kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический материал для подготовки младших школьников к олимпиадам по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка олимпиад по русскому языку для 1-4 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал для подготовки младших школьников к олимпиадам по русскому языку»

Олимпиада по русскому языку 3-4 класс

1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).
Развесить уши - _______________________
Пускать пыль в глаза - __________________
Рвать на себе волосы - _________________


2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было ..., ___________
По утрам забываю свои ..., _________________
В белый день забываю огни,
По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)
Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________


3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________
Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.
______________________________________________
______________________________________________

4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
___________________да зуб неймёт._________

Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________
___________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
_____________________________________________
Так поди же попляши!   
5. По данному началу допишите пословицы.
Правой рукой строит… _____________________________________
Ученье – свет… ___________________________________________
Кто хочет много знать… ____________________________________
Корень ученья горек… ______________________________________

Готовимся к олимпиаде

  1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
    Логика - иголка
    Ракета - ___________________
    Каприз - ___________________
    Мольба - ___________________
    Каратист - __________________

  2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни:

кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________

5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
________________ уплетает.

6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

Больно прикусил язык. _____________________________________
Язык до Киева доведёт. ____________________________________
Разведчики взяли языка. ___________________________________
Без языка и колокол нем. ___________________________________
Прикуси язычок! ___________________________________________
Язык под чесночным соусом. ________________________________

Готовимся к олимпиаде

1. «Расшифруйте» слова:
по2л ___________________
2рь ____________________
с3 _____________________
ви3на __________________
1очество________________
Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.
_____________________________________________________________

2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Автор: ________________________________
Название: ______________________________
Автор: ________________________________
Название: _____________________________

3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_________________________________________________________________

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
_____________________________________________________
5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.
Кот наплакал- __________________
Бить баклуши- __________________
Спустя рукава- __________________
Зарубить на носу- ________________







Готовимся к олимпиаде

1. Какие слова так произносятся?
[ Г Р У С’ Т’] ______________
[ Л’ Э С’ Т’] ______________
2. Составь слово, если в нем             
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. __________
3. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
4. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Невежа – невежда.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:
мороз -__________________________________________________________________

8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса

9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
_____________________________________________________________________________

10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

11. Поставьте слова в множественное число:
Человек - Лист (бумаги) -
Лист (дерева) -
Зуб (волка) - Зуб (пилы) -

Готовимся к олимпиаде

1. Вставь буквы и поставь ударение.
Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё

2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
Яркий желтый ___________________________
Прозрачный голубой _______________________

5. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________

6. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку.

8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.
Пе ( . .) ол те ( ... ) л

Готовимся к олимпиаде

1. "Составь пословицы":
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье

2."Загадки-шутки"

1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

3. Расшифруй название сказки.

ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА -
КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -

4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
Прим...рять друзей зал...зать раны
Разв...вается флаг отв...рить дверь
Зап...вать в хоре ув...дать издали

5.Подбери синонимы:
страж -.............. грядущее - ..................
кладезь - ................ вопиять - ...................
врата - ................ зерцало - ...................

6. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
Красивая ............. острый......
чёрный................ золотая...........
колючий ................ ночная............

7. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда - не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка,__________________________

8. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:
Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __



Тесты по русскому языку

1. Выбери верное утверждение:

А)Имя существительное – это часть речи, обозначающая признак предмета.

Б)Часть речи, обозначающая действие предмета.

В) Часть речи, обозначающая предмет

 

2. Выбери верное утверждение: Имена собственные – это

А) названия предметов домашнего обихода, названия птиц, животных, месяцев  и времен года.

Б) Все существительные

В) Имена людей и клички животных

 

3. Выбери верное утверждение:

А) Существительные бывают мужского , женского и среднего рода

Б) Существительные не имеют рода

В) Существительные бывают женского и мужского рода

 

4. Выбери верное утверждение:

А) одушевленные существительные отвеч. На вопрос что? А неодушевленные на вопрос кто?

Б) одушевленные отвечают на вопрос кто? А неодушевленные на вопрос что?

В) все существительные отвечают на оба вопроса

 

5. Найди существительное мужского рода:

А) зимой

Б) ручкой

В) чувством

 

6. Какое из этих слов может быть в предложении подлежащим:

А) книгой

Б) лента

В) в лесу

 

7. В каком падеже существительное не употребляется с предлогом

А) В винительном

Б) В предложном

В) В именительном

 

8. Склонением называется изменение существительных

А) по числам

Б) по падежам

В) по родам

 

9. В какой строчке существительные относятся к одному склонению:

А) остров, яблоко, загадка

Б) зарядка, поездка, честность

В) метель, морковь, честь

 

10. Укажи предложение с именем существ. Среднего рода в именительном падеже

А) Солнышко светит ясное

Б) Вскоре мы увидели небольшое озеро

В) Я люблю раннее утро.

 

11. Укажи существительные мужского рода I склонения:

А) Орех, дед, дедушка

Б) дядя, Володя, братишка

В) тополь, курсант, Владимир

 

12. Укажи предложение с существительным  мужского рода в Винительном падеже

А) Резкий удар резко пронесся по лесу

Б) Это дятел добывает себе завтрак

В) А внизу зайчишка умывал себе мордочку.

 

13. Найди верное утверждение:

А) Существительное в именительном падеже может быть только подлежащим

Б) Существительное в именительном падеже может быть только второстепенным членом предложения

В) Существительное в именительном падеже является как главным, так и второстепенным членом.

 

14. В  транскрипции какого слова есть звук «а»?

А) колюч…я

Б) могуч…я

В) великолепн…я

 

15. Где пропущена буква «а»?

А) по школ…м

Б) букет тюльпан…в

В) за пригорк…м






Тесты по русскому языку

По итогам I четверти

1. В какой из строчек все слова построены по схеме 

А)  преграда, походы, заморский

Б)  повороты, перегоны, посадка

В)  доплата, заезды, полесье

Г)  пригород, самолет, дошкольный


2. В какой из строчек во всех словах пропущена гласная  Е

А) р…ка, л…сник, ож…вают

Б) пт…нец , м…ста , л…чить

В) ст…на, б…готня, п…щат

Г) в…сло, к…но, з…ма


3. В какой из строчек во всех словах пропущена гласная  О

А) см…ла,  р…са, кр…я

Б) с…лить, р…дник, сп…сение

В) к…сить, скв…рец, г…стинец

Г) к….ра, к….ток, к….русель


4. В какой из строчек во всех словах пропущена согласная Ж

А) Пичу…ка, пробе…ка,  теле…ка

Б) стру…ка, подру…ка, пта…ка

В) коври…ка, доро…ка, бро…ка

Г) обло…ка, ко…ка, засте…ка


5. В какой из строчек во всех словах пропущена согласная Т

А) запла…ка, гиган…ский, запас…ной

Б) пакос…ный, ус…ный, оста…ки

В) агенс…во, облас…ной, боро…ка

Г) счас...ье, оса…ки, тетра…ки


6. В какой из строчек во всех словах пропущена гласная И

А) л…сток, скр…петь, гр…бы

Б) об…жать, т…шина, л…нивый

В) св…стеть, м…ровой, т…плеет

Г) л…вень, з…рно, зач…т


7. В какой из строчек во всех словах пропущена гласная А

А) гр…чата, м…лютка, в…лчата

Б) с…довник, ж…ра, ст…ловая

В) оп…дают, д…вно, пос…дили

Г) м…чта, м…ллюск, м…лахит


8. В какой из строчек во всех словах пропущена согласная З

А) бли…кий, блу…ка, реди…ка

Б) повя…ка, выре…ка, ки…ка

В) сколь…ский, подска…ка, ре…кий

Г) …десь, по…адка, ми…ка


9. В какой из строчек во всех словах пропущена согласная Д

А) лоша…ка, поз…ний, крова…ка

Б) звез…ный, наез…ник, гла…кий

В) заря…ка, громоз…кий, шу…ка

Г) ло…ка, су…ки, се…ка


10. Что такое имя существительное?

А) Имя сущ. – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «Что делать?» «Что сделать?»

Б) Имя сущ. – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Кто?» «Что?»

В) Имя сущ. – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «Кто?» «Что?»

Г) Имя сущ. – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Какой?» «Какая?»


11. На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

А) «Что делать?» «Что сделать?»

Б) «Что делаешь?» «Что сделаешь?»

В) «Что делал?» «Что сделал?»

Г) «Что сделаю?» «Что буду делать?»


12. На какие вопросы отвечает существительное в родительном падеже?

А) Кого? Чего?

Б) Кому? Чему?

В) Кем? Чем?

Г) О ком? О чем?


13. В каком из словосочетаний сущ. мужского рода стоит в творительном падеже?

А) Спрятаться за тучей

Б) Разговаривать с отцом

В) В еловом лесу

Г) Пасти корову


14. В каком из имен сущ. не нужен мягкий знак?

А) дрож…

Б) экипа…

В) гореч…

Г) мыш…


15. В каком из предложений есть прилагательное женского рода?

А) Жаркое солнце сушит траву

Б) Поезд подошел к огромному мосту

В) На прохожей дороге и трава не растет

Г) Сильный дождь идет с утра


16. В каком из предложений сказуемое выражено глаголом в настоящем времени?

А) Этой осенью стоит чудесная погода

Б) Стояло раннее осеннее утро

В) Скоро деревья сменят свой наряд

Г) Мы всем классом ездили в зоопарк


17. В какой из строчек пишутся сущ. с суффиксом «ек»?

А) песоч…к, огонеч…к, замоч…к

Б) мост…к, луч…к, платоч…к

В) мелоч…к, мороз…ц, дожд…к

Г) корабл…к, ореш…к, звоноч…к


18. В какой из строчек пишется разделительный твердый знак?

А) в…юга, об…ятия, в…юн

Б) об…яснил, под…езд, с…едобный

В) с…ехал, л…ется, печен…е

Г) грозд…я, сем…я, об…ем


19. В какой из строчек пишется разделительный мягкий знак?

А) раз…яренный, ин…екция, в…юн

Б) сем…я, солов…и, плат…е

В) об…едки, колос…я, с…едают

Г) под…ем, сер…езный, под…емный


20. В какой из строчек пишется З на конце приставок?

А) бе…покойство, ра…катать, бе…работица

Б) ра…думать, бе…правие, бе…делье

В) ра…пахать, ра…говор, ра…крутить

Г) ра…гладить, и…жарить, ра…бросать









ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ


школьный тур


1. Прочитай слова, потом произнеси звуки в обратном порядке.

Из слова лей - назовите дерево (ель)

Из слова лён - цифру (ноль)

Из слова лоб - назовите настил (пол) CCC Люк - большой мешок (куль)

Ток - домашнее животное (кот)

Шёл - неправду (ложь)

Куб - связку, охапку чего-либо - (пук)

Шей - просьбу (ешь)

Лёд - материал для крыши (толь)


2. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука: галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю.


3. Ударение в русских словах подвижно.

Слово атлас может быть прочитано по-разному, с ударением на первом слоге и на втором. Поэтому получатся разные слова.

Прочитайте: квартал, гусеница, хлопок, компас, свёкла, пироги.

Сколько слов у вас получилось?


4. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:

(ж) Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

(ш) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, что для дела гож.

(т) Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.


5. Определите, сколько раз в стихотворении встречается звук (с)?

Через поле и лесок

Подаётся голосок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.


6. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

Водит, пашешь, верит, велит, смех.


7. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд.


8. Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов: выходить, пахнуть, трусить, сведение.


9. Расставьте ударения в словах:

Статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.


10. Замените одним словом фразеологизмы.

Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождика в четверг.


11. Найдите "лишнее" слово в синонимическом ряду:

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненый.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

Собака, Бобик, животное, Барбос.


12. Выпишите слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.

Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.

Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.


13. Каков состав слов?

Приду, раскопка, сапожок, шалун, удивительный, пятачок, писарь, налево.


14. Выпишите подчеркнутые слова, определив, какой частью речи они являются:

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной плохо переносил лекарства.

Кто без кисти и белил крыши города белил?


15. Какими частями речи могут быть эти слова:

дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.


16. Подбери к словам подходящие прилагательные:

профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, туфли, тюль, такси, какао, жюри, пони,вуаль, лебедь, кофе, пальто, алоэ, эскимо, интервью, какаду,мозоль.


17. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.


18. Определите род имен существительных.

Мебель, рояль, хрусталь, кенгуру, бюро, кафе, кино, купе, радио, торт, ателье, домино, драже, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне, авеню, депо, шоссе.


19. Определите части речи в предложении.

Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.


20. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).


21. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.


22. Распредели слова в два столбика: слева - с буквой о в корне, справа - с е или ё.

Сч...ты, ж...лтый, крыж...вник, ш...колад, больш...й, рубаш...нка, щ...чка, галч...нок, ш...в.


23. Запишите в алфавитном порядке и поставьте знаки ударения.

Повторим, оттепель, гусеница, алфавит, ворота, звонит, добыча, документ, квартал, столяр, маляр, заморозки, дремота, зевота, позвонит, красивее, баловаться, обеспечение, щавель, творог













ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ


1 Запиши, какие согласные звуки являются общими для слов:

а) мягкий, мех_____________

б) конечно, кошка___________

в) городской, вокзал____________

2. Найди и подчеркни слова, в которых ударение падает на первый слог. Завидно, камбала, жалюзи, гусеница, звонит, задал, статуя, столяр.

3. Обозначь приставки в словах:

Подорожник, подёргивать, надоить, подделка, надобность, пододеяльник,

подобреть, надёжный.

4. Какие речевые ошибки содержатся в данных предложениях? Исправь их.
Зачеркни и напиши сверху.

Света всегда ложит свои книги на место.

Маша одела пальто и пошла гулять.

Деревья росли по обоим сторонам дороги.



















ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ



1.      Списать. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.

(На) крылечк_ лежала кошка и грелась на солнышк_. (Под) скочила (к) ней галка, хватила кусоч_к шерсти и (от) л_тела.

За изгородью, на луговин_, п_слась лоша_ь, бли_ко (от) неё (на) тр_ве - жеребенок. Вдруг (под)л_тела галка и прыгнула (к) нему (на) спину. Вы­рвав клок шерст_ она ул_тела.

(По В. Тетюреву)

2. Спиши. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

1. Лясы точить                                           1. Не покладая рук

2: Держать ухо востро                                 2. Держать язык за зубами

3.             Сидеть сложа руки                                 3. Воды в рот набрать

4.             От рук отбился                                      4.  Ворон считать

5.             Во  всю  Ивановскую (кричать)                   5. Своим горбом жить

6.             На чужой шее сидеть                             6. Держать в ежовых рукавицах

 

3. Выпиши слова, в которых встречаются только твердые согласные:

водить, пашешь, верить, смех, мел, можешь, матч.

__________________________________________________________________

 

4. Образуйте от прилагательных глаголы с помощью приставок:

ясный, грязный, пустой, чистый.

__________________________________________________________________

 

5. Запиши, какие получатся слова, если прочесть их от конца слова к на­чалу, учитывая звуки, а не буквы.

Лог, люк, парк. _____________________________________________________

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ

  1. Спиши. Подчеркни имена существительные, которые использовал поэт, чтобы так ярко нарисовать зимний пейзаж. Укажи их склонение. Какой падеж отсутствует?

Зимняя бахрома

На сосне и на березе - бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

В. Орлов

2.    Спиши. Найди к каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

Лясы точить                                                              Не покладая рук

Держать ухо востро                                                 Держать язык за зубами

Сидеть сложа руки                                                  Воды в рот набрать

От рук отбиться                                                       Ворон считать

Во всю Ивановскую                                                В руки взять

От доски до доски                                                   Своим горбом жить

На чужой шее сидеть                                               Держать в ежовых рукавицах


3.   Спиши существительные, рядом запиши и мн. число.

Курица, морское судно, чудо, небо, ребенок, человек.


4.    Спиши, распределяя слова в две группы.

Существительное, корень, прилагательное, глагол, окончание, предлог, суффикс, приставка, союз, местоимение.


5.    Спиши, укажи части речи.

Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

Простой трактора произошел по простой причине: водовоз не подвез воды.


6.    Как ты понимаешь эти слова?
Делать из мухи слона
Стрелять из пушки по воробьям
Как кошка с собакой



Олимпиада по русскому языку ,4 класс

1. Поставьте в слова знак ударения.

Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, жаворонок, задал. статуя, звонит, столяр, щавель.


2. Определите, сколько раз встречаются [т,  т] в предложении.    

Директор известного в городе предприятия подписал документ и передал его представителю подшефной фабрики

 Подчеркните буквы, обозначающие [т, т']


3. Найдите спрятавшиеся слова с непроверяемыми гласными.

 

 

е

 

е

 

 

 

е

 

е

 

 

 

 

е

 

е

N

 

 

 

е

 

е

 

 

 

 

е

 

е

 

 

 

 

е

 

е

 

 

 

 

4.     Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:
подделка, ссора, воссоединение, ссылка, конный.


5. Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям:

а) Овладевать собой, успокаиваться. __________________________________

б) Очень тесно.      _________________________________________________

в) Усиленно думать над трудным вопросом. ____________________________

г) Хорошо запомнить.  _______________________________________________

 

6.   Замените   имя   прилагательное   другим,   близким   по   значению   именем прилагательным с приставкой   без-:

а) ясное небо -_________________________________________________

б) правильный ответ-____________________________________________

в) жестокий враг -_______________________________












ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задание №1. В каком ряду во всех словах есть звук [к]? Выпишите этот ряд слов.
(1 балл за ответ)
а) Композитор, вдруг, кисель.
б) Кимоно, кишечник, прятки.
в) Друг, очерк, корешок.

Задание №2. В каждой группе слов найди лишнее, выпиши его, объясни.
(0,5 баллов за каждое слово, 0,5 баллов за объяснение)

а) Молоко, бревно, пальто, число, весло.
б) Клевета, забота, весна, победа, истина.
в) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
г) Они, мы, сани, вы, ты.
д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

Задание №3. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
(0,5 баллов за каждое слово)

Шурка
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
А. Барто

Задание №4. Перепиши, заключая, где надо, в кавычки только имена собственные. (0,5 баллов за каждое слово)

Книга Сын полка Рассказ Чук и Гек
Кинофильм Семеро смелых Река Волга
Собака Отважная Город Самара
Семья Беликовых Газета Известия



Задание №5. Как правильно сказать? (2 балла за ответ)

Надеть оба туфля, надеть обе туфли, одеть оба туфля, одеть обе туфли.

Задание №6. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией. (1 балл за каждое сочетание)

Лясы точить. Не покладая рук.
Держать ухо востро. Держать язык за зубами.
Сидеть сложа руки. Ворон считать.
От рук отбиться. Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах.

Задание №7. К каждому слову мужского рода добавьте только две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода. (0,5 баллов за каждое слово)
Гам, клуб, сор, док, рак, мак.

Задание №8. Разбери слова по составу. (1 балл за каждое слово)

Слепить (глаза) – слепить (игрушку);
скупить (книги) – скупой на (ласку).


























ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Запиши по 2 слова, в которых:
- букв больше, чем звуков;
- звуков больше, чем букв;
- есть только твёрдые согласные звуки;
- есть только мягкие согласные звуки;
- есть только звонкие согласные звуки;
- есть только глухие согласные звуки;
- есть ъ или ь, но при этом количество звуков и букв совпадает.

2. Загадка рассыпалась на слоги. Собери её и запиши. Отгадай загадку. Напиши отгадку, укажи звуковой состав слова.
порт- жизнь -дит и- Не ка- с -ной гол- всю -ми хо- а

3. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Книга, фея, ковёр, осень, пальто, радио, улей, армия, съезд.

4. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
Горе горевать гореть горемыка
Солонка сольный солить солёный
Медяк медовый медный медь
Осиный осина осинник осиновый

5. Распредели данные слова в 5 групп и объясни свой выбор.
Полноч…, задач…, стереч…, силач…, береч…, говориш…, дрож…, мечтаеш…, передач… .

6. Замени фразеологический оборот близким по смыслу глаголом. Рядом запиши этот глагол в форме 2-го лица, единственного числа, настоящего или будущего времени.
Зарубить на носу –
Разуть глаза –
Класть зубы на полку –
Повесить голову –
Навострить уши –
Обвести вокруг пальца –

7. Составь предложение, соответствующее схеме. Выполни синтаксический разбор.
Каким? Чем? Кто? Что делает? Что? Где?

8. Укажи, из какого произведения данная цитата. Назови автора. Вспомни и запиши названия других произведений этого писателя.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

9. Ответь на следующие вопросы:
«Бедный поп подставил лоб…» Кому?
Что попало Каю в глаз?
Как звали медведя, обучающего Маугли законам Джунглей?
Имя героя, путешествующего на печи.
«Неужели в самом деле все………………….погорели?»
С каким мудрым насекомым познакомился Буратино в каморке у папы Карло?

10. Сочини небольшой рассказ (повествование с элементами описания), используя как можно больше подходящих по смыслу словарных слов.

11.Реши анаграммы. Запиши полученные слова.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.

Я – дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.























ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Запиши по 2 слова, в которых:
- букв больше, чем звуков;
- звуков больше, чем букв;
- есть только твёрдые согласные звуки;
- есть только мягкие согласные звуки;
- есть только звонкие согласные звуки;
- есть только глухие согласные звуки;
- есть ъ или ь, но при этом количество звуков и букв совпадает.

2. Загадка рассыпалась на слоги. Собери её и запиши. Отгадай загадку. Напиши отгадку, укажи звуковой состав слова.
порт- жизнь -дит и- Не ка- с -ной гол- всю -ми хо- а

3. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Книга, фея, ковёр, осень, пальто, радио, улей, армия, съезд.

4. Подчеркни в каждой строке лишнее слово.
Горе горевать гореть горемыка
Солонка сольный солить солёный
Медяк медовый медный медь
Осиный осина осинник осиновый

5. Распредели данные слова в 5 групп и объясни свой выбор.
Полноч…, задач…, стереч…, силач…, береч…, говориш…, дрож…, мечтаеш…, передач… .

6. Замени фразеологический оборот близким по смыслу глаголом. Рядом запиши этот глагол в форме 2-го лица, единственного числа, настоящего или будущего времени.
Зарубить на носу –
Разуть глаза –
Класть зубы на полку –
Повесить голову –
Навострить уши –
Обвести вокруг пальца –

7. Составь предложение, соответствующее схеме. Выполни синтаксический разбор.
Каким? Чем? Кто? Что делает? Что? Где?

8. Укажи, из какого произведения данная цитата. Назови автора. Вспомни и запиши названия других произведений этого писателя.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

9. Ответь на следующие вопросы:
«Бедный поп подставил лоб…» Кому?
Что попало Каю в глаз?
Как звали медведя, обучающего Маугли законам Джунглей?
Имя героя, путешествующего на печи.
«Неужели в самом деле все………………….погорели?»
С каким мудрым насекомым познакомился Буратино в каморке у папы Карло?

10. Сочини небольшой рассказ (повествование с элементами описания), используя как можно больше подходящих по смыслу словарных слов.

11.Реши анаграммы. Запиши полученные слова.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.

Я – дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.

























ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. (1 балл) Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

 

2. (1 балл) Разгадай метаграмму:

Со звуком [С] я не вкусна,

Но в пищу каждому нужна.

С [М] – берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

 

3. (2 балла) Разбери слово дали по составу, если оно является

    а) существительным __________________________

    б) глаголом __________________________________

 

4. (2 балла) Выбери среди данных имен существительных  слова с суффиксом –ок:

замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.

 

5. (3 балла) Замени словосочетания наречиями.

Перегоняя  друг друга - ______________________________

На пустой желудок - _________________________________

С давних пор - ______________________________________

Каждую минуту - ____________________________________

На две равные части - ________________________________

 

6. (3 балла) Поставь в словах ударение:

 Крапива, щавель, торты, звонит, баловать, красивее.

 

7. (4 балла) Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки - _____________________    хозяева - __________________________

туфли - _____________________   санатории - ________________________

носки - _____________________    помидоры - ________________________

килограммы - _________________   каникулы - _______________________

ботинки - _____________________  домишки - ________________________

 

8. (5 баллов) Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы- синонимы:

Хлопать ушами.

Водить за нос.

Ловить ворон.

Мчится сломя голову.

Как сельди в бочке.

Делать из рук вон плохо.

Летит стрелой.

Как огурцы в банке.

 

9. (По кол-ву слов) Назови глаголы, которые не употребляются без возвратного суффикса  - ся



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богомолова Галина Геннадьевна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "«Формирование одаренности младших школьников посредством учебной и внеучебной деятельности в Развивающей Системе Л.В.Занкова в условиях ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(162) "formirovaniie-odariennosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-v-razvivaiushchiei-sistiemie-l-v-zankova-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414832068"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства