Зрительные диктанты для уроков русского языка и литературы
Зрительные диктанты для уроков русского языка и литературы
Зрительные диктанты
Зачем развивать память?
Формируя навыки умственных способностей младших школьников, большое значение имеет развитие техники чтения. Часто можно наблюдать такую картину .Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3го – 4го слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов. Около полувека назад профессором И.Т.Федоренко была разработана и предложена брошюра со зрительными диктантами. К сожалению, тираж её был ограничен – всего 2000 экземпляров и поэтому она стала букинистической редкостью.
Предлагаю зрительные диктанты, составленные мною по тем же правилам. В каждом из 18 наборов, предложенных мною, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова из 8 ми букв, то последнее предложение 18го набора состоит из 47 букв т. Е. из 8ми - 9ти слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память ребёнка развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 47 букв. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Как проводить зрительные диктанты ?
Каждое из 6ти предложений по очереди, высвечивается на доске в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано). Дети молча читают, стараются запомнить и по истечении времени экспозиции (4х -8ми секунд), предложение стирается и записывается в тетрадях. Если ребёнок не запомнил, спокойно предлагаю посмотреть у соседа и написать, а в следующий раз постараться запомнить самому. Затем следует такая же работа с остальными предложениями. На 6 предложений уходит на уроке русского языка от 5ти до 8ми минут. На следующий день набор можно повторить или взять новый. В среднем на каждый набор уходит 3 дня. К следующему набору переходить только в том случае, если все дети пишут самостоятельно, не списывая друг у друга. Зрительные диктанты нужно писать ежедневно, если писать их через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Зрительные диктанты для уроков русского языка и литературы »
Зрительные диктанты
Зачем развивать память?
Формируя навыки умственных способностей младших школьников, большое значение имеет развитие техники чтения. Часто можно наблюдать такую картину .Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3го – 4го слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов. Около полувека назад профессором И.Т.Федоренко была разработана и предложена брошюра со зрительными диктантами. К сожалению, тираж её был ограничен – всего 2000 экземпляров и поэтому она стала букинистической редкостью.
Предлагаю зрительные диктанты, составленные мною по тем же правилам. В каждом из 18 наборов, предложенных мною, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова из 8 ми букв, то последнее предложение 18го набора состоит из 47 букв т. Е. из 8ми - 9ти слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память ребёнка развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 47 букв. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Как проводить зрительные диктанты ?
Каждое из 6ти предложений по очереди, высвечивается на доске в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано). Дети молча читают, стараются запомнить и по истечении времени экспозиции (4х -8ми секунд), предложение стирается и записывается в тетрадях. Если ребёнок не запомнил, спокойно предлагаю посмотреть у соседа и написать, а в следующий раз постараться запомнить самому. Затем следует такая же работа с остальными предложениями. На 6 предложений уходит на уроке русского языка от 5ти до 8ми минут. На следующий день набор можно повторить или взять новый. В среднем на каждый набор уходит 3 дня. К следующему набору переходить только в том случае, если все дети пишут самостоятельно, не списывая друг у друга. Зрительные диктанты нужно писать ежедневно, если писать их через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению.
№
Предложения
Число букв
Время
экспозиции
Набор №1
1 Тает снег 8 4
2 Жжёт мороз 9 4
3 Бегут ручьи 10 5
4 Светит месяц 11 5
5 Вулкан дышит 11 5
6 Ёлки зеленеют 12 6
Набор №2
1 Трещат морозы 12 6
2 Поют жаворонки 13 6
3 У реки росла ива 13 6
4 Это мычит корова 14 7
5 Наступила весна 14 7
6 Весне и горя мало 14 7
Набор № 3
1 Зима ещё хлопочет 15 8
2 Лошади на водопое 15 8
3 Кайрат вытер доску 16 8
4 Весело бегут ручьи 16 8
5 Я хочу полить яблоню 17 8
6 Арман хорошо учится 17 8
Набор № 4
Путники ехали лесом 17 8
По небу плывут облака 18 7
Мир велик и прекрасен 18 7
Ещё в полях белеет снег 19 7
Иней посеребрил ветки 19 7
Полыхает вечерняя заря 20 7
Набор № 5
Солнышко светит и греет 20 6
Ира решила задачу у доски 21 6
Барбос одерживал победу 21 6
Дружно жила лесная семья 21 6
Зима покрыла реки ледком 21 6
У мамы были грустные глаза 22 6
Набор № 6
Барбос был невелик ростом 22 5
Девочка подарила мне цветы 23 5
Дежурные стёрли пыль с полки 24 5
Мальчики играли в бадминтон 24 5
Астана – столица нашей Родины 24 5
В огород забрались поросята 24 5
Набор № 7
Дети посадили во дворе яблоню 25 4
Дедушка купил внучке букварь 25 4
Реки покрылись тонкими льдами 26 4
Землю согрело тёплое солнышко 26 4
Моя сестра работает в магазине 26 4
Ласково грело весеннее солнце 26 4
Набор № 8
Идёт дождик 10 5
Мы любим наш край 14 7
Береги учебные вещи 17 8
У Галины чистая тетрадь 20 10
Помогайте своим друзьям 21 10
Тюлени показались из воды 22 10
Набор № 9
Воды морей солёные на вкус 22 7
На ивах распушились вербы 22 7
Началась большая перемена 23 7
Однажды зимой мы пошли в лес 23 7
Дети ходили в лес за ягодами 23 7
Как прекрасны наши просторы 24 7
Набор № 10
Мальчики решили порыбачить 24 5
Школьники поливают деревца 24 5
Мальчики поймали много рыбы 24 5
Слышу шелест осенних листьев 25 5
Надо быть честным и правдивым 25 5
В дремучем лесу не было ни души 25 5
Набор № 11
Ветерок весело играл с травой 25 4
Поля запорошило белым снегом 25 4
Мы читали интересный рассказ 25 4
Новые дома растут очень быстро 26 4
Поля покрылись зелёным ковром 26 4
Впереди нас идёт седой человек 26 4
Набор № 12
Обезьяны любят яблоки и груши 26 4
Деревенские улочки были пусты 26 4
Бабушка с корзиной ходит по лесу 27 4
Снова послышался треск в стволе 27 4
Без собаки в тайге делать нечего 27 4
Байтерек- гордость нашей столицы 28 4
Набор № 13
Прилетели красногрудые снегири 28 4
Я всегда издалека узнаю её походку 29 4
Несколько минут прошло в молчании 29 4
Вьюга намела ночью высокие сугробы 30 4
5 Ласково греет в редком лесу солнышко 31 4
Белые медведи редко нападают на людей 32 4
Набор № 14
Лыжники быстро съезжали с крутой горы 32 4
Девочка присела около него на корточки 33 4
Галка больше воробья, она чёрного цвета 33 4
Конечно, Жулька была комнатной собачкой 34 4
Вдруг за окном послышалось чудное пение 34 4
С неба глядит на тебя яркое зимнее солнце 34 4
Набор № 15
Высоко-высоко поднимается летом солнце 34 4
Однако долгая засуха вредна для растений 35 4
Наступила осень, начались занятия в школе 35 4
Снегиря легко узнать по его красной грудке 36 4
Кончилась холодная зима и наступила весна 36 4
Послышался лёгкий треск, дерево вздрогнуло 37 4
Набор № 16
Позднее появились первые печатные станки 36 5
Сквозь волнистые туманы пробирается луна 36 5
Школьники готовятся к новому учебному году 37 5
Много работы в школьном саду поздней осенью 37 5
Азиада закончилась для нас очень хорошо! Ура! 37 5
Вся местность покрыта мягким снежным ковром 38 5
Набор № 17
1 Однажды к нам во двор забежала бешеная собака 38 5
2 Декабрьская метелица кружит по улицам Астаны 39 6
3 Бычок переставал щипать траву и кивал головой 39 6
4 Серенького бойкого воробья мы все хорошо знаем 40 6
5 Ранним утром в чаще леса резвятся три медвежонка 41 7
6 Играют волны, ветер свищет и мачта гнётся и скрипит 42 7
Набор № 18
1 По стволу дерева передвигается маленькая птичка 42 7
2 На экскурсии по Омску мы увидели много интересного 43 7
3 Осенью ребята запасли много корма для зимующих птиц 44 7
4 Спинка у птицы чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная 45 8
5 Вот об этой красоте леса рассказал нам художник кистью 46 8
6 Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут сосёночки 47 8