Олимпиадные задания Предмет: русский язык
Составитель: Прянишникова Ольга Ивановна
ГУ «Физико-математический лицей отдела образования города Костаная» Казахстан
Класс: 4
Фамилия Имя: _______________________________________________________
1.Добавьте к каждому слову по одной букве так, чтобы получилось новое слово
каждое слово - 1 б
Рубка - ________________________________
Дар - _________________________________
Стол - ________________________________
Клад - ________________________________
Шар - ________________________________
2. Переставь буквы в следующих словах, превратив имена нарицательные в имена собственные ( каждое слово -1 балл)
Кифара - _____________________________
Навага - ______________________________
Рубаха - ______________________________
3. Запиши предложение без ошибок 1 б
Циган купил кросивые красовки.
______________________________________________________________________
4. Разгадай шараду 1 б
Несёт меня с трудом старик, но если –ю- прибавить, вмиг.
К нему придёт на помощь тот, кто без труда меня несёт. ___________________________
5. Поставь в словах ударение каждое слово - 1 б
Туфля, звонит, щавель, красивее, жалюзи, пиала
6. Отгадай слова 3 б
А)Какое местоимение, будучи прочитанным, наоборот, превращается в союз
Б)В каком прилагательном пишется подряд три буквы –е-
В)Какое местоимение следует добавить к другому личному местоимению, используя предлог, чтобы получить много крупных плодов
7. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши новое слово 3 б
Вертеть, болото , лётчик ____________________________________________
Потом, фамилия, коридор ____________________________________________
Сапоги, парашют, фантазия ____________________________________________
8. Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов: 3 б
На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
Над этой задачей я долго думал, сломя голову.
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
9. Найди «спрятанные» имена, подчеркни и напиши их ( каждое слово – 1 б)
Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.
10. «Чудесный квадрат». Добавьте в нужные клетки второго квадрата буквы так, чтобы по горизонтали и по вертикали можно было прочитать одинаковые слова 4 б
Образец
Р | У | К | А |
У | З | О | Р |
К | О | Р | А |
А | Р | А | Б |
11. Составь и запиши всевозможные словосочетания из данных слов ( каждое словосочетание 1 б)
Русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный
12. Замени архаизмы (устаревшие слова) современными словами и запиши предложение 2 б
Дюжий кучер дал дёру в кров.
13. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия. Их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей? 2 б
14. «Змейка». Составь и запиши слова по данной модели 9 б
В _ _ _ _
_ В _ _ _
_ _ В _ _
_ _ _ В _
_ _ _ _ В
_ _ _ В _
_ _ В _ _
_ В _ _ _
В _ _ _ _
15. Расшифруй и запиши пословицу 2 б
16.Из букв каждой пары или тройки слов составь название блюда или название фруктов: 5б
РИФ + ЕЛЬ + КАДКИ = _______________________________________
ЕЛЬ + САД + РАК = ___________________________________________
РИС + КЕПИ = ________________________________________________
РЫБА + СОКИ =______________________________________________
НИВА + РЕКИ=__________________________________________________
17.Анаграммы (перевёртыши) – слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех букв. Попробуй, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова: 5б
ЛОГИКА –_______________________________
РАКЕТА –_______________________________
КАПРИЗ –______________________________
МОЛЬБА –______________________________
КАРАТИСТ –_____________________________
18.Допиши существительные во множественном числе: 6 б
КУРИЦА –___________________________________
МОРСКОЕ СУДНО –___________________________
ЧУДО – ______________________________________
НЕБО – ______________________________________
РЕБЁНОК –___________________________________
ЧЕЛОВЕК –____________________________________
19. Замени словосочетания наречиями. 5 б
--Перегоняя друг друга. __________________________
--На пустой желудок. ____________________________
--С давних пор. _________________________________
--Каждую минуту. _______________________________
--На две равные части. ___________________________
20.Отгадай ребусы: 3 б
______________________ _____________________ ___________________
21. Отгадай фразеологизмы: 3 б
_______________________ _____________________ ___________________
ОТВЕТЫ
Трубка, удар, столб, склад, шарф –
Африка, Гавана, Бухара
Цыган купил красивые кроссовки.
Юноша
Туфля, звонит, щавель, красивее, жалюзи, пиала
Он – но; длинношеее, тыквы
Вертолёт, помидор, сарафан
На субботнике наш класс работал, засучив рукава. Над этой задачей я долго думал, ломал голову. От моего дома до школы очень близко, рукой подать.
Кира, Яна, Игорь, Егор, Тима, Света.
Т | О | Р | Ф |
О | С | Ё | Л |
Р | Е | П | А |
Ф | Л | А | Г |
Род – мужской, древний, средний, русский.
Язык – русский, длинный.
Звук – гласный, длинный.
Сильный слуга убежал в укрытие.
Существительные Юлия и Юлий во множественном числе различаются в Родительном и Винительном падежах: первое имеет форму Юлий ( с нулевым окончанием), второе – Юлиев ( с окончанием –ев-)
Вилка, свита, повод, канва, мотив, трава, завод, свеча, время. Некоторые слова могут быть другими.
Слово – серебро, молчание – золото.
16Фрикадельки, сардельки, персики, абрикосы, вареники
17 Ракета – карета, каприз – приказ, мольба – альбом, каратист- артистка.
18 Курицы, суда, чудеса, небеса, дети, люди.
19.Наперегонки, натощак, издавна, ежеминутно, поровну или пополам.
20. Рюкзак, атака, пансион
21. Показать где раки зимуют, чесать языком, вылететь в трубу.