Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы. Доклад
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы. Доклад
В данной работе освещаются основные понятия по здоровьесберегающим технологиям, применяемых на уроках русского языка и литературы в средней школе. Данную статью можно использовать в качестве доклада на педагогических советах, методических объединениях, а такде элементы можно использовать в своей работе с учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы. Доклад»
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Абрамова В.В.
учитель русского языка и литературы
МБУ СОШ № 70 г.о. Тольятти
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Как сделать процесс обучения комфортным как для детей, так и для учителя? Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока? Как повысить мотивацию учеников к изучению русского языка и литературы?
Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки .Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению русского языка.
Какие же приемы должен использовать учитель на уроке, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся: положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха)
пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),
физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
• игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);
• оптимальный темп ведения урока;
• подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);
• нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;
• чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;
• нетрадиционная система опроса;
• музыкальное сопровождение;
• групповой метод обучения.
Необходимо уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении русского языка и литературы. Современный урок русского языка и литературы характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил. Увлекаясь объяснением нового грамматического материала, беседуя с детьми по теме или читая текст, необходимо всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления. Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка.