Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только
в падении и возвышении человеческого голоса!
Николай Михайлович КарамзинОлимпиады по русскому языку не только воспитывают любовь к языку, но также повышают активный интерес к языкознанию как науке. Олимпиады, если смотреть шире, это своеобразный итог деятельности учащихся на уроках. Предложенный тип заданий содержит варианты вопросов по следующим областям филологии: фонетика, словообразование, лексикология, морфология, синтаксис.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания. Русский язык. 5 класс »
Олимпиадные задания по русскому языку
5 класс
1. Определите звуковой состав слов: гриб, съезд, маяк.
2. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Л.Барто «Игра в слова». Какой прием художественной выразительности использует поэтесса?
Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: «Шесть мышат» -
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку» -
Тебе послышится: «ку-ку».
А скажешь слово «листопад» -
И листья падают, летят,
И, словно наяву, ты видишь осень:
Желтый сад и мокрую траву.
3. Определите, от каких слов образованы данные слова: букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизна.
4. Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?
5. Прочитайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор с дочкой». Поняла ли маму дочка? Почему? Какое языковое явление отражено в стихотворении?
«Мне не хватает теплоты», -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мерзнешь ты
И в летние денечки?»
«Ты не поймешь, еще мала», -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!» -
И тащит одеяло.
6. Прочитайте текст. Найдите слова, употребленные в переносном значении.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.
Шумит золотой дождь.
7. В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета?
10. Прочитайте текст. Выпишите из него пять именных и пять глагольных словосочетаний.
Осенним ясным утром старый огородник услышал возле дома песню скворца. Забавная песня! То в ней слышится звучная флейта иволги, то щебетание ласточки, то серебряная трель жаворонка. Все, что подслушал, все, что запомнил – скрип телеги, щелканье пастушьего кнута, мерный стук мельничного колеса, - все перенял скворец и вплел в свою песню. А порой повторяет певец и чужие, незнакомые нам звуки, верно запомнившиеся ему на зимовке в далекой Африке.