kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЕГЭ-2017: тестовые задания по русскому языку № 22

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2017 году изменено задание 22: ученики должны работать с лексическим значением слова. Например, надо выписать фразеологический оборот. Однако в тексте может быть не одна идиома, а несколько, одну из них и надо выписать, опираясь на её лексическое значение. Расширение языкового материала в задании 22 ориентировано на проверку умения проводить лексический анализ слова в контексте. Вашему вниманию предлагается шесть тестов, включающих в себя 10 заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ-2017: тестовые задания по русскому языку № 22»

Задание 22 -2017


Вариант 1 («УЧИМСЯ»)

1. Из предложений 8–11 выпишите слово со значением: «1. только ед. Исступление, безудержная ярость, буйство, 2. проявление разнузданной жестокости».

(8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости? (Г.Смирнов)

2. Из предложений 8–11 выпишите слово со значением: «книжн. ссора, раздор, вражда».

(8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости? (Г.Смирнов)

3. Из предложений 5–8 выпишите слово со значением: «1. устар., церк.-слав. колени, грудь (обычно как символ нежности, материнства), а также чрево, утроба, пазуха. 2. перен., поэт. то, что является прибежищем, приютом и т. п. для кого-либо, чего-либо. 3. перен., высок. недра или поверхность ».

(1)С лодки скользнуло весло.

(2)Ласково млеет прохлада:

(3)«Милый! Милый! - Светло,

Сладко от беглого взгляда».

(4)Лебедь уплыл в полумглу,

(5)Вдаль, под луною белея,

Ластятся волны к веслу,

Ластятся, к влаге лилея.

(6)Слухом невольным ловлю

Лепет зеркального лона.

(7)«Милый! Мой милый! Люблю!»

(8)Полночь глядит с небосклона. (К.Бальмонт)

4. Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию».

Но если ты святую дружбы власть

Употреблял на злобное гоненье;

Но если ты затейливо язвил

Пугливое его воображенье,

И гордую забаву находил

В его тоске, рыданьях, униженье;

Но если сам презренно клеветы

Ты для него невидимым был эхом;

Но если цепь ему накинул ты

И сонного врагу предал со смехом,

И он прочел в немой душе твоей

Все тайное своим печальным взором,-

Тогда ступай, не трать пустых речей,-

Ты осужден последним приговором... (А.С.Пушкин)

5. Выполните два задания:

1) Из предложений 1-4 выпишите слово со значением: «1. Вянущий, сохнущий, хилый (о растительности). 2. Худой и болезненный. // перен. разг. Слабый, угасающий (о свете, огне и т.п.)».

2) Из предложений 1-4 выпишите слово со значением: «1. последовательность, последовательная смена чего-либо. 2. множество объектов (людей, животных, машин и т. п.), стоящих или движущихся один за другим 3. ряд явлений, событий, следующих одно за другим, сменяющих друг друга».

(1)Чахлая рябина мокнет под дождем. (2)Но давно под травой иссякли болтливые воды. (3)Седой туман клубится тяжко над рекой. (4)В ясной вышке проходят тучки чередой ленивой.

6. Выполните два задания:

1) Из предложений 2–6 выпишите слово со значением: «длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный».

2) Из предложений 1–7 выпишите слово со значением: «1. нагрудник, преимущественно из белой ткани, пришитый или пристёгиваемый к мужской сорочке. 2. нашивка или вставка, пришиваемая или пристёгиваемая спереди к женскому или детскому платью.».

(1)Летний вечер. (2)Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. (3)Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. (4)На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. (5)На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. (6)Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. (7)И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. (“Юный натуралист”)

7. Выполните два задания:

1) Из стихотворения выпишите слово со значением: «состояние крайней усталости, утомления, полного бессилия».

2) Из стихотворения выпишите слово со значением: «1. пространство, имеющее неведомую, очень большую глубину. 2. перен., разг. большое количество, множество; уйма. 3. перен. О чём-либо бесконечно глубоком, бесконечно простирающемся в пространстве или времени...».

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке,

Когда сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой, -

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной. (Н.Заболоцкий)

8. Из предложений 1–9 выпишите слово со значением: «1. Воспринимать на ощупь, органами осязания. 2. перен. Чувствовать, замечать, воспринимать что-либо».

Суд памяти

(1)Вы думаете, павшие молчат.

(2)Конечно, да, вы скажете.

(3)Неверно!

(4)Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

(5)Они кричат не где-нибудь,

А в нас.

(6)За нас кричат.

(7)Особенно ночами.

(8)Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

(9)Они кричат, когда покой.

(10)Когда приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

(11)Они кричат

И будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

(12)Они хотят, чтоб памятником их

(13)Была земля

С пятью материками. (Е. Исаев)

9. Из предложений 5–8 выпишите слово со значением: «один из социальных аспектов эмпатии (эмоционального состояния), формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека».

(1)Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае.

(2)Стыдитесь - не уступить!

(3)Не торжествуйте победы над врагом. (4)Достаточно - сознания.

(5)После победы - протяните руку.

(6)Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!), другие уйдут - свой останется.

(7)Увидя на дороге камень - уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе - в другом!) уберите.

(8)Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими. (М. И. Цветаева)

10. Из предложений 1–6 выпишите слово со значением: «1. обладающий способностью притягивать, приближать к себе что-либо. 2. перен. притягивающий, привлекающий, манящий.».

Веселая береза

(1)Самая притягательная береза - весенняя. (2)И вот почему.

(3)Зимняя береза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на нее глаза от снега. (4)Слов нет, красивая летняя береза, но почти вся ее привлекательная белизна скрыта листьями, осенняя тоже отвлекает нас листьями - оранжевыми, желтыми, малиновыми. (5)Зато весенняя береза вся доступна взгляду. (6)Вот она передо мной: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки на стволе, на ветках... (7)Весенняя береза. (В. Бочарников)


Вариант 2 («УЧИМСЯ»)

1. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Соответствующий (научн.) Нечто, представляющее соответствие, подобие, сходство с чем-н.»

(1) Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

(2) При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. (Из статьи 1 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации)

2. Из предложений 1–11 выпишите слово со значением: «Точный образец установленной единицы измерения»

(1) Язык – это общая схема всех речений, принадлежащих людям определённой национальности. (2) Это общие правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы её поняли другие. (3) А речь – это частное проявление языка.

(4) Речь воплощается в диалогах, монологах, стенограммах. (5) Язык же материально не существует никак! (6) Нет такого сейфа, где хранился бы отлитый эталон русского языка. (7)Учёные собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики.

(8) Однако он все-таки есть! (9) В каждом из вас, и в ваших родителях, и в ваших соседях. (10) Исчезни язык – и вы попросту перестанете понимать друг друга. (11)Наличие языка – самое незаметное, но самое существенное условие цивилизации. (По В.Колесову)

3. Из предложений 1–11 выпишите слово со значением: «Это текст, представляющий дословную запись устной речи по методу стенографии»

(1) Язык – это общая схема всех речений, принадлежащих людям определённой национальности. (2) Это общие правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы её поняли другие. (3) А речь – это частное проявление языка.

(4) Речь воплощается в диалогах, монологах, стенограммах. (5) Язык же материально не существует никак! (6) Нет такого сейфа, где хранился бы отлитый эталон русского языка. (7)Учёные собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики.

(8) Однако он все-таки есть! (9) В каждом из вас, и в ваших родителях, и в ваших соседях. (10) Исчезни язык – и вы попросту перестанете понимать друг друга. (11)Наличие языка – самое незаметное, но самое существенное условие цивилизации. (По В.Колесову)

4. Из предложений 1–11 выпишите слово со значением: «Выражение, устойчивое сочетание слов, также вообще любое законченное высказывание»

(1) Язык – это общая схема всех речений, принадлежащих людям определённой национальности. (2) Это общие правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы её поняли другие. (3) А речь – это частное проявление языка.

(4) Речь воплощается в диалогах, монологах, стенограммах. (5) Язык же материально не существует никак! (6) Нет такого сейфа, где хранился бы отлитый эталон русского языка. (7)Учёные собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики.

(8) Однако он все-таки есть! (9) В каждом из вас, и в ваших родителях, и в ваших соседях. (10) Исчезни язык – и вы попросту перестанете понимать друг друга. (11)Наличие языка – самое незаметное, но самое существенное условие цивилизации. (По В.Колесову)

5. Из предложений 1–7 выпишите слово со значением: «местное наречие, говор»

(1) В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие: именно Москва стала объединителем русских земель, центром русского государства. (2) Поэтому фонетические черты московского наречия легли в основу орфоэпических норм. (3) Если бы столицей русского государства стала не Москва, а, допустим, Новгород или Владимир, то литературной нормой было бы «оканье» (то есть мы бы сейчас произносили в[О]да, а не в[А] да, а если бы столицей стала Рязань – «яканье» (то есть мы говорили бы в [л'а]су, а не в [л'и]су.

(4) Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. (5) Варианты произношения, признаваемые неправильными, могут появляться под влиянием фонетики диалектов, городского просторечия или близкородственных языков.(6) Мы знаем, что не все говорящие по-русски люди имеют одинаковое произношение. (7) На севере России «окают» и «екают»: произносят в[О]да, г[О]в[О]рит, н[Е]су, на юге – «акают» и «якают» (говорят в[А] да, н[Я]су), есть и другие фонетические различия.

6. Из предложений 1–8 выпишите слово со значением: «дом со всеми относящимися к нему пристройками и дворами»

(1) Крестьянин деревни Зуево Савва Васильевич Морозов устроил на своём подворье простейший ручной ткацкий станок. (2) На нём он изготавливал очень красивые цветные ленты и шёлковую ажурную ткань. (3)Работал только своим семейством: сам, жена, подрастающие сыновья и дочери. (4)Всю неделю все у этого стана. (5)В ночь же на субботу или воскресенье Морозов складывал всё наработанное в заплечный берестяной короб и шёл пешком в Москву. (6) Всю дорогу рысцой, чтобы побыстрее. (7) Утром придёт в первопрестольную, на базаре свои изделия выложит, а то и прямо по домам разнесет.

(8) Морозовские ткани были лучше тканей других производителей, и покупали их очень хорошо. (А.П.Рогов)

7. Из предложений 1–8 выпишите слово со значением: «Сквозной, мелкосетчатый»

(1) Крестьянин деревни Зуево Савва Васильевич Морозов устроил на своём подворье простейший ручной ткацкий станок. (2) На нём он изготавливал очень красивые цветные ленты и шёлковую ажурную ткань. (3)Работал только своим семейством: сам, жена, подрастающие сыновья и дочери. (4)Всю неделю все у этого стана. (5)В ночь же на субботу или воскресенье Морозов складывал всё наработанное в заплечный берестяной короб и шёл пешком в Москву. (6) Всю дорогу рысцой, чтобы побыстрее. (7) Утром придёт в первопрестольную, на базаре свои изделия выложит, а то и прямо по домам разнесет.

(8) Морозовские ткани были лучше тканей других производителей, и покупали их очень хорошо. (А.П.Рогов)

8. Из предложений 1–8 выпишите слово со значением: «Изделие из луба, бересты, лучины и т.п., служащее для укладки и переноски разных предметов»

(1) Крестьянин деревни Зуево Савва Васильевич Морозов устроил на своём подворье простейший ручной ткацкий станок. (2) На нём он изготавливал очень красивые цветные ленты и шёлковую ажурную ткань. (3)Работал только своим семейством: сам, жена, подрастающие сыновья и дочери. (4)Всю неделю все у этого стана. (5)В ночь же на субботу или воскресенье Морозов складывал всё наработанное в заплечный берестяной короб и шёл пешком в Москву. (6) Всю дорогу рысцой, чтобы побыстрее. (7) Утром придёт в первопрестольную, на базаре свои изделия выложит, а то и прямо по домам разнесет.

(8) Морозовские ткани были лучше тканей других производителей, и покупали их очень хорошо. (А.П.Рогов)

9. Из предложений 3–7 выпишите слово со значением: «1. Тёмно- или ярко-красный цвет.» 2. Дорогая одежда из красной ткани как признак роскоши и величия (устар.)»

(1)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.(2) Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. (3)Осень снимала с лесов, полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень рощи. (4)Делались сквозными тёмные краски лета. (5)Сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (6)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (7)Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. (К.Паустовский)

10. Из предложений 2–5 выпишите слово со значением: «разновидности хозяйственных или жилых строений; продуктовый склад, лавка, крытый навес; охотничий помост на деревьях».

(1)В Хохломе никакой деревянной посуды и мебели не точили, не расписывали и не золотили. (2)Там была самая большая в этом заволжском краю сельская торговая площадь, на которой стояли длинные кирпичные лабазы и деревянные лавки. (3) Работала на этой площади крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара, иными слова самых разнообразных деревянных изделий, саней, бочек, топорищ, мелкой мебели, точеной расписной посуды, мочалок. (4)Купля-продажа велась в Хохломе в таких объемах, что уже в восемнадцатом веке необычайно красивые здешние золотые блюда, миски, ковши и ложки стали самыми любимыми в простом народе по всей России. (5) Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими. (А.П.Рогов)


Вариант 3

1. Из предложений 3–5 выпишите слово со значением: «прил. Относящийся к купле и продаже крупных партий товаров».

(1)В Хохломе никакой деревянной посуды и мебели не точили, не расписывали и не золотили. (2)Там была самая большая в этом заволжском краю сельская торговая площадь, на которой стояли длинные кирпичные лабазы и деревянные лавки. (3) Работала на этой площади крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара, иными слова самых разнообразных деревянных изделий, саней, бочек, топорищ, мелкой мебели, точеной расписной посуды, мочалок. (4)Купля-продажа велась в Хохломе в таких объемах, что уже в восемнадцатом веке необычайно красивые здешние золотые блюда, миски, ковши и ложки стали самыми любимыми в простом народе по всей России. (5) Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими. (А.П.Рогов)

2. Из предложений 3–8 выпишите слово со значением: «тёмно-синий».

(1)Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. (2)Оно всегда разное, новое, невиданное. (3)Оно меняется на глазах каждый час. (4)То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. (5)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (6)То оно играет барашками. (7)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (8)То налетает буря, и оно грозно преображается. (9)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (10)По грифельному небу летают с криками чайки. (11)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (12)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (13)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. (14)Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (15)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. (16)Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. (По В.Катаеву)

3. Из предложений 3–10 выпишите слово со значением: «Безветренная или тихая погода с очень слабым ветром».

(1)Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. (2)Оно всегда разное, новое, невиданное. (3)Оно меняется на глазах каждый час. (4)То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. (5)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (6)То оно играет барашками. (7)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (8)То налетает буря, и оно грозно преображается. (9)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (10)По грифельному небу летают с криками чайки. (11)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (12)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (13)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. (14)Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (15)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. (16)Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. (По В.Катаеву)

4. Из предложений 5–13 выпишите слово со значением: «Металлическая печка-времянка».

(1)Я читал последний роман Александра Черняева. (2)Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. (3)Вечером я прочитал статью о Черняеве.(4) В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. (5)И вдруг в конце статьи я читал следующее, хотите верьте, хотите нет:

(6) «Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. (7)Было холодно. (8)Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула. (9)Вдруг Черняев сказал:

(10)Со мной случилась странная история. (11)На днях получил посылку. (12)Неизвестно от кого. (13)Там было сгущённое молоко, сахар.

(14)Это вам очень нужно, – говорю.

(15)А он отвечает:

(16)А детям не нужно? (17)Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. (18)Им ещё жить и жить.

(19)И вы им отдали посылку?

(20)А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? – спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос. (По К.Булычёву)

5. Из предложений 1–6 выпишите слово со значением: «Остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе».

(1)К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. (2)Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. (3)Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. (4)Темнеет. (5)И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. (6)В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. (7)То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. (8)И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки... (По И.А.Бунину)

6. Из предложений 2–8 выпишите слово со значением: «1. Русская мера длины, равная 0,711 метра, применявшаяся до введения метрической системы».

(1)К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. (2)Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. (3)Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. (4)Темнеет. (5)И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. (6)В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. (7)То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. (8)И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки... (По И.А.Бунину)

7. Из предложений 1–6 выпишите слово со значением: «Площадка для молотьбы сжатого хлеба».

(1)К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. (2)Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. (3)Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. (4)Темнеет. (5)И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. (6)В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. (7)То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. (8)И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки... (По И.А.Бунину)

8. Из предложений 1–6 выпишите слово со значением: «Крестьянские низкие и широкие сани без сидения, с расходящимися врозь от передка боками».

(1)Зимой, когда дорога становилась ровной и спокойной, гончар рядами складывал посуду в розвальни. (2) Чтобы она не билась, делали соломенные прокладины. (3)Въезжая в чужую деревню, продавец заманивал ребятишек и за пряники поручал им побегать и покричать по деревенским избам, потому что двойные зимние рамы не позволяли услышать, что творилось на улице.

(4)Через короткое время подводу окружали шумные хозяйки, образовывалась толпа. (5)“Этот почем?” — спрашивала старуха либо молодка. (6)“Насыпь полный овса, высыпь да и горшок забирай”.

(7)Чем же торговали гончары? (8)Всем, что требовалось. (9)Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. (10)В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. (11)Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. (12)Горшки всяких размеров, мелкие ставцы, поставцы или кашники использовались для варки пищи и разлива молока, оставленного на сметану и простоквашу. (13)В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и деготь. (14)В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках — широких и глубоких глиняных тарелках — жарили-парили еду для будней и праздников. (По В.Белову)

9. Из предложений 2–6 выпишите слово со значением: «Повозка, телега для перевозки грузов, двигающаяся конной тягой».

(1)Зимой, когда дорога становилась ровной и спокойной, гончар рядами складывал посуду в розвальни. (2) Чтобы она не билась, делали соломенные прокладины. (3)Въезжая в чужую деревню, продавец заманивал ребятишек и за пряники поручал им побегать и покричать по деревенским избам, потому что двойные зимние рамы не позволяли услышать, что творилось на улице.

(4)Через короткое время подводу окружали шумные хозяйки, образовывалась толпа. (5)“Этот почем?” — спрашивала старуха либо молодка. (6)“Насыпь полный овса, высыпь да и горшок забирай”.

(7)Чем же торговали гончары? (8)Всем, что требовалось. (9)Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. (10)В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. (11)Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. (12)Горшки всяких размеров, мелкие ставцы, поставцы или кашники использовались для варки пищи и разлива молока, оставленного на сметану и простоквашу. (13)В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и деготь. (14)В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках — широких и глубоких глиняных тарелках — жарили-парили еду для будней и праздников. (По В.Белову)

10. Из предложений 8–14 выпишите слово со значением: «Глиняный кувшин, предназначенный для топления молока или масла».

(1)Зимой, когда дорога становилась ровной и спокойной, гончар рядами складывал посуду в розвальни. (2) Чтобы она не билась, делали соломенные прокладины. (3)Въезжая в чужую деревню, продавец заманивал ребятишек и за пряники поручал им побегать и покричать по деревенским избам, потому что двойные зимние рамы не позволяли услышать, что творилось на улице.

(4)Через короткое время подводу окружали шумные хозяйки, образовывалась толпа. (5)“Этот почем?” — спрашивала старуха либо молодка. (6)“Насыпь полный овса, высыпь да и горшок забирай”.

(7)Чем же торговали гончары? (8)Всем, что требовалось. (9)Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. (10)В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. (11)Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. (12)Горшки всяких размеров, мелкие ставцы, поставцы или кашники использовались для варки пищи и разлива молока, оставленного на сметану и простоквашу. (13)В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и деготь. (14)В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках — широких и глубоких глиняных тарелках — жарили-парили еду для будней и праздников. (По В.Белову)


Вариант 4

1. Из предложения 1 выпишите синоним к слову «тайга»

(1)Мощный массив деревьев надвигается на меня. (2)Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. (3)Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. (Из рассказа В.П. Астафьева)

2. Выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1)Как на лемех приятен жирный пласт,

Как степь лежит в апрельском провороте!

(2) Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст…

(3) Черноречивое молчание в работе. (О.Мандельштам)

3. Укажите название термина, обозначающего слова, придуманные В.Хлебниковым

Заклятие смехом.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, Засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

4. Выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей… (В.Хлебников)

5. Выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты. (С.Есенин)

6. Из предложений 1-3 выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1) Колокольчик среброзвонный,

Ты поёшь? (2) Иль сердцу снится?

(3) Свет от розовой иконы

На златых моих ресницах.

(4)Пусть не я тот нежный отрок

В голубином крыльев плеске,

Сон мой радостен и кроток

О нездешнем перелеске. (С.Есенин)

7. Из предложений 7-10 выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1)Заря окликает другую,

Дымится овсяная гладь...

(2)Я вспомнил тебя, дорогую,

Моя одряхлевшая мать.

(3)Как прежде ходя на пригорок,

Костыль свой сжимая в руке,

Ты смотришь на лунный опорок,

Плывущий по сонной реке.

(4)И думаешь горько, я знаю,

С тревогой и грустью большой,

Что сын твой по отчему краю

Совсем не болеет душой.

(5)Потом ты идешь до погоста

И, в камень уставясь в упор,

Вздыхаешь так нежно и просто

За братьев моих и сестер.

(6)Пускай мы росли ножевые,

А сестры росли, как май,

Ты все же глаза живые

Печально не подымай.

(7)Довольно скорбеть! (8)Довольно!

(9)И время тебе подсмотреть,

Что яблоне тоже больно

Терять своих листьев медь.

(10)Ведь радость бывает редко,

Как вешняя звень поутру,

И мне — чем сгнивать на ветках —

Уж лучше сгореть на ветру. (С.Есенин)

8. Из предложений 2-6 выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1)Руки милой — пара лебедей —

В золоте волос моих ныряют.

(2)Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

(3)Пел и я когда-то далеко

И теперь пою про то же снова,

(4)Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.

(5) Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотою.

(6)Только тегеранская луна

Не согреет песни теплотою. (С.Есенин)

9. Из предложения 2 выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1)Как скелеты тощих журавлей,

Стоят ощипанные вербы,

Плавя ребер медь.

(2)Уж золотые яйца листьев на земле

Им деревянным брюхом не согреть,

Не вывести птенцов - вербенят. (С.Есенин)

10. Из предложения выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

Потом, когда стало легче,

Когда прекратилась трясь,

На пятые сутки под вечер

Простуда моя улеглась. (С.Есенин)

Вариант 5

(материал взят из банка открытых заданий)

1. Из предложений 6-8 выпишите слово со значением: «пёстрая смесь разнородных элементов»

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2)  Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)  Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

2. Из предложения 8 выпишите синоним к словам «холёный, ухоженный, взлелеянный»

  (1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2)  Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками.  (3)  Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)  Вообще садовник хорошо знал своё дело.  (6)  Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7)  Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

3. Из предложения 3 выпишите контекстуальный синоним к слову ни́ши (предложение 4)

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2)  Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками.  (3)  Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)  Вообще садовник хорошо знал своё дело.  (6)  Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7)  Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

4. Из предложения 8 выпишите синоним к словам «краткий, сжатый»

(1) Изучение психологии детской дружбы – важное направление современных научных исследований. (2) Объясняется это тем, что дружеские отношения - важнейшая потребность детей подросткового возраста. (3) Именно в это время происходит осознание собственной индивидуальности и постепенное осмысление понятий «друг», «товарищ», «приятель». (4) Впрочем, эти выводы учёных не являются новыми. (5) Наука подтверждает те наблюдения, которые описаны в классических произведениях художественной литературы. (6) Выдающиеся писатели разных эпох, национальностей и литературных направлений давно уже рассказали миру о первой детской дружбе. (7) Она возникает между сверстниками и во многом определяет развитие их характеров и особенностей поведения человека в будущем. (8) Именно об этом в предельно лаконичной форме говорит одна из пословиц: «Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь».

5. Напишите название термина, обозначающего слова «виждь, внемли, глаголом»

Восстань, пророк, и виждь и внемли.

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

6. Из предложения выпишите синоним к словам «ходить, идти»

Хорошо было им идти по этой глухой дорожке, шлёпать босыми ногами по росистой траве, слушать птиц и говорить об умной природе, которая все предусмотрела и все сберегла на пользу всему живому.

7. Из предложения выпишите синоним к словам «шуметь, безобразничать, шалить»

(1) Шуточки постепенно смолкли. (2)Недоверие уступало место любопытству. (3)Самые бедовые приблизились к ямкам и, хихикая, попробовали воду. (4)И тут же отскочили. (5)А самого любопытного, зазевавшегося у края, столкнули прямо в одежде. (6)И он, уже не пытаясь вылезать, продолжал плавать под хохот и ободряющие крики из толпы.

(7)Тогда полезли сразу несколько ребят, с оханьем и аханьем, будто пугаясь тухлой воды, но ясно было, что ничуть они не боятся, потому что с ходу начали бузить: брызгаться, плескаться, пускать изо рта фонтаны…

8. Из предложений выпишите синоним к словам «сильно, весьма, крайне, очень, чрезвычайно»

(1)Мы взяли лодку напрокат и погребли вверх по течению. (2)Речка была смиренная, сплошь по плёсам и подбережьям заросшая, кое-где освещённая жёлтыми лампадами кувшинок и шибко засорённая лесом от весеннего сплава.

9. Из предложения выпишите синоним к словам «мальчик, подросток, юноша»

И были такие разные: Захар — черноволосый крепыш, с вьющимися, едва на сантиметр их отпустишь, волосами, Андрюша — нестеровский синеглазый отрок, с выгоревшими на солнце белыми лёгкими патлами, которые он прихватывал красной косынкой.

10. Выпишите разговорное слово

- Пробовала? - я взглядом указала на сыр.

- Папа сказал, что вкусный.

- Конечно, вкусный, раз он уплетал его вчера за обе щеки!

- А сама-то сейчас не хомячишь так, будто в последний раз обедаешь, - рассмеялась я. -


Вариант 6

1. Из предложений 1-7 выпишите слово со значением: «Толстая книга большого формата».

(1)Домашнее чтение вслух очень сближает. (2)Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

(4)Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. (5)Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7)Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? (8)Не выбрать времени? (9)Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

(12)Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вме­сте и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (С. Львов)

2. Из предложений 20–25 выпишите известный фразеологизм-поговорка, который в данном тексте используется в усечённом виде

(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.

(4)Гроза. (5)Одно из величественных атмосферных явлений. (6)Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток – сотни тысяч ампер. (7)Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8)Ни один! (9)Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10)Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11)И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12)Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.

(13)Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14)Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15)Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмёшь? (16)Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность защитного прибора.

(17)Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18)И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19)Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций – они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20)В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21)Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22)Но не сливают. (23)В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24)А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25)И каждый год – одни и те же грабли. (26)Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублем»? (27)Все знают. (28)Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29)А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление. (По Г. Черникову)

3. Из предложений 8–15 выпишите фразеологизм со значением: «призыв, остающийся без ответа».

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

(2) – Пожалуйста, – вполне серьёзно говорит он крохе, – можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

(3)Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать:  БЕРЕГИСЬ  КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность». (По Н. Галь)

4. Из предложений 5–11 выпишите фразеологизм со значением: «поднимать тревогу».

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

(2) – Пожалуйста, – вполне серьёзно говорит он крохе, – можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

(3)Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать:  БЕРЕГИСЬ  КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность». (По Н. Галь)

5. Из предложений 1-10 выпишите слово со значением: «утративший доброе имя и достойное положение в обществе».

(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (6)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.

(11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

(12)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (По Д. Гранину)

6. Из предложений 1-7 выпишите слово со значением: «сделать доступным для народа».

(1)У Галины Улановой была вселенская слава. (2)И уникальность её личности в художественной культуре ХХ столетия с годами становится всё очевиднее.

(3)Уланова принадлежит к тем редким артистам, которые открывают новые возможности в своем искусстве. (4)Она, не побоимся сказать, демократизировала искусство балета. (5)Средствами танца, пластики она передавала сложнейшие переживания своих героинь, передавала мысль «с ясностью дневного света». (6)В условнейший жанр балета великая балерина принесла невиданную жизненную подлинность. (7)Станцевать Шекспира, и так, чтобы об этом говорили, что это действительно шекспировский образ, что такой Джульетты не было даже в драме, – значит открыть новую страницу балетного искусства. 

(8)Ей нет равной в «поэзии танца», в искусстве танцевальной выразительности. (9)Она создала не просто незабываемые образы, а сотворила свой художественный мир – царство человеческой духовности» – и приобщила к нему зрителей, дала им «новый дар чувствования и миропонимания», как заметил пианист С. Рихтер.

 (По Е. Брусковой)

7. Из предложений 28-31 выпишите слово со значением: «хорошо развитый, способный выполнять сложные задачи».

(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание – любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием. (По В. Харченко)

8. Из предложений 5-12 выпишите слово со значением: «вышедший из употребления, устаревший, несовременный»

(1)Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. (2)Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач. (3)В его словах звучала ребяческая драчливость, ему, наверное, хотелось подразнить своей дерзостью примолкшую публику, и несколько восторженных поклонниц наградили молодого «смутьяна» аплодисментами. (4)Нет, я вовсе не собираюсь кряхтеть по поводу испортившихся нравов, я очень хорошо понимаю законы телевизионного ток-шоу, где эпатаж, шокирующая бравада нужны для того, чтобы придать пряный вкус скучноватым и банальным разговорам. (5)Мне показалось странным, до обидного странным, покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики.

(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (10)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом, который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.

(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. (13)Зато мы изменились, мы возомнили себя обладателями каких-то несметных богатств, покорителями каких-то недосягаемых духовных высот… (14)А на самом деле мы просто даём дурачить себя: нам внушили, что модное – это и есть необходимое, что всё новое лучше того, что было прежде. (По И. Косолапову)

9. Из предложений выпишите слово со значением: «состав и взаимное расположение частей какого-либо сооружения»

(1)К концу XIX века самыми крупными кораблями были броненосцы. (2)Покрытые толстой железной обшивкой, вооружённые тяжёлыми орудиями, они тогда представляли собой настоящее чудо техники. (3)В их конструкции были воплощены самые последние достижения в области механики, теплотехники, средств связи, электротехники, оптики. (4)Их мощь особенно впечатляла на фоне положения в сухопутных армиях, которые, также получив новое вооружение, всё-таки сохранили свою прежнюю структуру и способы ведения боевых действий. (5) Поэтому предполагалось, что именно эскадры броненосцев, сойдясь между собой в генеральном сражении, решат исход грядущей войны. (6)А крейсеры, несколько хуже вооружённые, но обладавшие большей скоростью и дальностью хода, предназначались для разведки и выведения броненосцев на боевые позиции.

10. Из предложений 1 – 8 выпишите индивидуально-авторское слово (окказионализм)

(1)Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3)(Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучше­го не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вни­кай». (11)Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом...» (12)И ещё – «вникай сам».

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый. (14)Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?» (15)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров. (В. Розов)






17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЕГЭ-2017: тестовые задания по русскому языку № 22

Автор: Суязова Ирина Анатольевна

Дата: 03.10.2016

Номер свидетельства: 347225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Готовимся к ЕГЭ. Тестовые задания по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(56) "gotovimsia-k-iege-tiestovyie-zadaniia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "105967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402929761"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Советы родителям по подготовке к ГИА по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(52) "sovietyroditieliampopodghotovkiekgiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "294964"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455769093"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок – практикум по русскому языку «Работа с тестовыми задания». "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-praktikum-po-russkomu-iazyku-rabota-s-tiestovymi-zadaniia"
    ["file_id"] => string(6) "240307"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444993335"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок – практикум по русскому языку «Работа с тестовыми заданиями». "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-praktikum-po-russkomu-iazyku-rabota-s-tiestovymi-zadaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "240311"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444993663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства