ели к берёзке тянется след белки. Обозначить падежи имён существительных.

  2. Произвести морфологический разбор имени существительного – к берёзке


Контрольный диктант за 1-е полугодие.


КЛЮКВА.

Адрес клюквы – моховое болото. Мох всё болото заполонил, все деревья и кусты задушил. А вот клюкву одолеть не смог.

Снизу мох отмирает, а сверху растёт. Вместе с ним, точно лёгкий поплавок на зелёной волне, поднимаются стелющиеся стебельки клюквы. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зелёной бархатистой скатерти.

Клюква – кислая, но очень полезная ягода. В ней много витаминов. Собирают её поздней осенью. Но не все знают , что самой хорошей клюква станет тогда, когда пролежит морозную зиму под снегом.



Грамматические задания.

1 вариант.

  1. За мохнат… пчел… - ….р., ….п.

О мудр… решен… - …р., …д.

Свеж… огурц… - …р., ….п.

  1. Солнце прячется между высокими стволами сосен


2 вариант.

  1. В чудн… вид… - …р., …д.

Про ран… песн… - …р., …п.

Удачн… день - …р., ….д.

  1. Далеко за горизонтом отсвечивали вершины снежных гор


Вариант 2.

РЕДКАЯ ГОСТЬЯ.

Марьям и Равиль жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Равиль на опушке под ёлкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Корм для птиц ребята заготовили с осени. В воскресенье они стали наблюдать за птицами. Вот к кормушке прилетела синица. Потом начала завтракать стайка щеглов. Вдруг у кормушки появилась белка. Зверёк пробежал по ветке ели, огляделся и прыгнул на стол. Редкая гостья стала ловко объедать ягоды.

Грамматические задания.

Вдруг у кормушкпоявилась белка

Густые ветви ели укрывали кормушк от снега

Выполнить фонетический разбор слова корм.


Вариант 3

ОПАСНОСТЬ МИНОВАЛА.

Пушистым покрывалом одеты поля, луга, леса. По глубокому снежку пробежала осторожная мышь. От норки к норке петляют следы. Цепочка их привела к речке. В подводном мире лениво плавают сонные рыбы. Трудно дышать им под ледяной коркой. Рыбы плывут к проруби. Вороны перелетают от проруби к проруби. Рыбаки знают, если кружат вороны над рекой то пришла беда. Люди делают новые проруби. Под лёд врывается поток воздуха. Рыба спасена.


Грамматические задания.

  1. 1 вариант. По глубокому снежку пробежала осторожнамышь

2 вариант. Трудно дышать им под ледяно коркой

  1. Выполнить фонетический разбор слова лёд.


III четверть.


Текущий контрольный диктант по теме «Глагол. Неопределённая форма глагола. Совершенный и несовершенный виды глагола».


Вариант 1.

ХВОЙНЫЙ АРОМАТ.

Всем знаком смолистый аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы. Они наполнены эфирными маслами и смолой. Её называют живицей. При ранениях дерева живица вытекает и затягивает место повреждения. В свежей живице находятся эфирные масла – скипидар. Через три дня после вытекания живицы треть всех эфирных масел испаряется и источает хвойный аромат. Сильный хвойный запах отпугивает вредных насекомых, оздоровляет воздух, убивает бактерии. Поэтому очень полезно дышать воздухом соснового бора. (75 слов).


Грамматические задания.

  1. Выписать 3 глагола, определить вид.

  2. Выполнить разбор по членам предложения. Сильный хвойный запах отпугивает вредных насекомых


Вариант 2

ВЕСНА В СТЕПИ.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.


Грамматические задания.

  1. 1 вариант. В голубом небе светит яркосолнце

  1. Вариант. Пастбища весной в степи покрываются свежезеленью трав

  1. Выписать три глагола, определить вид, спряжение.


Вариант 3.

РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ.

Почки раскрываются. На каждом зелёном клювике висит по прозрачной капельке.

Возьмёшь почку, разотрёшь её, потом долго пахнет берёзой, черёмухой.

Понюхаешь почку на ветке черёмухи и вспомнишь, как в детстве ел чёрные ягоды горстями.

Вечер тёплый, тишина. И вот деревья начинают разговаривать.

Берёза белая с другой берёзой перекликаются. Молодая осинка зовёт другую осинку, машет ей веточкой. Черёмуха черёмухе подаёт веточку с раскрытой почкой.


Грамматические задания.

1. 1 вариант. Берёза белс другой берёзой перекликаются 2 вариант. Черёмуха черёмухе подаёт веточк с раскрытой почкой

2. Выписать три глагола, определить вид, спряжение.


Текущий контрольный диктант по теме «Определение спряжения глаголов по непределённой форме глагола».


Вариант 1.

НАШИ ДРУЗЬЯ.

Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радостно слушать их чудесное пение. Я люблю наблюдать за птичьим лёгким полётом. Много видов птиц живёт в Казахстане.

Кружат в чистом воздухе быстрые ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этих птиц. Они ловко лепят его из земли и глины.

В густых веточках трудно заметить гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься.

(Обратить внимание на написание слов: было бы, радуешься).


Грамматическое задание.

  1. Выписать из текста четыре глагола во 2-ом лице единственного числа настоящего времени. Выделить окончания, определить спряжение.

  2. Кружат в чистом воздухе быстрые ласточки

  3. В чисто воздухе –


Вариант 2.

ПРАЗДНИК СВЕТА.

Март называют радостным праздником света. Солнечные лучи отражаются на ослепительной скатерти снегов. Яркий свет солнца ложится на чистый снег, на стволы и ветви деревьев. До боли в глазах засверкала далёкая гладь речки. Высоко в небе застыли весенние облака. Я иду на лыжах по рыхлому пушистому снегу. Воздух чист. Вот с макушки ели свалилась тяжёлая снежная шапка. У высокого пня показались ветки багульника. Слышу трель пёстрого дятла. Празднично в весеннем лесу!


Грамматическое задание.

  1. Разобрать слова по составу. Подчеркнуть безударные гласные. Кленовым, листком, поиграем, осмелел, площадке.

  2. 1 вариант. Высоко в небзастыли весенние облака2 вариант. Вот с макушкели свалилась тяжёлая снежная шапка

  3. Выписать три глагола, выделить окончания, определить вид, спряжение.


Контрольный диктант за III четверть.

Вариант 3.

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима и мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать, но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.


Грамматическое задание.

  1. Выполнить разбор по членам предложения.

1 вариант. 7-е предложение.

2 вариант. 9-е предложение.

  1. Определить время, число, род и спряжение глаголов:

1 вариант – случилось, навели, заметил.

2 вариант – побежал, взглянула, покрыли.


IV четверть.


Текущий диктант по теме «Морфологический разбор глагола»

Вариант 1

ГОЛУБИКА.

В далёком северном лесу на мшистом болоте рос маленький кустик. Люди его не замечали. Кустик радовался весне, тянулся к ласковому солнцу. Однажды ранним утром он зацвёл. Зажужжала, закружилась над ним пчела. Она опустила свой хоботок в маленькую цветочную чашечку.

Шло время. Нежные лепестки один за другим стали падать на землю. Ветер подхватил их и разнёс по лесу. Грустно было кустику. Но вот на нём появились маленькие зелёные шарики. Кустик повеселел. Наступила осень. Деревья сбрасывали золотую листву. А наш кустик дарил людям чудесную голубику. ( По Л. Тикуновой).


Грамматическое задание.

1 вариант. Ветер подхватиих и разнёс по ветру

2 вариант. Деревья сбрасывалзолотую листву


Вариант 2.

Родная земля.

Школьники обрабатывали ровные ряды молодого сосняка. Он тянулся от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту.

Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит на нашей земле. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.


Грамматическое задание.

  1. Записать глаголы: собираешь, поиграем, дружите, спешат, светит. В скобках после каждого глагола указать время, лицо, спряжение.

  2. Мы ехали по бескрайне степи


Вариант 3.

ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА.

Наступает раннее летнее утро. Мы отправляемся в соседнюю рощицу. Ровными рядами стоят молодые берёзки. На нежных листочках играют золотистые лучи утреннего солнца. В зелёной листве деревьев поют птицы. По всей окрестности разливаются птичьи песни. На опушке мы напали на спелую землянику. Сколько душистых ягод краснеет в зелёной траве!

За рощей начинается овраг. На дне глубокого оврага журчит ключ. Мы идём к нему. Нам хочется выпить чистой ключевой воды. Хорошо сидеть около родничка, пить прохладную воду! (77 слов)

Грамматическое задание.

  1. Выписать местоимение с предлогом и без предлога. Указать падеж.

  2. Поставить глаголы: слышать, смотреть – во 2-ом и 3-м лице единственного числа, выделить окончание.

  3. 1 вариант. На опушке мы напали на спелую землянику2 вариант. На дне глубокого оврага журчит ключ


Итоговый контрольный диктант за 2 полугодие.


Вариант 1.

В ГОРАХ.

Моя хижина лепилась на узкой площадке горы Белухи. Проснёшься ранним утром и спешишь насладиться природой. Ощущаешь сильную дрожь и кутаешься в плащ. Но вот робкий луч солнца скользит по вершине горы. Не успеешь оглянуться, как солнце зальёт горячими лучами всю окрестность. Чудесно! Подойдёшь к пропасти, стоишь и любуешься. Часто к вершине горы тянутся смельчаки. С собой они несут колья, верёвки, лестницы и съестные припасы. Подъём опасен для жизни.


Грамматическое задание.

  1. Записать глаголы во 2 лице единственного числа, выделить окончания, определить спряжение.

Сказать, написать, искупаться, брить, сдержать, пахнуть.

  1. Выполнить разбор по членам предложения.

Тёмное небо смотрит сверху и дышит своими огнями

  1. Морфологический разбор.

1 вариант. В плащ –

2 вариант. Несут -


Вариант 2.

ЛЕТОМ В ЛЕСУ.

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только ни увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Ёлочки выгибают колючие ветви. Красуется кудрявая берёзка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

Серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаще раздаётся треск. Уж

не медведь ли это? (76 слов).


Грамматическое задание.

  1. К словам далеко, коренастый, качаются - приписать проверочные слова.

  2. 1 вариант. Крепким носом стучипо стволу дятел2 вариант. Рядом краснеедушистая ягодка


Вариант 3.

ГРОЗА.

Стояло удивительное лето. Дни выдались жаркие. От сильного зноя пожелтела трава. По полянке лениво пробежал ветерок. Раздался удар. Это за соседней рощей пробормотал первый гром. Тёмная туча медленно проползла через рощу и закрыла солнце. Путники с опаской смотрели на тучу. В тёмном небе вспыхнула ослепительная молния. Тяжёлым взрывом грохнул весь горизонт. Хлынул дождь. Он шумел и набирал силу. Путники побежали к сторожке лесника. По крыше сторожки сбегали потоки воды. От мокрой земли потянуло холодом. Дождь стих только к вечеру.


Грамматическое задание.

  1. 1 вариант. По полянке лениво пробежаветерок 2 вариант. Путники побежал к сторожке лесника

  2. Проспрягать письменно глаголы: помогать, готовить в настоящем времени, выделить окончания.


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.


Имя существительное.

ПОМОЩЬ АИСТУ.

Около деревни аисты устроили на дереве гнездышко в гнезде вывелись птенцы однажды люди узнали о гибели одного аиста птенцы всё время просили есть аисту трудно прокормить их шли с речки ребята один мальчик снял со связки рыбку и протянул на шесте птицам аистята испугались попрятались вдруг один аистёнок схватил рыбку и съел ребята стали помогать аисту кормить птенчиков каждый день они ловили в речке рыбу для аистят.

Задание. Списать, правильно обозначить начало и конец предложения. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.


Имя прилагательное.

ПОСЛЕ ТЯЖЁЛЫХ БОЁВ.

Давно это было, но из памяти не уходит. Стихла пальба. Солдаты отдыхали на берегу реки. На их лицах лежала страшная усталость. Четыре года тяжёлых боёв остались позади. Наступила тишина.

В полной тишине раздались звуки. С синего неба спустилась стайка диких уток. Они покружили в воздухе и мели на прозрачную гладь воды. Смотрят на них солдаты. Легко стало на сердце. Они вспомнили свой родной дом. Птичьи голоса говорили о наступлении мира на земле.

Задание. Подчеркнуть все известные вам орфограммы.



Глагол.

ПОСЛЕ ДОЖДЯ.

Тише дождь – посветлело за окнами. Струится по стёклам. Побежали по дорогам ручьи, омывая грязь и сор…

Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. А дождь сквозь солнце – к грибам, пойдут расти грибы.

Теперь можно босиком бегать по лужам, по помолодевшей траве!

Туча уходит дальше и дальше. Глуше и глуше становится гром.

Задание. Определить вид, время и спряжение глаголов.






33




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сборник диктантов

Автор: Танырбергенова Румия Сыдековна

Дата: 08.07.2014

Номер свидетельства: 109629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Сборник диктантов по русскому языку для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "sbornik-diktantov-po-russkomu-iazyku-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "226274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440161383"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сборник диктантов по русскому языку        для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(53) "sbornik-diktantov-po-russkomu-iazyku-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "195302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427892711"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Сборник диктантов для 5 класса коррекционной школы VIII вида"
    ["seo_title"] => string(64) "sbornik-diktantov-dlia-5-klassa-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "225116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439412418"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Сборник диктантов (1-4 класс)"
    ["seo_title"] => string(27) "sbornik_diktantov_1_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "413221"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493897011"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Сборник диктантов"
    ["seo_title"] => string(17) "sbornik_diktantov"
    ["file_id"] => string(6) "438974"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510750969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства