Контрольная работа по главе I «Русский язык в современном мире»
(пр. А.Д.Шмелёва, 8 класс)
I вариант
I. Выполните задания А1 – А7.
Ответами к заданиям А1 – А7 являются слово или сочетание слов. Запишите ответ в бланк.
А1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) апострОф 2) изобретЕние 3) зАдолго 4) наОтмашь
А2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) офицеры 2) много помидор 3) купола 4) библиотекари
А3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Стыдно быть НЕВЕЖДОЙ, надо пополнять свои знания.
2) Митя любезно ПРЕДСТАВИЛ другу одну из комнат для работы.
3) В диктанте он ДОПУСТИЛ две ошибки.
4) Лена стояла на ВЫСОКОМ берегу.
А4. Замените книжный фразеологизм «питаться манной небесной» стилистически нейтральным синонимом (фразеологизмом). Напишите этот синоним.
А5. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1) в..рховье 2) орнам..нт 3) те..ретический 4) р…внина
А6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1) Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ
2) Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.
3) Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.
А7. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Готовиться к поездке мы начали (НЕ)ЗАДОЛГО до отпуска, а практически накануне.
2) Продолжайте говорить, только (НЕ)ОЧЕНЬ громко.
3) Екатерина Михайловна слушала (НЕ)ПЕРЕБИВАЯ и что-то у себя записывала.
II. Прочитайте текст и выполните задания В1 – В7.
Ответами к заданиям В1 – В7 являются число, последовательность цифр, слово или сочетание слов, которые следует записать в таблицу. Удачи!
(1) Встречи со змеями обладают одной особенностью: они надолго запоминаются. (2) Есть в змеях что-то, что страшит, но влечёт. (3) Это удивительные существа, так мало похожие на всех других окружающих человека животных. (4) У них нет ног, но передвигаются они быстро и ловко. (5) У них тонкие слабые зубы, но укус их нередко приносит смерть. (6) Их гибкие и упругие тела покрыты не шерстью, не перьями – кожа их покрыта чешуёй. (7) Ни одно животное земли не занимает столько места в сказках, поверьях и легендах, сколько змеи. (8) Встречи со змеями редко бывают приятными, но они всегда интересны.
(По Н. Сладкову)
В1. Укажите, в каком значении употреблено слово слабый в предложении 5.
1) малосильный 2) болезненный 3) незначительный 4) нетвёрдый
В2. Укажите, какое выразительное средство используется в предложении 3.
1) метафора 2) эпитет 3) синонимы 4) сравнение
В3. Запишите слово, которое является антонимом к выделенному слову в предложении 8.
В4. Выпишите из предложения 4 словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
В5. Укажите тип сказуемого в предложении 8.
1) простое глагольное 2) составное глагольное 3) составное именное
В6. Выпишите из предложения 2 все союзы.
В7.Укажите, чем является выделенное слово в предложении 3.
1) союзом 2) частицей 3) наречием 4) междометием
III.* Часть С. Продолжите текст (5-6 предложений), соблюдая авторский стиль.
II вариант
I. Выполните задания А1 – А7.
Ответами к заданиям А1 – А7 являются слово или сочетание слов. Запишите ответ в бланк.
А1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1)алфавИтный 2) досЫта 3) нАчатый 4) облилА
А2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) нет носок 2) аптекари 3) выборы 4) выпуски
А3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Петя не привык уступать место старшим, он настоящий НЕВЕЖА.
2) Хозяин с удовольствием ПРЕДСТАВИЛ своих друзей собравшимся.
3) Поставьте РОСПИСЬ в конце документа.
4) Победителям конкурса АРТИСТИЧЕСКОГО мастерства были вручены ценные призы.
А4. Замените книжный фразеологизм «выходить из себя» стилистически нейтральным синонимом (фразеологизмом). Напишите этот синоним.
А5. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1) п…норама 2) изб…рательный 3) сув…ренитет 4) ч…столюбие
А6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1) КТО(ТО) из туристов идёт (ПО)ЭТОМУ берегу реки.
2) (ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших деталях.
3) (И)ТАК, всё, что хранится в памяти компьютера, представлено (В)ВИДЕ чисел.
А7. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Работы по газификации сёл всё ещё (НЕ)НАЧАЛИСЬ.
2) Загадочная, никому (НЕ)ИЗВЕСТНАЯ страна безудержно влекла его к себе.
3) Колокола звали людей на совет, в (НЕ)ПОГОДУ указывали дорогу заблудившимся путникам.
II. Прочитайте текст и выполните задания В1 – В7.
Ответами к заданиям В1 – В7 являются число, последовательность цифр, слово или сочетание слов, которые следует записать в таблицу. Удачи!
(1) Утром Кешку разбудили мамины холодные руки. (2) Кешка ёжился, залезал поглубже под одеяло. (3) Но руки настигали его и там.
(4) Мама приговаривала:
(5) – Вставай, соня, зима!.. (6) Белые мухи прилетели.
(7) Кешка высунул голову из-под одеяла.
(8) – Обманываешь, белых мух не бывает.
(9) Мама повернула его голову к окну, и он увидел, что за стеклом медленно летят крупные белые хлопья.
(По Р.Погодину)
В1. Укажите, в каком значении употреблено слово повернула в предложении 9.
1) ворочая, изменить положение 2) изменить направление, путь движения
3) изменить развитие
В2. Укажите, какое выразительное средство используется в предложении 6.
1) метафора 2) эпитет 3) фразеологизм 4) сравнение
В3. Запишите слово, которое является синонимом к выделенному слову в предложении 9.
В4. Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
В5. Выпишите из предложения 1 прямое дополнение.
В6. Выпишите из предложения 3 все союзы.
В7.Укажите, чем является выделенное слово в предложении 9.
1) союзом 2) местоимением 3) частицей 4) междометием
III.* Часть С. Продолжите текст (5-6 предложений), соблюдая авторский стиль.
III вариант
I. Выполните задания А1 – А7.
Ответами к заданиям А1 – А7 являются слово или сочетание слов. Запишите ответ в бланк.
А1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) прИняли 2) облЕгчили 3) нАчатый 4) принЯть
А2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) бухгалтера 2) бега 3) доктора 4) кучера
А3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Инна забыла ЧИТАЛЬНЫЙ билет дома.
2) У меня есть ЗАКАДЫЧНЫЙ друг.
3) Петя был мальчик НАЧИТАННЫЙ.
А4. Замените книжный фразеологизм «богу душу отдал» стилистически нейтральным синонимом (фразеологизмом). Напишите этот синоним.
А5. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1) ст…пендия 2) к…снулся 3) тр…вожиться
А6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1) (ВО)ВРЕМЯ экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ,
2) Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА, сопровождала его (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.
3) ЧТО(БЫ)поправить здоровье, можно смело отправляться на АЛТАЙ, (ПО)ЭТОМУ скорее покупайте путёвку.
А7. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Наш новый знакомый, ни с кем (НЕ)ПРОСТЯСЬ, ушёл раньше всех.
2) Но по природе отец будущего писателя был далеко (НЕ)ЗЛЫМ человеком.
3) Эта (НЕ)ОКОНЧЕННАЯ картина ознаменовала возвращение Врубеля к теме, волновавшей его всю жизнь.
II. Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5.
Ответами к заданиям В1 – В5 являются число, последовательность цифр, слово или сочетание слов, которые следует записать в таблицу. Удачи!
(1) Зимой солнышко хоть и светит, но мало греет. (2) Оно недолго остается на небе. (3) Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. (4) В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодными. (5) Реки и озёра замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. (6) Земля покрывается толстым слоем снега. (7) Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов и хлебов. (8) Без снега семена могли бы вымерзнуть.
(По К.Ушинскому)
В1. Укажите, в каком значении употреблено слово сильный в предложении 7.
1) мощный 2) стойкий 3) значительный 4) талантливый
В2. Укажите, какое выразительное средство используется в предложении 7.
1) метафора 2) эпитет 3) фразеологизм 4) сравнение
В3. Запишите слово, которое является антоним к выделенному слову в предложении 5.
В4. Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
В5.Укажите, чем является выделенное слово в предложении 3.
1) наречием 2) прилагательным 3) существительным 4) деепричастие
III.* Часть С. Продолжите текст (5-6 предложений), соблюдая авторский стиль.
IV вариант
I. Выполните задания А1 – А5.
Ответами к заданиям А1 – А5 являются слово или сочетание слов. Запишите ответ в бланк.
А1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) кОроток 2) кОротки 3) кОрото 4) кОротка
А2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Консулы 2) сторожа 3) ректора
А3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Недалеко от парка РАСПОЛОЖИЛСЯ дворец.
2) Посмотри, как ты набираешь текст. У тебя полно ОТПЕЧАТКОВ.
3) Это препятствие трудно ПРЕОДОЛЕТЬ.
А4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1) ввб…рает 2) кр…тиковать 3) эксп…нат
А5. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Глебов был уже (НЕ)РАД, что затеял разговор.
2) Как (НИ)БЫЛ яростен ураган, он ослабевал.
3) Где-то здесь раздавались (НЕ)ЗАБЫВАЕМЫЕ трели соловья.
II.Спишите текст, соблюдая орфографические нормы.
Од_нокая напля дождя отвес(?) но упала в воду, и от неё пошли тонкие круги. Потом сразу (во)круг заш_велилась. Заш_птала трава, вся вода п_крылась мал_нькими кругами, и слабый (не)внятный звон п_плыл над омутом. Шёл тихий летний дождь.
Д_леко в разрывы м_гких туч(?) светило широкими лучами со_нце, и степь дымилась и бл_стела. Сильнее запахли травы, хлеба и земля.
(К .Паустовский)
III.* Часть С. Продолжите текст (4 – 5 предложений), соблюдая авторский стиль.
Ключ
№ задания | I вариант | II вариант | III вариант | IV вариант |
А1 | задОлго | дОсыта | облегчИли | короткА |
А2 | помидоров | носков | бухгалтеры | ректоры |
А3 | предоставил | подпись | читательский | опечаток |
А4 | щёлкать зубами | лезть на стенку | ноги протянул (дуба дал, сыграл в ящик) | критика |
А5 | равнина | избирательный | коснулся | незабываемые |
А6 | сначала, затем | зачастую, причём | чтобы, поэтому | 5 баллов |
А7 | незадолго | непогоду | неоконченная |
ИТОГО | 7 баллов |
В1 | 1 | 1 | 2 | одинокая отвесно вокруг зашевелилась зашептала покрылась маленькими невнятный поплыл далеко мягких туч солнце блестела |
В2 | 2 | 3 | 2 |
В3 | противный | большие (огромные) | оттаивают |
В4 | передвигаются быстро(ловко) | залезал поглубже | остаётся на небе |
В5 | 3 | Кешку | 2 |
В6 | что, но | но, и | 5 баллов |
В7 | 3 | 1 |
ИТОГО | 7 баллов | 14 баллов |
часть С | соответствие теме – 1б соответствие стилю автора – 1б орфография (0-2 ош.) – 1б пунктуация (0-2 ош.) – 1б речь (0-2ош.) – 1б |
ИТОГО | 5 баллов |
ВСЕГО | 19 баллов | 17 баллов | 24 балла |
отметка | «5» - 18 – 19 баллов «4» - 14 – 17 баллов «3» - 10 – 13 баллов «2» - 0 – 9 баллов | «5» - 17 баллов «4» - 12 – 16 баллов «3» - 8 – 11 баллов «2» - 0 – 10 баллов | «5» - 23 – 24 балла «4» - 17 – 22 балла «3» - 12 – 16 баллов «2» - 0 – 11 баллов |