Просмотр содержимого документа
«Знаешь ли ты русский язык ?»
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
Цели:
Углубить знания учащихся о русском языке;
Развивать творческие способности учащихся, мышление,
сообразительность, внимательность, собранность;
Воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к родному
языку, стремление к приобретению знаний; повысить эрудицию в
области языка.
Оборудование: плакаты свысказывания о русском языке, меловое
оформление доски, раздаточный материал.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя:
Русский язык – наука интересная и увлекательная. Только тот, кто имеет
настойчивость, терпение, старательность и усердие, сможет достичь
успеха. Добро пожаловать в страну Русского языка! Итак, викторина
начинается. Кто наберёт больше баллов, тот и выиграет.
1.Вопросы Исторической станции.
1. Каково происхождение слова сочетание?
Ответ: чета – два (слав.), со – вместе.
2. Каково значение слова паркет?
Ответ: паркет - слово заимствовано в 18в. из французского языка Parquet с
исходным значением «огороженное место, помост, возвышение».
3. Каково происхождение слова предмет?
Ответ: предмет - словообразовательная калька с латинского языка - objectuт.
Слово появилось в русском литературном языке в первой трети 18 в.
4. Какова история возникновения слова богатырь?
Ответ: богатырь - древнерусское заимствование из тюркского языка.
Богатырь, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием
прилагательного богатый и слов с суффиксом -ырь.
5. Какова история происхождения слова вежливость?
Ответ: слово вежливость образовалось от слова вежливый. Это древнерусское
производное с помощью суффикса 6лив- ( совр. -лив-) от неупотребительного
сейчас вежа «знаток», производного посредством суффикса -j- отвb ти –
«знать»; diж. Первоначально - «знающий, опытный», С 16 в. употребляется
и в современном значении.
6. Когда появилось слово учтивый?
Ответ: учтивый - известно в восточно- и южнославянских языках.
Образовано с помощью суффикса –ив от несохранившегося учьтити,
являющегося производным с префиксом у- от чьтити - «почитать»,
отмечаемого в памятниках с 14 в.
7. Когда и из какого языка заимствовано слово уважать?
Ответ: уважать заимствовано в 18 в. из польского языка. Польское uwazac –
«быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать» - является
производным от uwaga - «внимание, замечание».
8. Каково происхождение названия месяца август?
Ответ: август - заимствовано из старославянского. Старославянское аугоусть,
авъгоустъ восходит к греческому augostos, которое, в свою очередь, передает
латинское augustus - «священный». Римляне дали название месяцу в честь
первого императора Октавиана Августа.
9. Из какого языка заимствовано слово абажур?
Ответ: абажур- заимствовано из французского языка во второй половине 18
в., первоначально со значением «окно, расширяющееся внутрь или наружу для
усиления света».
10. Каково историческое значение слова подражать?
Ответ: подражать - заимствовано из старославянского языка. Образовано
суффиксально - префиксальным способом от драга - «дорога». Буквально
значит «идти той же дорогой, что и кто-либо».
11. Из какого языка и когда заимствовано слово лейтенант?
Ответ: лейтенант - заимствовано в 18 в. из немецкого языка. Немецкое
Leutnant - «заместитель».
5. Вопросы Сообразительной станции.
1.Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.
Лучше всего об этом написал К. Чуковский в книге «От двух до пяти»: Стоит только приглядеться к языковому развитию детей, чтобы стало ясно, что подражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того материала, который предлагают им взрослые:
-Раз они пожарные, они должны делать пожар, а тушить пожар должны тушенники!
- Почему ручей? Надо бы ж у р чей. Ведь он не ручит, а журчит .
-Почему ты говоришь: ногти? Ногти у нас на ногах. А которые на руках - это рук т и .
-Почему белку зовут белка? Давай перезовём ее рыжкой.
-Это не синяк, а красняк.
2. Нарушают ли нормы современного русского литературного языка детские слова колесята, люденок, ползуг. лодица, тормозило?
Детские слова нарушают нормы, потому что в современном русском литературном языке эти значимые части не сочетаются (колесо, например, неодушевленное существительное, а суффикс -ята присоединяется к одушевленным существительным, называя детенышей) или же есть другие слова для выражения того же понятия (не люденок, а ребенок, не ползун, а ползунок, не лодица, а лодка, не тормозилка, а тормоз).
3.В каком слове семь букв о?
Ответ: обороноспособность.
3.Шарады:
С буквой к бери меня на покос,
А без буквы о ужалю в нос.
Ответ: коса-оса.
Второй - с бараньей головы
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
Ответ: пи -рог .
4.Что правильно? Декоративный:
1.Служащий для украшения.
2.С крапинками, пятнистый
3.Исполненный ручным трудом
5. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить
1. Из слова лён - цифру(ноль)
2 из слова лей - название дерева (ель)
З. из слова лоб - название настила (пол)
4.из слова люк - большой мешок (куль)
5.из слова ток - домашнее животное (кот)
6.из слова шёл - неправду (ложь)
7.из слова шей – просьбу (ешь)
8.из слова куб - связку, охапку чего-либо (пук)
9. из слова лёд - материал для крыши (толь)
6.Почему написание слова свидетель является исторической ошибкой?
В книге Ю. В. Откупщикова «К истокам слова» (М., 1986) рассказывается об истории русских слов, в том числе о слове свидетель: Древнерусское слово сведетель было образовано от глагола вьдьти «знать» и означало человека, который что-то з н а е т. В настоящее время мы говорим не «сведетель», а свидетель и связываем это слово не с глаголом ведать, а с видеть, вопринимая его в значении «очевидец» (тот, кто что-то в и д е л).
7.Как доказать, что правильным написанием должно было бы быть сваТьба, а не сваДьба?
Ответ: В слове свадьба отразилось на письме озвончение согласного (т] перед звонким (д]. Это исключение из правила, поскольку в родственных словах сват и сватать сохраняется буква т.
8. Можно ли назвать слово калач, судя по его написанию, «не помнящим родства»?
Можно. Ведь - калач - круглый пшеничный хлеб, а образовано это слово от забытого корня коло- - «круг». В написании отразилось аканье. У Д. Кобякова в книге «Приключения слов» приводится много слов с корнем коло-: коломазь, коловращение, колесить, колобок, колобродить, околичность, околица, околачиваться, околоток, околыш и другие. Глава так и называется «Забытое «коло» и его многочисленные потомки».
9.Загадки- складки.
1.Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется …….. ( перрон)
2.Во мне два К не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Таким, как я, всегда бывайте:
Иным же словом……..( аккуратным)
3.Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ……(хоккей)
4.На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два С,
Называется… (экспресс)
10. Можно ли в существительных неряха, соня, п.лахса, грязнуля, выскочка, невежа, невежда. Определить род и как это сделать?
11. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Позавчера, вчера ,сегодня, завтра, послезавтра.)
12. Что было завтра», а будет «вчера»? (Сегодня.)
13. Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь.)
6.Вопросы Фразеологической станции.
1.Объясни значение данных фразеологизмов
1.Дать добро - «разрешить» (из флотской сигнализации: вывесить флаг, означающий букву «добро», так как с этой буквы начинается слово да). 2.Выписывать мыслете («идти нетвердым шагом, зигзагами, то есть ломаными линиями, которые напоминают букву М).
5.От аза до ижицы («от начала до конца» ижица была самой последней буквой алфавита).
6. Ухватиться за ижицу («обращать внимание на несущественное, неважное, то, то нужно смотреть в последнюю очередь» .
2.Прочитайте примеры. Вместо точек вставьте необходимые по смыслу и строению фразеологизмы.
1. Тётя Наташа заметила, что мы оба ходим ... , и стала уговаривать маму, чтобы мы с Мишкой остались ещё пожить в деревне (Н. Носов).
2. Пора нам, тётка, делом заняться. Довольно тебе ... , хочу из тебя артистку сделать (А. Чехов).
Д л я справок : бить баклуши, как в воду опущенный.
3.В данных предложениях выделите фразеологизмы и слова, являющиеся синонимами к ним.
1. Вот ты, извини, взрослый парень, а дичь порешь (Д. Гранин.)
- Стоя у доски, Петя нервничал и допускал досадные ошибки (В. Катаев).
2. Мы это ещё в третьем классе проходили. Ты что, с луны свалился? (Н. Носов). - Гаврик настойчиво делал вид, что ничего не понимает (В. Катаев).
4. К данным фразеологизмам подберите синонимы:
Играть в бирюльки; зелёная улица; злые языки; как рыба в воде; как угорелый; не все дома, ничего не скажешь; и швец, и жнец и на дуде игрец; на один покрой; набивать оскомину.
Для справок: заниматься пустяками, путь без помех, сплетники, свободно, очень быстро, не в полном рассудке, мастер на все руки, на самом деле, на одну колодку, мозолить глаза
5. В данных стихотворениях найдите фразеологизмы и объясните их значение.
1.На площади черно от черни,
А во дворе свой этикет:
Царя окончился обед.
Бояре ждут царя к вечерне
Идёт. Все бьют ему челом.
Поклоны - хитрая наука:
Лбом об пол, чтоб побольше стука,
Но чтоб не распрощаться с лбом.
Ответ: Бить челом - почтительно просить о чём-либо; жаловаться на кого-либо.
2. Гадали разно - на бобах
И на кофейной гуще влажной.
А кто-то камень в воду - бах! –
Круги подсчитывал вслух важно.
Удача светит? Ждать беды?
Ворожея в ответ бубнила:
Мол, вилы мудрые воды
(Круги когда-то звали "вилы")
Пророчества для простаков,
Не будьте дурачками, милые!
Наобещал и был таков
Кто на воде писал вам вилами.
Ответ: Вилами на воде писано - так говорят о чем-нибудь маловероятном.
3. И по ногам - по икрам, пыткам
Гуляли злобно батоги.
Суровы на Руси порядки:
"Должник»? Звать волю не моги.
В избе приказной очень худо».
И рад бы долг отдать - откуда?
А правды не найти в ногах.
Прошли века, зовёт сосед:
«Садись! В ногах ведь правды нет».
Ответ: в ногах правды нет - значит лучше сидеть, чем стоять.
4. Что ни страна – свой конкурс мисс.
Всплеск моды все неутомим!
А родиной тому Олимп,
Где роль жюри сыграл Парис.
Он Афродиту предпочёл.
Ей приз вручил.
И очень скоро
Узнали все - что и по чём.
Такая заварилась свора!
А повод яблоко раздора.
Ответ: Яблоко раздора - то, что порождает ссору, раздор.
5.Шатен ли, с рыжей ли копной,
Что золотой горит короной,
Не этим, в главном он иной.
И белою прослыл вороной.
Куда не надо тычет нос,
Чудачества свои листая.
Он, как ворона-альбинос,
Давно чужой в родимой стае.
Ответ: Белая ворона - так говорят о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих.
6. Чурбан из осины настукать на чурки-
Рабoта - игра, даже проще, чем в жмурки
Вoт дальше лишь мастер настойчивый сможет.
Из чурок-баклуш понаделать вам ложек
. Отсюда пошло: что лентяю и клуше.
Советуют дружно, - не бейте баклуши.
Ответ: Бить баклуши - в современном значении - бездельничать, в первоначальном – делать несложное, легкое дело- разбивать полено на баклуши, то есть чурки для выделки мелких изделий.
6.Подчиняются ли одним правилам написания слов с приставкой бес- и приставкой с ?
Ответ: Нет, приставки бес- и с- подчиняются разным правилам: конечная согласная приставки бес- меняется на з перед звонкими согласными, а приставки з- в современном русском литературном языке нет.
Ответ: Бить баклуши - в современном значении - бездельничать, в первоначальном – делать несложное, легкое дело - разбивать полено на баклуши, то есть чурки для выделки мелких изделий.
6.Сколько фразеологизмов в тексте?
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
-Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать рук!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
Ответ: Фразеологизмы, то есть устойчивые сочетания слов, в тексте: с ног до головы, на короткой ноге, встать с левой ноги, со всех ног, унести ноги, ни ногой, ноги не будет; из рук вон, взять в руки, дать по рукам, рукам воли не давать, дать руку на отсечение, распускать руки; горячая голова, на свою голову, отвечать головой, голова идет кругом, голову вешать, ручаться головой, намылить голову. Итак, 20 фразеологизмов!
7. Вспомните шесть- семь фразеологизмов о языке.
Ответ: язык не поворачивается, язык заплетается, язык прилип к гортани, язык отнялся, язык проглотил, язык хорошо подвешен, язык без костей, язык чешется, язык развязался, язык распустил, черт дернул за язык, типун тебе на язык.
8.Подберите к каждому фразеологизму первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:
клевать носом - неожиданно,
как снег на голову - медленно,
вылетело из головы – дремать,
в час по чайной ложке - забыл,
повесил нос – приуныл.
.
9. Исправьте ошибки:
Скоропостижно влюбиться, потерпеть победу, все как мухи выздоравливают.