Просмотр содержимого документа
«Методический материал для подготовки младших школьников к олимпиадам по русскому языку»
Олимпиада по русскому языку 3-4 класс
1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть). Развесить уши - _______________________ Пускать пыль в глаза - __________________ Рвать на себе волосы - _________________
2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи. Я сегодня не помню, что было ..., ___________ По утрам забываю свои ..., _________________ В белый день забываю огни, По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок) Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению. ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов: Риф + ель + кадки = фрикадельки Ель + сад + рак = ________________________ Рис + кепи = ____________________________ Рыба + соки = ___________________________ Нива + реки = ___________________________ Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов. ______________________________________________ ______________________________________________
4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…____________________ ___________________да зуб неймёт._________
Когда в товарищах согласья нет, __________________________________ ___________________________________________ не лучше ль на себя, кума, оборотиться? _____________________________________________ Так поди же попляши! 5. По данному началу допишите пословицы. Правой рукой строит… _____________________________________ Ученье – свет… ___________________________________________ Кто хочет много знать… ____________________________________ Корень ученья горек… ______________________________________
Готовимся к олимпиаде
Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова. Логика - иголка Ракета - ___________________ Каприз - ___________________ Мольба - ___________________ Каратист - __________________
Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни:
кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение). Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии. [п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]
4. Из букв каждой пары слов составьте название животного: Лик + рок = _________________ Поле + дар = ________________ Шаль + до = _________________ Лов + буй = __________________
5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:
_____________ выпал жаркий-жаркий. Ах, как душно в зоопарке! ________________ пропал у пони, ________________ вянут на газоне, А мартышка не страдает - ________________ уплетает.
6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык. _____________________________________ Язык до Киева доведёт. ____________________________________ Разведчики взяли языка. ___________________________________ Без языка и колокол нем. ___________________________________ Прикуси язычок! ___________________________________________ Язык под чесночным соусом. ________________________________
Готовимся к олимпиаде
1. «Расшифруйте» слова: по2л ___________________ 2рь ____________________ с3 _____________________ ви3на __________________ 1очество________________ Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните. _____________________________________________________________
2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Семь румяных усачей. Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. Автор: ________________________________ Название: ______________________________ Автор: ________________________________ Название: _____________________________
3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба: Диво + пони + сок = ______________________ Воз + бедро + пике = _____________________ Хор + ум + ом = _________________________ Лён + ас + ком = ________________________
4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. _________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает. _____________________________________________________ 5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом. Кот наплакал- __________________ Бить баклуши- __________________ Спустя рукава- __________________ Зарубить на носу- ________________
Готовимся к олимпиаде
1. Какие слова так произносятся? [ Г Р У С’ Т’] ______________ [ Л’ Э С’ Т’] ______________ 2. Составь слово, если в нем Корень – из слова моряк Окончание – из слова зимний Приставка – из слова прилететь Суффикс – из слова русский. __________ 3. Расставь ударение в словах. Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. 4. У каких существительных нет формы единственного числа? Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы 5. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ. 6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении. Невежа – невежда. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -__________________________________________________________________
8. Поставьте нужные знаки в конце предложений: Что за птица с красной грудкой Пусть всегда будет солнце Дети вышли на опушку леса
9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи. (По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь. _____________________________________________________________________________
10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
11. Поставьте слова в множественное число: Человек - Лист (бумаги) - Лист (дерева) - Зуб (волка) - Зуб (пилы) -
Готовимся к олимпиаде
1. Вставь буквы и поставь ударение. Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё
2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен; молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша; дождь, снег, осадки, иней, град; футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог. Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака. Яркий желтый ___________________________ Прозрачный голубой _______________________
5. Замени выражения одним глаголом. Клевать носом____________________ Зарубить на носу__________________ Чесать языки______________________ Выходить из себя____________________ Дать стрекача______________________ Бить баклуши _______________________ Ломать голову________________________
6. Вставь вместо * предлоги. Я * утра * лесу гуляю, * росы я весь промок. Но зато теперь я знаю * березку и * мох, * малину, ежевику, * ежа и * ежиху, * которой * ежат Все иголочки дрожат. 7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского? Вилка однажды споткнулась (о) крошку, Падая, стукнулась вилка (об) ложку. Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку, Брызги на книжную сели (об) ложку.
8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я 9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова. Пе ( . .) ол те ( ... ) л
Готовимся к олимпиаде
1. "Составь пословицы": дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье
2."Загадки-шутки"
1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________ 2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________ 3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________ 4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________
3. Расшифруй название сказки.
ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА - КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -
4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова. Прим...рять друзей зал...зать раны Разв...вается флаг отв...рить дверь Зап...вать в хоре ув...дать издали
6. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце. Красивая ............. острый...... чёрный................ золотая........... колючий ................ ночная............
7. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок. Поди, туда - не знаю куда,____________ Скоро сказка сказывается,_________________ Это всё присказка,__________________________
Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождика в четверг.
11. Найдите "лишнее" слово в синонимическом ряду:
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
17. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
20. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
21. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.
4.Какие речевые ошибки содержатся в данных предложениях? Исправь их. Зачеркни и напиши сверху.
Света всегда ложит свои книги на место.
Маша одела пальто и пошла гулять.
Деревья росли по обоим сторонам дороги.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
1.Списать. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.
(На) крылечк_ лежала кошка и грелась на солнышк_. (Под) скочила (к) ней галка, хватила кусоч_к шерсти и (от) л_тела.
За изгородью, на луговин_, п_слась лоша_ь, бли_ко (от) неё (на) тр_ве - жеребенок. Вдруг (под)л_тела галка и прыгнула (к) нему (на) спину. Вырвав клок шерст_ она ул_тела.
(По В. Тетюреву)
2. Спиши. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
1. Лясы точить 1. Не покладая рук
2: Держать ухо востро 2. Держать язык за зубами
3. Сидеть сложа руки 3. Воды в рот набрать
4. От рук отбился 4. Ворон считать
5. Во всю Ивановскую (кричать) 5. Своим горбом жить
6. На чужой шее сидеть 6. Держать в ежовых рукавицах
3. Выпиши слова, в которых встречаются только твердые согласные:
Спиши. Подчеркни имена существительные, которые использовал поэт, чтобы так ярко нарисовать зимний пейзаж. Укажи их склонение. Какой падеж отсутствует?
Зимняя бахрома
На сосне и на березе - бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
В. Орлов
2.Спиши. Найди к каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
Лясы точить Не покладая рук
Держать ухо востро Держать язык за зубами
Сидеть сложа руки Воды в рот набрать
От рук отбиться Ворон считать
Во всю Ивановскую В руки взять
От доски до доски Своим горбом жить
На чужой шее сидеть Держать в ежовых рукавицах
3. Спиши существительные, рядом запиши и мн. число.
Курица, морское судно, чудо, небо, ребенок, человек.
Задание №1. В каком ряду во всех словах есть звук [к]? Выпишите этот ряд слов. (1 балл за ответ) а) Композитор, вдруг, кисель. б) Кимоно, кишечник, прятки. в) Друг, очерк, корешок.
Задание №2. В каждой группе слов найди лишнее, выпиши его, объясни. (0,5 баллов за каждое слово, 0,5 баллов за объяснение)
Задание №3. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова. (0,5 баллов за каждое слово)
Шурка Я смотрю – в избе мой брат, У него шинель до пят. Он с запиской отпускной К нам пришёл на выходной. Шурка – слесарь в мастерской. Он такой степенный, Представительный такой, Прямо как военный. А. Барто
Задание №4. Перепиши, заключая, где надо, в кавычки только имена собственные. (0,5 баллов за каждое слово)
Книга Сын полка Рассказ Чук и Гек Кинофильм Семеро смелых Река Волга Собака Отважная Город Самара Семья Беликовых Газета Известия
Задание №5. Как правильно сказать? (2 балла за ответ)
Надеть оба туфля, надеть обе туфли, одеть оба туфля, одеть обе туфли.
Задание №6. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией. (1 балл за каждое сочетание)
Лясы точить. Не покладая рук. Держать ухо востро. Держать язык за зубами. Сидеть сложа руки. Ворон считать. От рук отбиться. Своим горбом жить. На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах.
Задание №7. К каждому слову мужского рода добавьте только две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода. (0,5 баллов за каждое слово) Гам, клуб, сор, док, рак, мак.
Задание №8. Разбери слова по составу. (1 балл за каждое слово)
1. Запиши по 2 слова, в которых: - букв больше, чем звуков; - звуков больше, чем букв; - есть только твёрдые согласные звуки; - есть только мягкие согласные звуки; - есть только звонкие согласные звуки; - есть только глухие согласные звуки; - есть ъ или ь, но при этом количество звуков и букв совпадает.
2. Загадка рассыпалась на слоги. Собери её и запиши. Отгадай загадку. Напиши отгадку, укажи звуковой состав слова. порт- жизнь -дит и- Не ка- с -ной гол- всю -ми хо- а
3. Подчеркни слова, которые нельзя перенести. Книга, фея, ковёр, осень, пальто, радио, улей, армия, съезд.
4. Подчеркни в каждой строке лишнее слово. Горе горевать гореть горемыка Солонка сольный солить солёный Медяк медовый медный медь Осиный осина осинник осиновый
5. Распредели данные слова в 5 групп и объясни свой выбор. Полноч…, задач…, стереч…, силач…, береч…, говориш…, дрож…, мечтаеш…, передач… .
6. Замени фразеологический оборот близким по смыслу глаголом. Рядом запиши этот глагол в форме 2-го лица, единственного числа, настоящего или будущего времени. Зарубить на носу – Разуть глаза – Класть зубы на полку – Повесить голову – Навострить уши – Обвести вокруг пальца –
8. Укажи, из какого произведения данная цитата. Назови автора. Вспомни и запиши названия других произведений этого писателя. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».
9. Ответь на следующие вопросы: «Бедный поп подставил лоб…» Кому? Что попало Каю в глаз? Как звали медведя, обучающего Маугли законам Джунглей? Имя героя, путешествующего на печи. «Неужели в самом деле все………………….погорели?» С каким мудрым насекомым познакомился Буратино в каморке у папы Карло?
10. Сочини небольшой рассказ (повествование с элементами описания), используя как можно больше подходящих по смыслу словарных слов.
11.Реши анаграммы. Запиши полученные слова. Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною свалишь.
Я – дерево в родной стране, Найдёшь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Запиши по 2 слова, в которых: - букв больше, чем звуков; - звуков больше, чем букв; - есть только твёрдые согласные звуки; - есть только мягкие согласные звуки; - есть только звонкие согласные звуки; - есть только глухие согласные звуки; - есть ъ или ь, но при этом количество звуков и букв совпадает.
2. Загадка рассыпалась на слоги. Собери её и запиши. Отгадай загадку. Напиши отгадку, укажи звуковой состав слова. порт- жизнь -дит и- Не ка- с -ной гол- всю -ми хо- а
3. Подчеркни слова, которые нельзя перенести. Книга, фея, ковёр, осень, пальто, радио, улей, армия, съезд.
4. Подчеркни в каждой строке лишнее слово. Горе горевать гореть горемыка Солонка сольный солить солёный Медяк медовый медный медь Осиный осина осинник осиновый
5. Распредели данные слова в 5 групп и объясни свой выбор. Полноч…, задач…, стереч…, силач…, береч…, говориш…, дрож…, мечтаеш…, передач… .
6. Замени фразеологический оборот близким по смыслу глаголом. Рядом запиши этот глагол в форме 2-го лица, единственного числа, настоящего или будущего времени. Зарубить на носу – Разуть глаза – Класть зубы на полку – Повесить голову – Навострить уши – Обвести вокруг пальца –
8. Укажи, из какого произведения данная цитата. Назови автора. Вспомни и запиши названия других произведений этого писателя. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».
9. Ответь на следующие вопросы: «Бедный поп подставил лоб…» Кому? Что попало Каю в глаз? Как звали медведя, обучающего Маугли законам Джунглей? Имя героя, путешествующего на печи. «Неужели в самом деле все………………….погорели?» С каким мудрым насекомым познакомился Буратино в каморке у папы Карло?
10. Сочини небольшой рассказ (повествование с элементами описания), используя как можно больше подходящих по смыслу словарных слов.
11.Реши анаграммы. Запиши полученные слова. Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною свалишь.
Я – дерево в родной стране, Найдёшь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. (1 балл) Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
2. (1 балл) Разгадай метаграмму:
Со звуком [С] я не вкусна,
Но в пищу каждому нужна.
С [М] – берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
3. (2 балла) Разбери слово дали по составу, если оно является
а) существительным __________________________
б) глаголом __________________________________
4. (2 балла) Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом –ок: