kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Функциональные стили литературного языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Функциональные стили  литературного языка»

Задание 1.   Какие пометы могут иметь следующие лексические единицы: нейтральная  а) (нейт.);  б) просторечная лексика (прост.); разговорная (разг.); г) специальная (спец.); е) официально-деловая (офиц.).

         Смотреть - глядеть - глазеть;  диета - диетотерапия;  ребёнок - детка - дитё;  дурной - придурковатый;  бездельник - повеса - шалопай; сообщить - уведомить;;  быть на стороже - держать ухо востро;  дерматолог - кожник.

Задание 2.   Прочитайте микротексты. Определите стилевую принадлежность, жанр каждого текста. Найдите стилистические ошибки.

Текст А

Докладная записка

         Предлагаю применить штрафные санкции к московскому филиалу АОЗТ "Спецоснастка", задерживающему в течение 2-х месяцев оплату поставленной продукции, а ведь мы много раз им письменно напоминали.

           Гл. бухгалтер                           А.С. Сидоров

Текст Б

         Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло.

Текст В

         Мотоцикл, управляемый гражданином Б., двигался в направлении улицы Удмуртской по Московскому проспекту в третьем ряду со скоростью, превышающей 100 км/час. На перекрёстке улицы Цветочной и Московского проспекта  гр. Н. не справился с управлением и на  полной скорости сделал наезд на газетный киоск,  стоящий тут же, неподалеку от перехода.

Текст Г

         По словам актёра, он обожает в свободное время гонять на своём любимом "Харлее" по ночным улочкам Лос-Анжелеса.  Только скорость позволяет ему по-настоящему расслабиться и почувствовать вкус жизни, которая так быстротечна! Как не согласиться с таким утверждением! Да и вообще: глядя на классную  физиономию известного актёра, с ним трудно не соглашаться!  

 

Критериями оценки являются:

  • умение определять стилевую принадлежность и жанр текста;
  • умение находить стилистические ошибки в тексте;

Тема:   «Научный стиль».

Задание 1. Прочтите текст, определите его подстили и жанр.

         Двулетнее травянистое растение  с мясистым, разветвлённым, почти белым корнем. Надземные части липкие, с неприятным запахом. Стебель прямостоячий, простой или  от середины ветвистый, густо покрытый волосками. Листья расположены очерёдно, удлинённо-яйцевидной формы, по  краю выемчато-крупнозубчатые, сверху тёмно-зелёные. Прикорневые листья черешковые, стеблевые – сидячие. Цветки крупные, с грязножёлтым венчиком, с фиолетовой сетью жилок. В начале цветения они скручены на концах ветвей и верхушках  стебля;  затем соцветие сильно удлиняется. Плод – коробочка кувшинообразной формы, заключённая в разрастающуюся с пятью колючими зубцами. Начало цветения в июне. Семена созревают в августе-сентябре. Размножается белена семенами.

         Растёт  в европейской части России  (кроме  Крайнего Севера), Встречается в Сибири и в Средней Азии.

          В медицинской практике употребляют листья белены чёрной.  От растений первого года жизни листья собирают осенью, когда образуются нормально развитые розетки,  а на втором году собирают стеблевые листья в период цветения. Срок хранения сухих листьев до  2 лет.

          Все части растения содержат сильно действующие алкалоиды: атропин, гиосциамин,  скополамин. Белена  очень  ядовита. Препараты из белены чёрной обладают болеутоляющим и спазматическим действием. Из них изготавливают сухой экстракт, а для наружного применения при ревматизме и  невралгии получают беленное масло.

Задание 2. Определите специфику функционирования языковых средств на:                   а)  лексическом;  б) морфологическом;  в) синтаксическом уровнях.

Задание 3.  Проведите стилистическую правку следующих предложений, устранив немотивированное использование некоторых языковых средств.

  • При осмотре больных бронхитом отклонений в конфигурации грудной клетки мы не видим.
  • Гастрит  случается острым и хроническим.
  • Характерными жалобами больных гипертонией являются жалобы на головную боль, на  то, что  голова постоянно кружится, быструю утомляемость.
  • Удаляя воздух из шприца, не  выпускайте лекарственный раствор в помещение, так как вы создаёте в окружающем нас воздухе токсичный аэрозоль, который имеет опасность для вашего здоровья.
  • Быстрыми движениями извлечь иглу, прижавши шарик к месту инфекции.
  • Открыть флакон и  взять  палочкой чуть-чуть мази.
  • Ярко-розовое окрашивание реактива (положительная проба) говорит о наличии моющего средства.
  • Растение страшно ядовито, но препараты из него убирают боль и спазмы.
  • Время хранения растительного сырья до 2 лет.

 

 

Критериями оценки являются:

 

  • умение определять подстили текста;
  • умение определять жанр текста;
  • умение проводить стилистическую правку текстов;
  • анализ текста, его стилистическую правку;
  • умение устранять немотивированное использование языковых средств.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Функциональные стили литературного языка»»

Тема: «Функциональные стили литературного языка»


Задание 1. Какие пометы могут иметь следующие лексические единицы: нейтральная а) (нейт.); б) просторечная лексика (прост.); разговорная (разг.); г) специальная (спец.); е) официально-деловая (офиц.).

Смотреть - глядеть - глазеть; диета - диетотерапия; ребёнок - детка - дитё; дурной - придурковатый; бездельник - повеса - шалопай; сообщить - уведомить;; быть на стороже - держать ухо востро; дерматолог - кожник.


Задание 2. Прочитайте микротексты. Определите стилевую принадлежность, жанр каждого текста. Найдите стилистические ошибки.

Текст А

Докладная записка

Предлагаю применить штрафные санкции к московскому филиалу АОЗТ "Спецоснастка", задерживающему в течение 2-х месяцев оплату поставленной продукции, а ведь мы много раз им письменно напоминали.


Гл. бухгалтер А.С. Сидоров

Текст Б

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло.

Текст В

Мотоцикл, управляемый гражданином Б., двигался в направлении улицы Удмуртской по Московскому проспекту в третьем ряду со скоростью, превышающей 100 км/час. На перекрёстке улицы Цветочной и Московского проспекта гр. Н. не справился с управлением и на полной скорости сделал наезд на газетный киоск, стоящий тут же, неподалеку от перехода.

Текст Г

По словам актёра, он обожает в свободное время гонять на своём любимом "Харлее" по ночным улочкам Лос-Анжелеса. Только скорость позволяет ему по-настоящему расслабиться и почувствовать вкус жизни, которая так быстротечна! Как не согласиться с таким утверждением! Да и вообще: глядя на классную физиономию известного актёра, с ним трудно не соглашаться!


Критериями оценки являются:

  • умение определять стилевую принадлежность и жанр текста;

  • умение находить стилистические ошибки в тексте;


Тема: «Научный стиль».


Задание 1. Прочтите текст, определите его подстили и жанр.

Двулетнее травянистое растение с мясистым, разветвлённым, почти белым корнем. Надземные части липкие, с неприятным запахом. Стебель прямостоячий, простой или от середины ветвистый, густо покрытый волосками. Листья расположены очерёдно, удлинённо-яйцевидной формы, по краю выемчато-крупнозубчатые, сверху тёмно-зелёные. Прикорневые листья черешковые, стеблевые – сидячие. Цветки крупные, с грязножёлтым венчиком, с фиолетовой сетью жилок. В начале цветения они скручены на концах ветвей и верхушках стебля; затем соцветие сильно удлиняется. Плод – коробочка кувшинообразной формы, заключённая в разрастающуюся с пятью колючими зубцами. Начало цветения в июне. Семена созревают в августе-сентябре. Размножается белена семенами.

Растёт в европейской части России (кроме Крайнего Севера), Встречается в Сибири и в Средней Азии.

В медицинской практике употребляют листья белены чёрной. От растений первого года жизни листья собирают осенью, когда образуются нормально развитые розетки, а на втором году собирают стеблевые листья в период цветения. Срок хранения сухих листьев до 2 лет.

Все части растения содержат сильно действующие алкалоиды: атропин, гиосциамин, скополамин. Белена очень ядовита. Препараты из белены чёрной обладают болеутоляющим и спазматическим действием. Из них изготавливают сухой экстракт, а для наружного применения при ревматизме и невралгии получают беленное масло.


Задание 2. Определите специфику функционирования языковых средств на: а) лексическом; б) морфологическом; в) синтаксическом уровнях.


Задание 3. Проведите стилистическую правку следующих предложений, устранив немотивированное использование некоторых языковых средств.


  • При осмотре больных бронхитом отклонений в конфигурации грудной клетки мы не видим.

  • Гастрит случается острым и хроническим.

  • Характерными жалобами больных гипертонией являются жалобы на головную боль, на то, что голова постоянно кружится, быструю утомляемость.

  • Удаляя воздух из шприца, не выпускайте лекарственный раствор в помещение, так как вы создаёте в окружающем нас воздухе токсичный аэрозоль, который имеет опасность для вашего здоровья.

  • Быстрыми движениями извлечь иглу, прижавши шарик к месту инфекции.

  • Открыть флакон и взять палочкой чуть-чуть мази.

  • Ярко-розовое окрашивание реактива (положительная проба) говорит о наличии моющего средства.

  • Растение страшно ядовито, но препараты из него убирают боль и спазмы.

  • Время хранения растительного сырья до 2 лет.



Критериями оценки являются:


  • умение определять подстили текста;

  • умение определять жанр текста;

  • умение проводить стилистическую правку текстов;

  • анализ текста, его стилистическую правку;

  • умение устранять немотивированное использование языковых средств.


Тема: «Официально-деловой стиль»


Задание 1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в клише (устойчивых словосочетаниях) официально - делового стиля.

1) Настоящее положение входит в силу с 1 ноября 2005 года.

2) На покупку медицинского оборудования был выдан кредит.

3) Каждое подразделение дало свои предложения.

4) Просьба предоставить продукцию к 1 декабря 2005 года. Оплату обещаем.

5) Заместитель главного врача владеет правом подписи данного документа.

6) Прошу дать мне отпуск в количестве 10 дней за свой счёт.


Задание 2. Прочитайте документы и найдите ошибки в:

а) оформлении реквизитов;

б) языке документов.



Зав.

хирургического

отделения

И.И. Семёнову

от ст. медсестры

Пановой И.Л.


докладная записка


Вчера выписавшиеся больные не могли попасть в гардероб и получить одежду, а значит вовремя уехать на вокзал, так как дежурившая гардеробщица Замятина А.А. не могла найти ключи от раздевалки.

Прошу принять какие-то меры, так как такое случается регулярно и только во время работы Замятиной.


10. X. 2003 года


Панова




Зав. хирургическим отделением

И.И. Семёнову

от лаборантки А.А. Замятиной

Объяснительная записка.


Вчера процедурная не открывалась, потому что долго искали ключи от неё. Работавшая намедни лаборантка К. Соколова опять положила их не на место, куда я обычно ложу. Поэтому мы долго искали.


С уважением,

Замятина


Критериями оценки являются:


  • умение правильно оформлять деловые документы;

  • умение находить ошибки в текстах документов;

  • умение правильно использовать лексику официально-делового стиля при оформлении документов.


Тема: «Орфоэпические нормы».


Задание 1. Прочитайте предложения, обращая внимание на ударение выделенных кратких прилагательных.

1) Они различны по характеру, но близки по духу.

2) Этот кофе настолько горек! Я не могу пить его!

3) Лекарство горько, давайте его ребёнку вместе со сладким сиропом.

4) Утром вся земля была бела от снега.

5) Это был ещё молодой мужчина, но его виски были белы ранней сединой.

6) Вы абсолютно правы. Я полностью согласен с вами.

7) Для гистологического исследования взята поражённая ткань.

8) Ремонт начат в сентябре и будет закончен через месяц.

9) Съёмки фильма известного режиссёра начаты в Санкт-Петербурге.

10) Дезинфекция помещения начата в понедельник.


Задание 2. Прочитайте предложения, обращая внимание на ударения в глагольных формах.

1) Он всегда звонит в 12. 00.

2) Заведующий отделением начал обход палат в 9. 00.

3) Терапевт Скворцова начала приём пациентов в кабинете № 14.

4) С утра сестра мыла окна в зале. Когда она вымыла последнее окно, я помогла ей протереть все подоконники.

5) В воскресенье я делал перевод текста. Это отняло у меня большую часть дня.

6) Тяжёлая болезнь отняла у него последнюю надежду на возможность стать

лётчиком-испытателем.

7) Он понял меня с полуслова.

8) Гостья поняла наш вопрос без переводчика.

9) Всё в дачном домике отец создал своими руками.

10) Его неумелое руководство создало немало проблем всем.


Задание 3. Прочитайте правильно буквосочетания ЧН и ЧТ.

1) Я обязательно позвоню вам, Ольга Ильинична.

2) Неудачи преследовали съёмочную группу с первого дня экспедиции.

3) После обеда мне надо ещё успеть в прачечную, булочную, на почту.

4) Где здесь ближайший аптечный киоск?

5) Я не думаю, что он сделал это нарочно.

6) Обязательно зайди к нему. Он хочет сообщить тебе нечто важное.

7) Этот торт готовится из гречневой муки.

8) И скучно, и грустно. И некому руку подать.


Задание 4. Прочитайте заимствованные слова с твёрдым или мягким согласным перед Е.

1) Чашку кофе, пожалуйста.

2) Они улетают в Одессу вечером. С ними летят 2 декана из нашего института.

3) Эта актриса начинала свою карьеру как модель.

4) Сделай на ночь компресс.

5) Во время операции использовалась местная анестезия.

6) В последней декаде октября ожидается значительное похолодание.

7) Он выписал новые термины отдельно.

8) Большую часть времени он проводит за компьютером.

Критериями оценки являются:


  • умение произносить слова с правильным ударением;

  • умение правильно произносить буквосочетания.

Рубежный контроль представлен рейтинговыми контрольными работами, целью которых является проверка уровня умений.


Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины


Зачет состоит из двух частей и проводится в письменной форме.

Зачетные материалы представлены:

  1. Вопросами для контроля теоретических знаний студентов по всем разделам учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». (Письменные ответы).

  2. Заданиями для проверки овладения студентами орфоэпическими, морфологическими, лексическими и синтаксическими нормами современного русского литературного языка (2 варианта).


Перечень вопросов

  1. Функциональные стили литературного языка. Понятия "стиль", "жанр".

  2. Научный стиль: определение, сфера функционирования, основные

подстили.

  1. Официально-деловой стиль: определение, сфера функционирования,

основные подстили.

  1. Понятие "документ" и "реквизит документа". Основные требования к

языку документа.

  1. Виды аналитической обработки первичного научного текста.

Охарактеризовать один по выбору.

  1. Понятие "языковая норма". Характерные признаки, виды норм.

  2. Особенности русского ударения.

  3. Словари – источники знаний. Роль и место словарей в нашей жизни.

Основные типы словарей (привести примеры).

  1. Слово как выразительное средство речи (охарактеризовать 2 тропа по

выбору).

  1. Слово как выразительное средство речи. (фразеологические обороты,

определение, роль в языке).

  1. Основные качества речи.

  2. Понятие "речь". Основные значения.

  3. Формы речи по количеству участников общения. Охарактеризовать 1 по

выбору.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Функциональные стили литературного языка»

Автор: Коптлеу Айгуль Булатовна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок профессионального русского языка. Тема: Функциональные стили литературного языка"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_professionalnogo_russkogo_iazyka_tema_funktsionalnye_stili_literaturnogo_ia"
    ["file_id"] => string(6) "551314"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590403938"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Функциональные стили речи"
    ["seo_title"] => string(29) "funktsional_nyie_stili_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "459890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1519709808"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Открытый урок "Стили речи русского литературного языка""
    ["seo_title"] => string(55) "otkrytyi_urok_stili_rechi_russkogo_literaturnogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "502859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552483360"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства