«Акимовка негізгі мектебі» мемлекеттік мекемесі. ММ
Разработка тестов
по русскому языку
в 5 классе
Автор:
учитель русского языка и литературы
Райнгардт В.Г.
ГУ « Акимовская основная школа»
Роль тестирования в оценке знаний
История тестирования, как инструмента проверки знаний, началась в начале 20-го века. Родиной тестов можно считать Соединенные штаты Америки. Потом они получили широкое распространение в школах и ВУЗах Великобритании, а после разошлись по всему остальному миру.
Споры о том, какая форма экзаменов более правильная не утихают до сих пор. Хотя в последнее время тестирование все-таки стало вытеснять традиционные диктанты, сочинения и контрольные работы. Отчасти, за это надо сказать спасибо глобальной компьютеризации, в том числе и учебного процесса. А помимо этого доказано, что тест является более легкой формой проверки с точки зрения эмоционального состояния. Традиционный экзамен – это всегда сильный стресс.
Тестирование для самопроверки
Для чего нужны такие тесты? Ну, например, вы готовитесь к экзамену. Всё выучили, все вроде знаете, но почему бы не проверить свои знания. Если речь идет о школьных экзаменах, то в интернете легко можно найти прошлогодние задачи и попытаться их решить. Как минимум это придаст уверенности в собственных силах. А там кто знает, не исключено, что на экзамене попадутся уже знакомые вопросы.
Но самым популярным тестом для самопроверки является тест на IQ (коэффициент интеллекта). Почти каждый, наверняка, пытался его пройти. Хороший результат данного теста может очень хорошо поднять самооценку.
Тестами для самопроверки можно проверить собственные познания в той области, в которой вы работаете. Это, конечно, никак не повлияет на вашу оценку, как специалиста. Но, возможно, даст понять, что какие-то знания надо подтянуть.
Ну и наконец, к подобным тестам относятся вопросники, которые можно назвать развлекательными, и которые так любят печатать в глянцевых журналах. «Хороший ли вы друг?», «Счастливая ли у вас семья?», «Кто вы для своего ребенка?» и так далее.
Тестирование в образовании
Самый яркий пример подобного тестирования – это, конечно же, ВОУД, ЕНТ в школах. Чем он хорош? Во-первых, появляется возможность сравнить уровень знаний с неким эталоном (для этого и существуют баллы). Причем знания проверяются по всему пройденному материалу, а не по 1-2 случайно выпавшим темам (как в экзаменационных билетах).
Подобный тест ставит всех учеников в равные условия. Трудно сетовать на то, что кому-то достались более легкие вопросы. У всех задачи примерно одинаковые. Тестирование также позволяет определить наличие пробелов в определенных темах.
Тестирование исключает субъективность проверки – кто-то нравится преподавателю больше, а кто-то меньше. Опять же в этом случае все ученики находятся в равных условиях
Да и цифровая система оценки в тесте куда богаче. И здесь нет «пятерки с минусом» или «тройки с плюсом». Есть конкретная цифра, которая объективно показывает уровень знаний.
Вывод
Тесты бывают разные, но все они, так или иначе, полезны. Просто каждый по-своему. Старые формы экзаменов потихоньку «отмирают». И, несмотря на сопротивление со стороны «консерваторов», будущее именно за тестовыми проверками знаний.
Памятка
Как составить тест?
Для современного образования тестирование – пожалуй, самая популярная форма проверки знаний. Оно позволяет за непродолжительный промежуток времени охватить довольно большой объем информации и дать объективную и независимую оценку результатов обучения. Однако при этом очень важно, чтобы тест был составлен корректно и был полностью доступен респондентам. Как составить тест правильно?
Прежде чем начать, следует четко ограничить тематики, которые будут затронуты в тестировании. Так можно будет вывести название задания. Это может быть очень узкая область знаний, или же, наоборот, обобщение за весь курс. Главное, назвав тестирование «Куб», вы даете гарантию опрашиваемому, что в нем не будет вопросов о шаре.
Формулировка вопроса не должна содержать витиеватых оборотов, двойных отрицаний, слов, не подходящих по стилю, а также сложных терминов, не относящихся к тематике. Словом, задание должно быть составлено так, чтобы респондент после его прочтения занялся поиском правильного ответа, а не прочтением вопроса снова. Однако предложение, в котором сформулировано задание, желательно делать больше, чем фразы с ответами.
Если вас интересует, как составить тест для объективной оценки, не самый простой, то вопросы не должны включать намеков или дополнительных объяснений, способных натолкнуть респондента на правильный ответ или дать возможность попросту угадать его.
То же самое касается и ответов. Среди них не должно быть явно неправильных. Если предполагается несколько вариантов ответа, это должно быть оговорено в задании или в инструкции к тесту. Ответы должны быть предложены в таком виде, чтобы знающий человек без сомнений мог выбрать единственно верный.
Желательно включать в тестирование разноуровневые вопросы и задания с различным способом ответа (выбор пункта, написание слова или цифры, фразы). Это позволит избежать монотонности и даст более объективную оценку. По той же причине не следует размещать правильные ответы в тесте согласно какой-то закономерности (например, в каждом вопросе верно только «а»). Вероятность угадывания увеличивается и при использовании формулировок «верно – неверно» или «да – нет».
Задания желательно делать обособленными, независимыми друг от друга. Также нельзя допускать в содержании одного вопроса ответа на другой. Чем больше заданий, тем объективнее оценка. Однако важно не переутомить опрашиваемого и вовремя остановить проверку.
Для облегчения задачи составления теста стоит присмотреться к различным конструкторам и сервисам, предлагающим подобные услуги. К примеру, KnowledgeLevel.ru. Сайт посвящен онлайн-тестированию, как способу проверки знаний для широкого круга пользователей.
Интерфейс прост и даже пользователь с небольшим опытом легко сориентируется на сайте. Кстати, и примеры тестов по различным предметам и темам там уже имеются. Возможно, какой-то из них освободит от необходимости составлять собственный.
Как составить тест? Да легко! Особенно если придерживаться рекомендаций и воспользоваться интернет-помощниками. И не забудьте в заключение посмотреть на готовое задание глазами опрашиваемого. Все понятно и доступно?
Значит с задачей вы справились отлично!
Тесты по русскому языку: проверка грамотности
Русский язык – великий и могучий. Только так и характеризовали его еще совсем недавно. Но охватила нас всеобщая глобализация, и как-то незаметно знание английского стало цениться чуть ли не больше, чем владение родным языком. Да и времена эпистолярного жанра далеко позади. Письма мы теперь если и пишем, то исключительно используя технические средства, которые учтиво подчеркивают каждую возможную ошибку и тактично предлагают ее исправить. Ну а подрастающее поколение часто нарочно коверкает содержимое словаря и выдает это за наличие собственного стиля. Неужели действительно грош цена школьным знаниям, которые так старательно вкладывают в наши головы интеллигентные учителя словесности?
На самом деле все не так трагично, как могло бы показаться. И мы не превращаемся повально в безграмотную нацию, как бы ни убеждали нас в этом. Все так же обращают внимание на грамотность и знание правил написания крупные работодатели. При сдаче ЕНТ, ВОУД в школе обязательно включают тесты по русскому языку, которые проверяют уровень усвоения орфографии, пунктуации и других разделов у каждого учащегося. Так что не получится обойтись без знания русского языка. По крайней мере тем, кто планирует поступать в хорошее учебное заведение или устроиться на престижную работу. Лучшим способом проверить свой уровень знания предмета является тестирование. С его помощью можно охватить большой объем и получить достаточно объективную оценку.
Стать знатоком русского языка совсем непросто. Для этого могут потребоваться годы учебы. В этом помогут тесты, задания в которых не выходят за рамки школьной программы соответствующего курса. Поэтому легко можно подобрать тесты по русскому языку своего уровня, с которых можно начать, а при их успешном выполнении продолжить с более сложными.
Я предлагаю свои тесты по русскому языку в 5 классе.
Предлагаемые тесты по русскому языку для вас. Ведь это лучший способ убедиться в своей грамотности, оценить чьи-либо знания и просто отдать дань своему родному «великому и могучему».
Пояснительная записка
В данных тестах представлены задания из разделов всего курса 5 класса
Тесты могут быть использованы учащимися для самопроверки, а учителями - для контроля знаний как после определенной темы, так и в конце года. К каждому заданию даются варианты ответов, из которых правильным может быть один или несколько. Сама формулировка задания в большинстве случаев подсказывает, что правильных ответов может быть больше одного. Задания в основном практического характера. Цель теста - проверка умений пятиклассников применять правила и другие теоретические сведения, полученные на уроках русского языка. Задания отличаются по объему и по сложности, поэтому на выполнение одних требуется 15 секунд, на выполнение других – около минуты. На прохождение всего теста отводится 15 минут. Менее подготовленным пятиклассникам может потребоваться в два раза больше времени.
Итоговый тест по русскому языку для 5 класса
Цель: проверить качество усвоенного материала за курс 5 класс
1.Раздел языкознания, который изучает слова и их значение
А) фонетика
В) морфология
С) лексика
D) синтаксис
Е) пунктуация
Ответ: С
2. Фонетика изучает
А) слово
В) словосочетание
С) часть речи
D) часть слова
Е) звук
Ответ: E
3. Звуков больше, чем букв
А) речь
В) звук
С) текст
D) язык
Е) слово
Ответ: D
4. Букв больше, чем звуков
А) шаль, соль
В) школа, оценка
С) пять, юг
D) ель, шорох
Е) поезд, стол
Ответ: А
5. Глухие звуки
А) этаж, шаг
В) пирог, флаг
С) мороз, роман
D) дуб, груз
Е) ноги, круг
Ответ: А
6. Звонкие согласные
А) ч, щ
В) ж, ш
С) х, ц
D) л, м
Е) н, с
Ответ: D
7. Чередующиеся согласные
А) хо...еть-хо...у
В) ду...ать-ду....аю
С) ме...тать-ме...таю
D) у....ить-у...у
Е) чи...ать-чи...аю
Ответ: А
8. Всегда твердые согласные
А) з,в,ж
В) ж,ц,ш
С) м,ч,л
D) с,ш,х
Е) т,р,ж
Ответ: В
9. Слово с твердыми согласными
А) море
В) шаль
С) сбор
D) стена
Е) дерево
Ответ: С
10. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне:
А) Седло, запах, зерно.
В) Ответ, клевер, момент.
С) Сумерки, заря, запад.
D) Характер, росток, минута.
Е) Карандаш, пенал, гараж.
Ответ: А
11. Укажите слова с безударной гласной а:
А) Кр…сота, нав..днение, н…здря.
В) П…кет, л…зейка, пл…кат.
С) Р…зетка, т…мпон, ст…тья.
D)Ст…ляр, ч…совня, т…мат,
Е) Тр…мвай, обл…ко, л…пух.
Ответ: В
12. В корне пишется буква -б-:
А) Ле…ка.
В) Скри…ка
С) Голу…ка.
D) Скре…ка
Е) Тря…ка.
Ответ: С
13. Укажи слово с согласной -ж- в корне.
А) Сторо…ка.
В) Ладо…ка.
С) Руба…ка.
D) Око…ко.
Е) Луко…ко.
Ответ: А
14. Укажите ряд слов с непроизносимой согласной в корне:
А) Остро…ки, поз…но.
В) Сколь…кий, счас…ливый.
С) Звез…ный, жи…кий.
D) Мес…ность, чес…ный.
Е) Ро…кий, пло..цы.
Ответ: D
15. Определите вариант с разделительным ъ:
А) Трех…этажный, ад…ютант, бул…он.
В) Солов…и, двух…язычный, в…юга.
С) С…емка, компан…он.
D) П…еса, под…ем, суб…ект.
Е) Из…яснительное, об…явление .
Ответ: Е
16. Укажите вариант с разделительным ь.
А) С…езд.
В) Батал…он.
С) Об…явление.
D) Об…ём.
Е) Раз…яренный.
Ответ: В
17. Многозначное слово
А) носильщик
В) герой
С) ночь
D) роща
Е) рыба
Ответ: В
18. Словосочетание в переносном значении
А) глубокое озеро
В) железная воля
С) железная дорога
D) медвежья берлога
Е) летний вечер
Ответ: В
19. Синоним к слову ложь
А) правда
В) лицемерие
С) обман
D) гордость
Е) честность
Ответ: С
20. Синоним – фразеологизм к слову убежать
А) смазать пятки
В) собраться с духом
С) сжечь корабли
D) утереть нос
Е) пустое место
Ответ: А
21. Существительное
А) часть речи, которая обозначает предмет
В) часть речи, которая обозначает признак предмета
С) часть речи, которая обозначает действие предмета
D) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их
Е часть речи, которая обозначает признак действия
Ответ: А
22. Одушевленное имя существительное
А) солнце
В) небо
С) степь
D) лошадь
Е) земля
Ответ: D
23. Существительное множественного числа
А) библиотека
В) доска
С) урок
D) портфели
Е) предмет
Ответ: D
24. Сколько падежей в русском языке
А) 6
В) 1
С) 7
D) 8
Е) 10
Ответ: А
Тест по теме «Морфемика» в 5 классе
1.Что такое морфемика?
А)раздел науки о языке, изучающий части речи
Б)раздел науки о языке, изучающий состав слова
В) раздел науки о языке изучающий предложения, словосочетания
2.Выберите варианты, в которых пропущена буква А:
А) изл…жение
Б) пол…жение
В) изл…гать
Г) предл…гать
3.Выберите варианты, в которых пропущена буква 0:
А)р…стение
Б) р…сток
В) подр…с
Г)выр…щивать
4. Выберите варианты, в которых пропущена буква Ё:
А) подош…л
Б) ч…лка.
В) ш…колад
Г) ш…фёр
5.Выберите варианты с пропущенной буквой И:
А) овц…
Б) милиц…я
В) сигнализац…я
Г) ц…плёнок
6. Главная значимая часть слова – это:
А) приставка
Б) корень
В) суффикс
Г) окончание
7. Выберите слово, в котором гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово:
А) вырАщенный
Б) рОдной
В) предлАгать
Г) коллекцИя
8. Укажите формообразующую морфему.
А) приставка
Б) корень
В) суффикс
Г) окончание
9.Найдите главную морфему.
А) приставка
Б) корень
В) суффикс
Г) окончание
10.Укажите слово с беглой гласной в корне.
А) надрывать
Б) испанца
В) басня
Г) флажка
11.Найдите слово с проверяемой безударной гласной корня.
А) замереть
Б) замирать
В) примирять друзей
12.Укажите слово, в котором нет приставки.
А) походка
Б) полёт
В) побережье
Г) покой
13. Строение какого слова соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание?
А) прибежал
Б) приставка
В) промёрз
Г) стенка
14.Какая часть слова не является значимой?
А)приставка
Б) корень
В) суффикс
Г) слог
15. Найдите «лишнее» слово. А) раскрошить
Б) укрощение
В) крошки
Г) накрошить
16. Укажите раздельное написание.
А) (в)писал
Б) (в)лесу
В) (по)лез
Г) (по)шёл
17. В какой морфеме происходит чередование о с нулём звука в словах оборвать – обрывать, отослать – отсылать, подозвать - подзывать?
А) В приставке.
Б) В корне.
В) В суффиксе.
18. Что такое морфемный разбор?
А) Выделение в слове значимых частей.
Б) Выделение в слове звуков.
В) Выделение в слове слогов.
Г) Выделение в слове букв.
| | 19.Укажите правильный ответ на вопрос: какие слова в ряду не являются однокоренными? А) отец, отчество Б) доля, долина В) известие, весточка Г) созвездие, звезда |
20. Выберите верное утверждение о морфемике:
А) Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Б) Суффикс – это значимая часть слова, которая всегда образует разные формы одно и того же слова.
В) Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая может быть нулевой, т.к. не выражается звуками.
Г) Основа – это часть слова без окончания.
Тест по теме "Имя существительное". 5 класс.
1.Имя существительное — это...
А)часть речи
Б)часть предложения
В)слово
2.Имя существительное обозначает...
А)предмет
Б)признак предмета
В)действие предмета
3.Имя существительное отвечает на вопросы...
А)какой? какая? какие?
Б)кто? Что?
В)что делал? что делает?
4.Если имя существительное одушевленное оно отвечает на вопрос...
А)кто?
Б)что?
5.Если имя существительное обозначает два или несколько предметов, оно стоит в форме...
А)единственного числа
Б)множественного числа
6. Найди ошибку.
А)М. р. — скрипач, аккордеон, метель
Б)Ж. р. — земляника, зеркало, жизнь
В)Ср. р. — Геннадий, желание, подземелье
7. Какого признака нет у существительного:
А) рода
Б) числа
В) падежа
Г) времени
8. Имя существительное изменяется по:
А) родам
Б) числам
В) падежам
Г) склонениям
9. Найдите существительные 1 склонения:
А) тенью
Б) полотенцем
В) в революции
Г) семьей
10. Укажите существительные женского рода:
А) мозоль
Б) тюль
В) кофе
Г) какао
11. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
А) вермишель
Б) такси
В) фальшь
Г) пальцы
12. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) о песн..
Б) о професси…
В) об отношени…
Г) у дорог…
13. В окончании каких существительных пишется О:
А) борщ..м
Б)ковш..м
В) дач.й
Г) гордец..м
14. В каких существительных нужен Ь:
А) нет крыш..
Б) мощ..
В) камыш…
Г) полноч…
15.У имен существительных какого рода окончание -о (е)?
А)Мужского рода
Б)Женского рода
В)Среднего рода
16. В окончании каких существительных пишется О:
А) с луч..м
Б) грач..м
В) суш..й
Г) молодц..м
17. В каких существительных нужен Ь:
А) много груш…
Б) лещ…
В) помощ…
Г) глуш…
18.В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?
А) ловил сетью
Б) несколько яблонь
В) маленькая лошадка
Г) быстрый конь
Тест по теме: «Фонетика. Графика. Орфография»
1. Укажите строку, в каждом слове которой есть мягкие согласные.
1) медведь, ребёнок, дорога, волк
2) текст, герань, звон, гром
3) весна, точка, воздух, мотор
4) тема, камера, чаща, детство
2. Укажите строку, в которой представлены только глухие согласные звуки.
1) [к], [м], [ш], [р]
2) [т], [к], [ф], [п]
3) [ш], [л], [б], [х]
4) [ц], [м], [ш]. [б]
3. Укажите слово, в котором все согласные звонкие.
1) учительница 3) агроном
2) художник 4) звездочёт
4. Укажите ошибку в названии буквы.
1) б-бэ 3) п — пэ
2) ж — жэ 4) к — кэ
5. В какой строке все слова расположены по алфавиту?
1) берёза, осина, ель, дуб
2) Волга, Дунай, Лена, Ока
3) астра, тюльпан, нарцисс, гвоздика
4) понедельник, вторник, среда, четверг
6. Укажите слово, в котором буква б обозначает глухой звук [п].
1)зарубка 3) каблук
2) перебежчик 4) забор
7. ь пишется в слове
1) хищ..ник 3) болел...щик
2) пустяч...ный 4) жен...щина
8. В каком слове три звука?
1) юла
2) еда
3) мёд
4) фея
9. В каком слове на месте пропуска надо писать букву и?
1) уд... виться
2) д...ржать
3) в...черний
4) увл...каться
10. В каком слове неверно определено количество звуков?
1) ночь —3 звука
2) светлый — 7 звуков
3) молния — 6 звуков
4) пальто — 5 звуков
11. В каком слове на месте пропуска пишется буква ю?
1) посещать библиотеку
2) внимательное ж...ри
3) восхищаться картиной
4) ч...десная погода
12. Укажите слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
1) каюта
2) весёлая
3) местный
4) вьюга
Тест по теме: «О-Ё после шипящих»
1)Укажите слова, в которых пишется буква О.
А)медвеж..нок
Б)боч..нок
В)ч..рт
В)печ..нка
2)Укажите слова, в которых пишется буква Ё.
А)ч..рный.
Б)парч..вый
В)деш..вый
Г)обж..ра
3)Укажите ряд, в котором все слова пишутся с буквой О.
А)ш..колад, ж..сткий, одеж..нка.
Б)крыж..вник, ш..в, девч..нка.
В)ж..нглёр, ш..ссе, меш..к.
4) Укажите словосочетания, в которых на месте пропусков пишется буква Ё.
А)ж..лтый меш..к.
Б)ч..рный ч..рт.
В)деш..вый ш..колад
Г)ж..сткая печ..нка
Д)больш..й боч..нок
Е)медвеж..нок с крыж..вником.
5)Укажите слова, в которых пишется буква Ё.
А)деш..вый
Б)ж..лтый
В)ч..рт
В)ш..колад
6)Укажите слова, в которых пишется буква О.
А)ч..рный.
Б)сгущ..нка
В)изж..га
Г)обж..ра
7)Укажите ряд, в котором все слова пишутся с буквой Ё.
А) ж..нглёр, ш..ссе, меш..к
Б)ш..рстка, ч..рточка, испеч…шь
В) ш..колад, ж..сткий, одеж..нка
8) Укажите словосочетания, в которых на месте пропусков пишется буква О.
А) ж..сткая печ..нка
Б) ч..рный ч..рт.
В) медвеж..нок с крыж..вником.
Г) ж..лтый меш..к.
Д) больш..й боч..нок
Е) деш..вый ш..колад.