kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа помогает определить уровень подготовки ученика  к зкзамену

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.»

Вариант 101

Часть 1


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.




Основная задача пожарных  — эффективно действовать в чрезвычайной ситуации при возгорании в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара.

В России работа пожарного издавна пользовалась уважением в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом оказывать помощь пожарной охране. Широко известно высказывание писателя В. А. Гиляровского: «Каждый пожарный  — герой, каждую минуту  — на войне, каждую минуту рискует головой».

Когда-то пожары тушили всем миром: для этого жители обязаны были сбегаться немедленно к месту пожара с топорами, вёдрами, крючьями и «всяческими запасами, которые от пожара пристойны». Однако стихийная борьба с огнём по мере оформления государственности требовала упорядоченности, и уже в царствование Петра I был издан указ о привлечении к тушению пожаров войск, а затем появились воинские пожарные команды под руководством офицеров.

В России первая профессиональная пожарная охрана была организована в Петербурге 24 июля 1803 г. Она состояла «из солдат, неспособных к фронтовой службе». В последующие годы такие солдатские команды появились и в городах. Пожарные части должны были иметь здания с нужными постройками для размещения инструментов, обоза, людей и лошадей. Поскольку солдаты, постоянно занимающиеся пожарным делом, служили 20 лет, не имея права никуда уйти, естественно, они стали приобретать специальные знания и опыт в этом деле. Так, собственно говоря, стала формироваться особая профессия пожарного  — профессия в научном понимании этого слова, которая определяется как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.



1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запишите это местоимение.



2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

 

1)  МЕСТО. Роль, отведённая кому/чему-нибудь в какой-нибудь деятельности, а также положение, занимаемое кем-нибудь среди кого-нибудь. Место искусства в жизни человека.

2)  ИЗДАТЬ. Опубликовать, обнародовать. И. постановление, приказ.

3)  КОМАНДА. Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась к. «Огонь!». Как по команде (разом, дружно).

4)  СЛУЖИТЬ. Выполнять обязанности слуги, прислуги; прислуживать. Служить в господском доме.

5)  ОПЫТ. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. О. исследовательской работы.














3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Тематика текста и его принадлежность к официально-деловому стилю обусловили употребление канцеляризмов (к тушению пожаров, профессия пожарного, важнейшая задача).

2)  Логичность текста обеспечивается последовательностью изложения мыслей: определение слова «пожарный»; отношение общества к пожарным; становление профессии пожарного в ходе исторического развития нашей страны.

3)  В тексте, написанном в жанре рецензии, даётся комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.), обобщённая аргументированная оценка явления, выводы о значимости работы.

4)  Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, цитаты, инверсия, вводные слова и др.

5)  Автор использует слова и выражения, придающие тексту непринуждённую тональность; часто встречаются слова и сочетания слов, которые в толковых словарях даются с пометкой «разговорное» (например: «работа пожарного», «по мере оформления государственности», «владеющего комплексом… знаний»).


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 гнАла

грАжданство

лЕкторов

сОгнутый

зАсветло



  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Во время похода нам пришлось немало ПЕРЕТЕРПЕТЬ, но домой мы возвращались довольные и совершенно счастливые.

Во время переговоров участниками встречи обсуждены вопросы ГУМАННОЙ помощи.

ГУМАННОСТЬ по отношению к животным нужно проявлять не на словах, а делом.

Слезливый ГУМАНИЗМ знаком каждому, а нам нужен реальный, помогающий и поддерживающий.

С трибуны звучали слова ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ в адрес учителей и родителей.















6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.



7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 домашняя ТУФЛЯ

по ПРИЕЗДЕ в город

ПОКЛАДИ на стол

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ годами

без ПОГОН



8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.



ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


ПРЕДЛОЖЕНИЯ


А)  нарушение построения предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)  ошибка в построении предложения с однородными членами

Д)  нарушение в построении сложного предложения


1)  У партизан были не только винтовки, но и пулеметы и гранаты.

2)  Лекцию слушали не только внимательно, но и записывали.

3)  Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям.

4)  По территории парка, ставшей теперь частью заповедника, гуляло фламинго.

5)  Нерки с упорством преодолевают все препятствия, проплывая многие сотни километров, пока не доберутся до места.

6)  Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.

7)  Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.

8)  Воспоминания Ильи Рутецкого посвящены его молодости, которую он провел, работая на крупном машиностроительном заводе — ЗИЛе.

9)  В 1992 г. Государственный национальный парк «Беловежской пущи» включен в Список Всемирного наследия человечества.








9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  прим..чательный, выч..тание, непон..мание

2)  сб..регать, обн..мать, зам..реть

3)  проск..чить, пол..жение, р..сток

4)  вып..рающий, ст..мулировать, зан..мательный

5)  п..риод, выб..рать, выч..т



10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  контр..гра, сверх..нтересный, пред..стория

2)  ра..чертили, в..трепенуться, не..держанный

3)  об..ективный, под..ём, интерв..юер

4)  пр..рекаться, пр..брежный, пр..возмочь

5)  под..браться, из..бразить, пр..образ (будущего)



11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  посме..ваться, замш..вый

2)  завид..вать, испыт..вать

3)  ветр..ный (день), фланел..вая (рубашка)

4)  застр..вать, имень..це

5)  расслед..вать, (сделать) занов..



12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  всклокоч..нный, вы́ключ..вший

2)  пересил..шь, увид..мся

3)  (он) жажд..т (общения), удосто..нный (награды)

4)  непроница..мый, (ребёнок) пыш..т (здоровьем)

5)  реж..щий (край), дыш..щий



13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

(Не)доедала кашу, чтобы остатки отдать щенку.

Теперь (не)легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня.

Остался ящик с рукописями, никому (не)нужными.

Чего только (не)услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике.

В книге рассказано о судьбе (не)счастной старухи.











14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО(БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику?

Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.

(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.

Петя вздрогнул, (ОТ)ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

ЗА(ТО) время, пока дед заваривал чай, мы успели (НА)БЕЛО перерисовать рукописную карту, отданную геологами.



15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

 

Когда льня(1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(2)ыми сельскими ткачихами на стари(3)ых станках.



16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)  Учитель наш слыл радикалом и бранил за легкомыслие не только Пифагора но даже Лейбница и Ньютона.

2)  Семён Иванович брал по порциям или одни щи с пирогом или одну говядину.

3)  Трактирщик то помогал некоторым то отбегал в сторону и всё командовал критиковал.

4)  В комнате Риты окна были открыты настежь и пахло яблоками.

5)  Мать положила в мешок хлеба и соли и сахара.



17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.



18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.



19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Автором этого стихотворения оказался Маяковский (1) к личности (2) и творчеству (3) которого (4) Замятин давно испытывал интерес.







20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.



21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

  1. Столбы выветривания  — одно из семи чудес России – находятся в Троицко-Печорском районе республики Коми  — в междуречье рек Печора и Ичетляга. (2)Это красивое и загадочное место Северного Урала имеет несколько названий: Маньпупунёр, Мань-Пупыг-Нёр, Болвано-Из, мансийские болваны, а туристы обычно называют их кратко  — «Пупы». (3)Всего каменных столбов семь: шесть из них выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. (4)Высота столбов, имеющих причудливые очертания, составляет от 30 до 42 метров. (5)Девственная красота этого места сохранилась благодаря его отдалённости и труднодоступности, поскольку в радиусе сотни километров нет никаких населённых пунктов. (6)Поход на Маньпупунёр для неподготовленных людей возможен только при заброске и выброске на вертолёте, а в случае пешего похода добраться до столбов удастся лишь хорошо подготовленным туристам.



Прочитайте текст и выполните задания 22-27



(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного человека. (5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

  (8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений' ради образования.

 

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

  (16)Грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана!

(17)Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.


(По А. Ф. Лосеву)



22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1)  Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды.

2)  Если человек достиг известного положения в обществе, он может не учиться.

3)  Часто встречаются люди, не получившие своевременно образование.

4)  Обучение и получение образования можно сравнить с трудом крестьянина по выращиванию урожая.

5)  Чтобы приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, необязательно изучать науки.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1)  В предложениях 1—3 представлено рассуждение.

2)  Предложение 5 подтверждает суждение, высказанное в 4 предложении.

3)  В предложениях 9—10 содержится обоснование высказанного в предложении 8 суждения.

4)  Предложение 18 содержит описательный фрагмент.

5)  Преобладающий тип речи—описание.


  1. Из предложений 9-11 выпишите синонимы.


25. Среди предложений 12—15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

Убедительность и эмоциональность речи учёного-философа А. Ф. Лосева придают тропы, например, (А)_____ ("«сладкий плод» учения" в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как (Б)_____ («формирование в нас личности, именно личности» в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности (В)_____ («в отношении к людям, обществу, государству» в предложении 6), а также (Г)_____ («погубив много жизни на разные забавы» в предложении 15, предложение 16)».

 

Список терминов:

1)  метафора

2)  диалектизмы

3)  лексический повтор

4)  ряд однородных членов

5)  литота

6)  парцелляция

7)  просторечное слово

8)  цитирование

9)  риторическое обращение

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.

Автор: Светлана Валентиновна Терехова

Дата: 21.12.2022

Номер свидетельства: 621195

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Элективный курс " Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика""
    ["seo_title"] => string(80) "elektivnyi_kurs_russkii_iazyk_podgotovka_k_oge_formirovanie_iazykovykh_kompetent"
    ["file_id"] => string(6) "560593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603134115"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Творческое занятие по русскому языку в Интеллект-школе 		Тема: «Знаете ли вы…» (Решение олимпиадных задач). "
    ["seo_title"] => string(117) "tvorchieskoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-v-intielliekt-shkolie-tiema-znaietie-li-vy-rieshieniie-olimpiadnykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "212078"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431750557"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Обобщение опыта работы учителя русского языка. Подготовка к ЕГЭ."
    ["seo_title"] => string(74) "obobshchieniie_opyta_raboty_uchitielia_russkogho_iazyka_podghotovka_k_iege"
    ["file_id"] => string(6) "369048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1481598919"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Презентация для урока русского языка "Подготовка к ЕГЭ  по русскому языку в 11 классе. Выполнение задания 24. "
    ["seo_title"] => string(119) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-podghotovka-k-iege-po-russkomu-iazyku-v-11-klassie-vypolnieniie-zadaniia-24"
    ["file_id"] => string(6) "168600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423249661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства