Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа (итоговая) по родному языку для учащихся 9 класса»
Контрольная работа по родному (русскому) языку
9 класс
(2 –полугодие)
1.Определите значение:
Оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми, - это …
А) афоризм Б) слоган В) мораль
2. Установите соответствие между понятием и его определением.
1) Сетевой этикет
А) Совокупность правил хорошего тона, устанавливающих нормы поведения людей в ситуациях делового общения.
2) Речевой этикет
Б) Свод правил для общения в Сети, ведения электронной переписки.
3) Деловой этикет
В) Система выработанных в данном языке высказываний, которые
служат для установления контакта и поддержания общения.
3. Распределите понятия по указанным видам и запишите в 2 столбика:
(3)Голубое небо проглядывает в рамке леса. (4)Медный ствол сосны порозовел на солнце. (5)Крона ярче зеленеет хвоей.(6) А это что? (7)Чернеет копна седого пера. (8)Глухарь! (9)Жадно хватает клювом душистую хвою мирный орёл бора. (10)Туго набил хвоей зоб и молча застыл на сосне. (11)Восток золотит зеленый металл оперения шеи. (12)Нежится на солнце бородач.
(13)Сугробы ещё скрывают клюкву на мху. (14)Но не за ягодой прилетел сюда глухарь. (15)Вдруг он поднял бородатую голову с набухшими красными бровями, расправил по-орлиному крылья и спланировал с дерева на снежную полянку. (16)Вышагивает важно по насту, сторожко оглядывается. (17)Увидел вдали другого петуха, смотрит, а сам ни с места. (18)А кругом — ясный свет, яркий снег. (19)Не умолкают песни синиц, клестов, снегирей. (20)Подзадоривают они задумчивого молчальника. (21)Распушится, дыбом встают перья, нет-нет да взволнованно прочертит крылом на снегу лесной петух — древняя краса наших боров.
(22)Так вот порознь и ходят, переглядываясь, глухари по мартовскому насту.
(23)Одним только охотникам понятны параллельные черточки по бокам куриного следа, тайна птичьих иероглифов. (24)Репетиция тока. (25)Немая песнь!
9. Определите тему текста.
10. Определите основную мысль текста.
11. Определите стиль речи текста.
12. Замените словосочетание «ствол сосны», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
13. Назовите стилистическую принадлежность слова «иероглиф».
14. Подберите нейтральный синоним к слову «сторожко».
15. Объясните значение фразеологизма «ни с места».
16. Из предложений 2-3 выпишите 2 примера изобразительно-выразительных средств и укажите их вид.