kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зрительные диктанты для уроков русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зрительные диктанты                             

Зачем развивать память?

Формируя навыки умственных способностей младших школьников, большое значение имеет развитие техники чтения. Часто можно наблюдать такую картину .Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3го – 4го слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов. Около полувека назад профессором И.Т.Федоренко была разработана и предложена брошюра со зрительными диктантами. К сожалению, тираж её был ограничен – всего 2000 экземпляров и поэтому она стала букинистической редкостью.

Предлагаю зрительные диктанты, составленные мною по тем же  правилам. В каждом из 18 наборов, предложенных мною, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего  2 слова из 8 ми букв, то последнее предложение 18го набора состоит из 47 букв т. Е. из 8ми - 9ти слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память ребёнка развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 47 букв. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Как проводить зрительные диктанты ?   

Каждое из 6ти предложений по очереди, высвечивается на доске  в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано). Дети молча читают, стараются запомнить и по истечении времени экспозиции (4х -8ми секунд), предложение стирается  и  записывается  в тетрадях. Если ребёнок не запомнил, спокойно предлагаю посмотреть у соседа и написать, а в следующий раз постараться запомнить самому. Затем следует такая же работа с остальными предложениями. На 6 предложений уходит на уроке русского языка от 5ти до 8ми минут. На следующий день набор можно повторить или взять новый. В среднем на каждый набор уходит 3 дня. К следующему набору переходить только в том случае, если все дети пишут самостоятельно, не списывая друг у друга. Зрительные диктанты нужно писать ежедневно, если писать их через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зрительные диктанты для уроков русского языка и литературы »

Зрительные диктанты

Зачем развивать память?

Формируя навыки умственных способностей младших школьников, большое значение имеет развитие техники чтения. Часто можно наблюдать такую картину .Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3го – 4го слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов. Около полувека назад профессором И.Т.Федоренко была разработана и предложена брошюра со зрительными диктантами. К сожалению, тираж её был ограничен – всего 2000 экземпляров и поэтому она стала букинистической редкостью.

Предлагаю зрительные диктанты, составленные мною по тем же правилам. В каждом из 18 наборов, предложенных мною, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова из 8 ми букв, то последнее предложение 18го набора состоит из 47 букв т. Е. из 8ми - 9ти слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память ребёнка развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 47 букв. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Как проводить зрительные диктанты ?

Каждое из 6ти предложений по очереди, высвечивается на доске в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано). Дети молча читают, стараются запомнить и по истечении времени экспозиции (4х -8ми секунд), предложение стирается и записывается в тетрадях. Если ребёнок не запомнил, спокойно предлагаю посмотреть у соседа и написать, а в следующий раз постараться запомнить самому. Затем следует такая же работа с остальными предложениями. На 6 предложений уходит на уроке русского языка от 5ти до 8ми минут. На следующий день набор можно повторить или взять новый. В среднем на каждый набор уходит 3 дня. К следующему набору переходить только в том случае, если все дети пишут самостоятельно, не списывая друг у друга. Зрительные диктанты нужно писать ежедневно, если писать их через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению.

Предложения

Число букв

Время

экспозиции



Набор №1

1 Тает снег 8 4

2 Жжёт мороз 9 4

3 Бегут ручьи 10 5

4 Светит месяц 11 5

5 Вулкан дышит 11 5

6 Ёлки зеленеют 12 6

Набор №2

1 Трещат морозы 12 6

2 Поют жаворонки 13 6

3 У реки росла ива 13 6

4 Это мычит корова 14 7

5 Наступила весна 14 7

6 Весне и горя мало 14 7

Набор № 3

1 Зима ещё хлопочет 15 8

2 Лошади на водопое 15 8

3 Кайрат вытер доску 16 8

4 Весело бегут ручьи 16 8

5 Я хочу полить яблоню 17 8

6 Арман хорошо учится 17 8



Набор № 4

  1. Путники ехали лесом 17 8

  2. По небу плывут облака 18 7

  3. Мир велик и прекрасен 18 7

  4. Ещё в полях белеет снег 19 7

  5. Иней посеребрил ветки 19 7

  6. Полыхает вечерняя заря 20 7

Набор № 5

  1. Солнышко светит и греет 20 6

  2. Ира решила задачу у доски 21 6

  3. Барбос одерживал победу 21 6

  4. Дружно жила лесная семья 21 6

  5. Зима покрыла реки ледком 21 6

  6. У мамы были грустные глаза 22 6

Набор № 6

  1. Барбос был невелик ростом 22 5

  2. Девочка подарила мне цветы 23 5

  3. Дежурные стёрли пыль с полки 24 5

  4. Мальчики играли в бадминтон 24 5

  5. Астана – столица нашей Родины 24 5

  6. В огород забрались поросята 24 5

Набор № 7

  1. Дети посадили во дворе яблоню 25 4

  2. Дедушка купил внучке букварь 25 4

  3. Реки покрылись тонкими льдами 26 4

  4. Землю согрело тёплое солнышко 26 4

  5. Моя сестра работает в магазине 26 4

  6. Ласково грело весеннее солнце 26 4

Набор № 8

  1. Идёт дождик 10 5

  2. Мы любим наш край 14 7

  3. Береги учебные вещи 17 8

  4. У Галины чистая тетрадь 20 10

  5. Помогайте своим друзьям 21 10

  6. Тюлени показались из воды 22 10

Набор № 9

  1. Воды морей солёные на вкус 22 7

  2. На ивах распушились вербы 22 7

  3. Началась большая перемена 23 7

  4. Однажды зимой мы пошли в лес 23 7

  5. Дети ходили в лес за ягодами 23 7

  6. Как прекрасны наши просторы 24 7

Набор № 10

  1. Мальчики решили порыбачить 24 5

  2. Школьники поливают деревца 24 5

  3. Мальчики поймали много рыбы 24 5

  4. Слышу шелест осенних листьев 25 5

  5. Надо быть честным и правдивым 25 5

  6. В дремучем лесу не было ни души 25 5

Набор № 11

  1. Ветерок весело играл с травой 25 4

  2. Поля запорошило белым снегом 25 4

  3. Мы читали интересный рассказ 25 4

  4. Новые дома растут очень быстро 26 4

  5. Поля покрылись зелёным ковром 26 4

  6. Впереди нас идёт седой человек 26 4

Набор № 12

  1. Обезьяны любят яблоки и груши 26 4

  2. Деревенские улочки были пусты 26 4

  3. Бабушка с корзиной ходит по лесу 27 4

  4. Снова послышался треск в стволе 27 4

  5. Без собаки в тайге делать нечего 27 4

  6. Байтерек- гордость нашей столицы 28 4

Набор № 13

  1. Прилетели красногрудые снегири 28 4

  2. Я всегда издалека узнаю её походку 29 4

  3. Несколько минут прошло в молчании 29 4

  4. Вьюга намела ночью высокие сугробы 30 4

  5. 5 Ласково греет в редком лесу солнышко 31 4

  6. Белые медведи редко нападают на людей 32 4

Набор № 14

  1. Лыжники быстро съезжали с крутой горы 32 4

  2. Девочка присела около него на корточки 33 4

  3. Галка больше воробья, она чёрного цвета 33 4

  4. Конечно, Жулька была комнатной собачкой 34 4

  5. Вдруг за окном послышалось чудное пение 34 4

  6. С неба глядит на тебя яркое зимнее солнце 34 4

Набор № 15

  1. Высоко-высоко поднимается летом солнце 34 4

  2. Однако долгая засуха вредна для растений 35 4

  3. Наступила осень, начались занятия в школе 35 4

  4. Снегиря легко узнать по его красной грудке 36 4

  5. Кончилась холодная зима и наступила весна 36 4

  6. Послышался лёгкий треск, дерево вздрогнуло 37 4

Набор № 16

  1. Позднее появились первые печатные станки 36 5

  2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна 36 5

  3. Школьники готовятся к новому учебному году 37 5

  4. Много работы в школьном саду поздней осенью 37 5

  5. Азиада закончилась для нас очень хорошо! Ура! 37 5

  6. Вся местность покрыта мягким снежным ковром 38 5

Набор № 17

1 Однажды к нам во двор забежала бешеная собака 38 5

2 Декабрьская метелица кружит по улицам Астаны 39 6

3 Бычок переставал щипать траву и кивал головой 39 6

4 Серенького бойкого воробья мы все хорошо знаем 40 6

5 Ранним утром в чаще леса резвятся три медвежонка 41 7

6 Играют волны, ветер свищет и мачта гнётся и скрипит 42 7

Набор № 18

1 По стволу дерева передвигается маленькая птичка 42 7

2 На экскурсии по Омску мы увидели много интересного 43 7

3 Осенью ребята запасли много корма для зимующих птиц 44 7

4 Спинка у птицы чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная 45 8

5 Вот об этой красоте леса рассказал нам художник кистью 46 8

6 Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут сосёночки 47 8
























8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Зрительные диктанты для уроков русского языка и литературы

Автор: Гордеева Людмила Витальевна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156430

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства