Урок профессионального русского языка. Тема: Функциональные стили литературного языка
Урок профессионального русского языка. Тема: Функциональные стили литературного языка
Цели и задачи урока:
Образовательные:актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей; повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Развивающие: развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность.
Воспитательные: Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок профессионального русского языка. Тема: Функциональные стили литературного языка»
План учебного занятия
Преподаватель: Абилев М.К
Предмет: Профессиональный русский язык
Специальность, группа: __216КД________________
Тема урока: Функциональные стили литературного языка.
Тип занятия, форма проведения урока – урок-лекция.
Цели и задачи урока:
Образовательные:актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей; повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Развивающие: развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность.
Воспитательные: Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Метод урока – словесный, частично-поисковой.
Продолжительность урока – 90 минут.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее подготовленный слайдовый материал.
Межпредметная связь: история.
Ценности: Истина. Научить студентов искать истину в самих себя.
Ход и хронометраж урока
№
Этапы урока
Содержание этапа
Время
1
Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности группы к занятию. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы.
2 мин
2
Контроль знаний
Фронтальный опрос.
Проверка домашнего задания.
20 мин
3
Приемы изложения нового материала
Применение опорных схем и таблиц. Доклады учащихся.
23 мин
4
Самостоятельная работа учащихся
Лексическая игра. Самостоятельная работа в группах
20 мин
5
Закрепление материала
Демонстрация практических навыков и умений.
20 мин
6
Подведение итогов занятия
Обобщение, выставление оценок с комментариями
3 мин
7
Домашнее задание
Редактирование текста.
Индивидуальное задание: продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля.
2 мин
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности группы к занятию. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:
Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.
Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.
2.Фронтальный опрос.
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.
3. Проверка д/з:
(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)
У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.
– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
Разговорный
Научный
Официально-
деловой
Публицистический
Художественный
Цель
(зачем?)
Обмен мыслями, впечатлениями, общение
Сообщение, передача научной информации
Точная передача деловой
информации
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Сфера применения
(где?)
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги
Официальная обстановка;
деловые бумаги
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях
Художественная литература
Особен-ности
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности
Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Доклады студентов:
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.” В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столькоможет использоваться просторечное столечко,вместо слова столовая – столовка.Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научногостиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь;книжная: демонстрировать, преобладать,и специальная(термины):атом, структура, синтаксис,и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой уголи др.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях.Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;разговорная: молодчик, шумиха;термины: атмосфера, деликатничать...
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань,пророк,и виждъ, и внемли,Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли,Глаголомжги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
– Художественная литература (художественный)
4. Лексическая игра
А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.
Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
– На что вы будете обращать внимание? (показатьна схему): где и зачем используетсяданный текст. Во-первых,определите цель, затемсферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 1:
“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.
Задание для группы № 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Задание для группы № 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Задание для группы № 4:
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Задание для группы № 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.
Вопрос к другой группе:
– Вы согласны?
6. Подведение итогов.
Давайте обобщим то,о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.
Самопроверка (открывается доска со словами).
7. Домашнее задание.
Вы хорошо сегодня поработали, домавы закрепите данный материал, выполнивтворческое задание - редактирование текста.
Индивидуальное задание: продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.