Группа______________________
ФИО студента___________________
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1 вариант
Отметьте верное высказывание:
Орфоэпическая норма регламентирует словоупотребление;
Орфоэпическая норма регламентирует ударение;
Орфоэпическая норма регламентирует произношение.
2. Отметьте неверное высказывание:
Ударение в русском языке закреплено за определенным слогом;
Ударение в русском языке может падать на любую часть слова;
От ударения в русском языке зависит семантика слова (значение слова).
3. Поставьте ударение в данных словах: столяр, жалюзи, квартал, свекла, торты, газопровод.
4. Подчеркните правильный вариант:
1. а) звонишь б) звонишь
2. а) начать б) начать
3. а) углубить б) углубить
5. Приведите 3 примера слов, являющихся историзмами:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дайте толкование данным фразеологическим оборотам:
1) авгиевы конюшни_______________________________________________
__________________________________________________________________2) не лыком шит____________________________________________
_________________________________________________________________
7. Выпишите из данных предложений диалектное слово (Д.), жаргонизм (Ж
Бают, ты в город перебираешься?
Борется ли власть с милицейским произволом или, как и раньше, старается их отмазать?
Д. _______________________Ж. _________________________
8. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным определением рода существительных:
детская тапка;
новая толь;
лакированная туфля.
9. Отметьте существительное общего рода:
дитя;
плакса;
салями.
10. Приведите примеры слов, не имеющих формы единственного числа:
_______________________
_______________________
_______________________
11. Допишите пропущенные окончания:
1. ГЭС пущен…, многолюдн…ГУМ, МИД принял… решение, Воронежск…АЭС.
12. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; глаголы поставьте в форму прошедшего времени:
1. Огромн…ручиш… (опуститься) ____________на плечо.
2. Софья Васильевна Ковалевская – выдающ… русск… математик.
3. Тысяча болельщиков (следить)_________________ за решающей игрой сезона.
Найдите ошибку в образовании формы слова:
пара чулок;
эта ткань более светлее;
у обоих героинь несчастливый брак.
14. Поставьте существительные в Именительный падеж множественного числа:
1. директор_____________________
2. бухгалтер____________________
3. договор______________________
15. Отметьте неправильное сочетание слов:
1. проявить способности;
2. проявить интерес;
3. проявить образцы труда;
4. проявить сознательность.
16. Подчеркните нормативную форму Родительного падежа множественного числа:
1. В дальний поход мы взяли две пары резиновых (сапог, сапогов) и несколько пар шерстяных (носок, носков).
2. Я не нашла в магазине ни (апельсин, апельсинов), ни (помидор, помидоров), зато купила пять (килограмм, килограммов) (яблок, яблоков).
17. Выберите нормативное окончание. Учтите возможность вариантов.
1. Налейте, пожалуйста, крепкого ча(я,ю).
2. Его нельзя сбить с толк(а,у).
18. Отметьте знаком «+» номера предложений с речевыми ошибками, сверху сделайте исправления:
Художник нарисовал свой автопортрет.
Пользуясь логарифмической линейкой, расчеты производятся легко и быстро.
Обычно студенческие каникулы заканчиваются к первому сентября.
19. Укажите, какой документ необходимо написать в следующей ситуации:
Вы нарушили распоряжение директора фирмы
объяснительная записка;
заявление;
доверенность
20. Назовите стиль, особенностями которого являются:
- предельная конкретность содержания;
- сухость и нейтральность изложения;
- наличие в текстах канцелярских штампов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________