kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиадные задания. Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по русскому языку проходит в два этапа: выполнение теста и анализ текста. Олимпиадные задания охватывают все разделы курса русского языка: фонетику, графику, морфемику, словообразование, морфологию, синтаксис, лексику, фразеологию, а также орфографию и пунктуацию.

Необходимой базой для успешного выполнения заданий олимпиады является знание языкового материала:

- по фонетике и графике: участники должны показать понимание различий между звучащей и письменной речью, указать возможные соответствия между буквой и звуком, различные способы обозначения на письме одного звука, показать знание орфоэпических норм, их вариативность, их изменение во времени;

- по морфемике: знать виды морфем, уметь их вычленять в словоформе, иметь представление об изменении морфемного состава слова в процессе исторического развития;

- по словообразованию: знать основные способы словообразования слов в русском языке, основные словообразовательные средства; уметь правильно найти производящую основу (указать, от какого слова или словосочетания оно образовано на синхронном уровне);

- по морфологии: знать систему частей речи, принципы их выделения; уметь анализировать грамматические категории каждой части речи;

- по синтаксису: знать основные единицы синтаксиса, их характерные черты; уметь анализировать синтаксические единицы;

- по лексике: иметь представление о лексике как о системе, об основных этапах ее развития, об изменении лексического состава языка; уметь определять значение (значения) слова, устанавливать наличие синонимических, антонимических отношений между словами;

- по фразеологии: иметь представление о фразеологизмах, их отличии от свободных словосочетаний; уметь определять значение фразеологических единиц, уметь подбирать к ним лексические эквиваленты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания. Русский язык »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Беловский политехнический техникум »




















Контрольные тесты

для городской олимпиады

по дисциплине :

Русский язык и культура речи



Составитель : Сюбаева Марина Ильинична

















2015г.



  1. Кобра, -ы; ж. Ядовитая змея жарких стран сем. аспидов, с пятнами ниже головы.

Данная словарная статья содержится в _____ словаре.

А) орфоэпическом

Б) толковом

В) орфографическом

Г) диалектном

  1. Лексическая ошибка допущена в предложении

А) Я не мог равнодушно смотреть на вырубленные рощи.

Б) Помещики присваивали львиную долю доходов крестьян

В) Весело жить и весело думать о небе, о солнце, о зреющем хлебе

Г) Дипломант передал верительные грамоты

  1. Антонимом выделенного прилагательного в словосочетании Бедная растительность является слово

А) состоятельная

Б) денежная

В) пышная

Г) скромная

4. Фразеологизмами называются

А) устойчивые сочетания слов

Б) новые слова, возникающие в языке

В) слова, употребляемые жителями одной местности

Г) устаревшие слова

5. Только что погасли звёзды, но ещё блестит белая Венера, одиноко утопая в холодной высоте мутного неба, над прозрачною грядою перистых облаков. Облака чуть окрашены в розоватые краски и тихо сгорают в огне первого луча, а на спокойном лоне моря их отражения, точно перламутр, всплывший из синей глубины вод (А.М. Горький). Тип речи данного текста -…

А) рассуждение с элементами повествования

Б) описание

В) рассуждение

Г) повествование

6. (1) Во время своего пути я шаг за шагом передумал всё своё раннее детство, начиная с того времени, когда отец по вечерам носил меня по комнате на руках и что-нибудь рассказывал. (2) Я любил слушать эти рассказы и засыпал на сильных руках. (3) Что ни шаг, то новое семейное воспоминание, и везде отец выступал в ореоле своей спокойной, мужественной любви, которая проявлялась с особенной силой, когда мы, дети, бывали больны. (4) Стоило ему войти в комнату, как уже чувствуешь себя лучше (Д.Н. Мамин-Сибиряк). Укажите верную характеристику, относящуюся к тексту.

А) стиль-научный

Б) связь предложений-параллельная

В) средства связи 1–го и 2-го предложений – указательное местоимение и однокоренные слова.

Г) выделенное слово употреблено в переносном значении

7. Словарь содержит более 900 понятий и терминов, применяемых в современном русском языкознании и речеведении, в том числе все основные термины, на которых строится преподавание русского языка, культуры речи, стилистики и риторики в средней школе. Термины истолкованы в доступной форме, систематизированы и проиллюстрированы примерами. Для школьников-старшеклассников, абитуриентов, студентов, учителей-словесников в качестве научного и методического пособия при изучении русского языка – его системы и функционирования. Текст является фрагментом……

А) тезисов

Б) конспекта

В) плана

Г) аннотации

8. Двоеточие на месте скобок ставится в предложении…..

А) С лодырем поведёшься( ) горя наберёшься

Б) Закрою глаза – и вижу ( ) на крутой пригорок взбегает тропа

В) Надежду и пловца () всё море поглотило

Г) А вору дай хоть миллион ( ) он воровать не перестанет

9. А. Например, если дует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам и слепляются при полёте в хлопья.

Б. Малейшее изменение температуры, ветра или влажности влияет на её размер и «телосложение».

В. По форме снежинок метеорологи научились даже предсказывать погоду на завтра.

Г. Снежинка – очень нежное, капризное создание.

Текст должен начинаться с предложения ….

1) Г

2)Б

3)А

4)В

10. Именным является словосочетание…

А) выполнить просьбу

Б) далеко от дома

В) второй день

Г) получить ответ

11. Порядок слов нарушен в предложении

А) Автор поднимает проблемы, актуальны которые и сегодня

Б) Вот уже два года мы ходим в новую школу.

В) Стальной цвет спящего океана вдали переходил в синий и чёрный.

Г) Тишиной и покоем наполнены вечером луга.

12. Ошибка в управлении допущена в предложении….

А) Общество должно уделять образованию более серьёзное внимание.

Б) Не перестаю удивляться гениальности поэтов серебряного века.

В) Мальчик выпрыгнул с окна и моментально скрылся.

Г) Зачисление осуществляется согласно рейтингу.

13. Безличным является предложение….

А) День ото дня глаза её грустнее.

Б) Дом показался мне ещё мрачнее.

В) Люблю такие осенние вечера.

Г) Надо вовремя вернуться домой.

14. Отсутствие в речи неоправданных заимствований, жаргонизмов, вульгаризмов, слов-сорняков характеризуют её с точки зрения…..

А) точности

Б) чистоты

В) правильности

Г) выразительности

15. К книжной лексике относится слово…..

А) проговорить

Б) промолвить

В) сказать

Г) брякнуть

16. Как весело, как мило принять мороз на кончик ЯЗЫКА! (Б.А. Ахмадулина) Слово язык имеет значение…

А) мышечный орган в полости рта

Б) средство общения людей

В) что-либо, имеющее удлинённую, вытянутую форму

Г) разновидность речи, стиль

17. Действовать согласно приказа… В предложении нарушены нормы….

А) произношения

Б) согласования

В) управления

Г) правописания

18. Раздельно пишутся слова….

А) (трудно)доступный район

Б) бродить (в)потёмках

В) (во)первых

Г) (стоп)кран

19. Сложным является слово….

А) сверхзвуковой

Б) межпланетный

В) долговечный

Г) электрификация

20. Буква Ь пропущена в слове

А) кинос..ёмка

Б) бур..ян

В) об..ехать

Г) под..езд

21. Со строчной буквы пишутся…

А) клички животных

Б) псевдонимы

В) нарицательные существительные

Г) имена людей

22. НЕ пишется раздельно со словом в предложении…..

А) Мы жили в (не)достроенном доме.

Б) Это была никому (не)интересная тема.

В) Нового соседа сразу (не)взлюбили.

Г) Говорил он как-то (не)уверенно

23. Буква И пропущена в окончании формы 3-го лица единственного числа глагола….

А) скач..т

Б) бре..т

В) плач..т

Г) кле..т

24. Буква И пишется в слове…

А) сув..нир

Б)соч..тание

В) соб..ру

Г) расст..лать

25. Буква О пишется в наречии…

А) направ…

Б) слев..

В) изредк..

Г) досыт..

26. С 15 октября ежедневно (кроме понедельника) с 10 до 18 часов в Выставочном зале (ул. Гоголя, 6) открыта выставка картин Константина Васильева. Стиль данного текста…

А) художественный

Б) официально-деловой

В) разговорный

Г) публицистический

27. Сейчас мы находимся в ледовом дворце. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала представления, которое, к сожалению, несколько задерживается: фигуристы опаздывают из-за нелётной погоды… Текст является фрагментом…

А) фельетона

Б) репортажа

В) очерка

Г) заметки

28. Лексической особенностью научного стиля является….

А) многозначность слов

Б) эмоциональность

В) использование литературных цитат

Г) композиционная однотипность

29. Гипербола использована в предложенииях….

А) Так проходили заря за зарёй и день за днём

Б) Как глянул он, что делается на улице, глаза у него на лоб полезли: визг, хохот, крики.

В) Как можно было уезжать в разгар необыкновенной осени!

Г) Дядюшка был в восторге от учтивости молодого графа и восхищался новым поколением офицеров.

30. К мужскому роду относится существительное….

А) колье

Б) вуаль

В) рояль

Г) какао

31. Местоимение мой можно заменить местоимением свой без изменения смысла в предложении…

А) Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон.

Б) Я думал тогда только о моей картине

В) Мой долг – оставить свои записи в законченном виде

Г) Вас, я вижу, смущает мой вид.

32. Правильно обозначены грамматические признаки слова кашне…

А) мужской род, 2 склонение

Б) средний род, несклоняемое

В) средний род, 2 склонение

Г) женский род, несклоняемое

33. Ненормативной является форма глагола…..

А) отверг

Б) ездиет

В) клади

Г) липнул

34. Не употребляется в полной форме прилагательное….

А) сух

Б) мал

В) свеж

Г) рад

35. Буквенное сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием в слове

А) отлично

Б) конечно

В) скучно

Г) нарочно

36. Звуков больше, чем букв, в слове

А) пальцы

Б) горсть

В) еда

Г) медальон

37. Правильно поставлено логическое ударение в предложении….

А) Лейтенант всего лишь просит огоньку туда подбросить

Б) А завтра снова мир залить вставало солнце ало.

В) Буду петь я радость и горе

Г) И соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте

38. Ударение падает на второй слог в слове….

А) иконопись

Б) псевдоним

В) задолго

Г) километр

39. Ошибка допущена в употреблении числительных

А) в обоих руках

Б) с обоими спортсменами

В) шестеро прохожих

Г) четыре женщины

40. Единицей языка не является

А) звук

Б) морфема

В) слово

Г) буква


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Олимпиадные задания. Русский язык

Автор: Сюбаева Марина Ильинична

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Олимпиадные задания (русский язык)"
    ["seo_title"] => string(35) "olimpiadnyie_zadaniia_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "410879"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492861235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Олимпиадные задания. Русский язык. 5 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "olimpiadnyie-zadaniia-russkii-iazyk-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156449"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421424375"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Олимпиадные задания. Русский язык."
    ["seo_title"] => string(37) "olimpiadnyie_zadaniia_russkii_iazyk_1"
    ["file_id"] => string(6) "420788"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496791352"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(78) "tiematichieskoie-planirovaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "110211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405692444"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Решение олимпиадных заданий по русскому языку, 8 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "rieshieniieolimpiadnykhzadaniiporusskomuiazyku8klass"
    ["file_id"] => string(6) "282367"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453695160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства