Просмотр содержимого документа
«Запоминаем - играючи»
ЗАПОМИНАЕМ – ИГРАЮЧИ
Или 43 правила из русского языка
Авторская работа учителя русского языка и литературы Шорник Н.Н.
1. Семь раз проверь
Накануне переводных, выпускных, вступительных экзаменов напомним своим ученикам о том, что проверить письменную работу – дело особой важности, и дадим несколько советов (или лишний – не лишний! – раз напомним, как и что нужно проверять). Если это диктант и времени на проверку мало, обдумываются самые ошибкоопасные места: все конструкции с союзом и и глаголы на -тся/-ться, а кроме того, слова с возможными персональными ошибками. Обычно дети знают, какие слова и конструкции им удаются хуже. Их-то и надо отыскать и лишний раз обдумать. Например, у меня была ученица, которой никак не давалось выражение в отличие от; букву и после ч она писала только в том случае, когда специально перечитывала работу, чтобы найти коварное слово. Есть довольно грамотные люди, которые пишут о вместо а перед буквой в, наверное, инстинктивно спрямляя путь от кружочка письменной буквы а наверх. Они должны знать эту свою несчастную особенность.
2. Открыл – закрой!
Пунктуационные ошибки нередко объясняются тем, что ученики с не до конца сформировавшимся навыком замечают, скажем, причастный или деепричастный оборот, ставят в его начале нужную запятую и с сознанием исполненного долга переключают внимание на что-нибудь другое, не менее важное и трудное. Таким ученикам стоит напомнить «главное правило пунктуации»: «Открыл – закрой!». Нужно внимательно перечитать все предложения, которые начаты на одной странице, а закончены на другой, – ученик, переворачивая страницу, может отвлечься и не только забыть про знак препинания, но и слово не дописать.
3. Найти и обезвредить
При работе над изложением и сочинением у пишущего появляется некоторая свобода в выборе слов и конструкций, поэтому можно отказаться от слова, в написании которого не уверен, упростить предложение, если не удается разобраться в его устройстве и расставить знаки наверняка. Зато возникает угроза речевых ошибок. С самой простой и распространенной из них – немотивированным повтором – легче побороться, если перечитать свою работу тихонько вслух, а если это невозможно (на экзамене, к сожалению, скорее всего невозможно) – хотя бы шевеля губами; повторяющаяся артикуляция позволит повтор «найти и обезвредить».
4. О пользе книги
Напомним, что во время письменного экзамена по литературе выпускникам разрешается пользоваться текстом произведения. Это значит, что можно в случае временного помрачения открыть, например, те страницы «Войны и мира», где описано Шенграбенское сражение, специально, чтобы уточнить, как пишутся слова артиллерист, адъютант, а также Багратион, Жерков, Болконский (это не шутка – даже отличники в обстановке экзамена вдруг допускают чудовищные по неожиданности ошибки). Обязательно нужно по книге проверять цитаты, даже если кажется, что помнишь их наизусть. Почему-то часто пропускаются знаки на конце стихотворных строк; об этом тоже следует сказать особо. Но бывает и так, что ученик ослабляет внимание, списывая с книги, а потом к цитате уже не возвращается. Поэтому важно не пропускать цитату во время сплошной проверки сочинения.
5. Исправленное – проверить. “Ершом”
Нередко пунктуационные ошибки возникают в местах исправлений: бывает так, что всего одно слово зачеркнуто, а предложение из сложносочиненного превратилось в простое, и запятая, минуту назад поставленная по веской причине, теперь оказывается незаконной. Многие замечали: сколько ни перечитывай то, что сам сочинил, все равно обращаешь внимание на смысл и стиль, а не на знаки и буквы. А между тем очень важно, дописав сочинение и доработав его текст, отвлечься от его содержания и сосредоточить внимание только на орфографии и пунктуации. Для этого полезна проверка «ершом», «задом наперед». Текст надо читать с конца; разумеется, не по буквам и не по словам, а по предложениям. Тогда связи между мыслями утрачиваются – и на первый план выходит каждое отдельное предложение; можно разобраться в его структуре и уточнить расстановку знаков.
6. Добавим круги и стрелы
Мне очень хотелось разнообразить орфографические задания на уроках русского языка. Арсенал мой был небогат. Ну, напишем слово несколько раз под диктовку, ну, предъявим его с пропущенными буквами и попросим восстановить. Можно задать лексическое значение нужного слова подбором синонимов или антонимов. И все.
И вот как-то раз я прочитала в журнале «Русский язык в школе» рекомендации, которым потом с удовольствием следовала. (Дело было много лет назад, и, к сожалению, я не помню автора так понравившейся мне статьи. Если читатели сообщат его имя, газета его обязательно обнародует.) Предлагалось при изучении словообразования и связанных с ним правил правописания изображать приставки графически – с помощью кружков и стрелок.
Каждый такой значок легко расшифровывается и запоминается, потому что содержит указание на пространственное значение приставки, но при этом годится для обозначения приставки в любом из других ее значений. Иными словами, значком мы обозначим приставку и в слове разбежались, и в словах раскричались и рассчитали.
С помощью таких значков можно на любом уроке очень быстро и эффективно позаниматься орфографией и словообразованием.Задание на доске может выглядеть так:
Что хорошего в такой форме задания? Во-первых, в ней есть некоторая новизна, а это всегда приятно. Во-вторых, это – ненавязчивое, но настойчивое напоминание о том, что слово состоит из морфем – значимых элементов. В-третьих, перед учениками нетрудная, но все же задачка, требующая некоторых умственных усилий и, соответственно, приносящая удовольствие, когда решена и «слово найдено». В-четвертых, здесь требуется иная степень орфографической бдительности по сравнению с диктантом, где опасность грозит буквально отовсюду, и обычным упражнением, где опасность обозначена скобками или многоточием.
Записывая слово по нашему заданию, ученик должен всегда держать в уме ограниченную, но значительную группу правил, связанных с правописанием приставок и букв на стыке приставки и корня. Разумеется, задания можно усложнять, подбирая трудные корни, предлагая записать с полученными словами словосочетания и т.п.
7. Вот бы знать наперечет!
Каждый учитель знает, какая трудная тема производные предлоги. Запоминать предлоги, пишущиеся слитно, можнот с помощью рифмовки:
Слитно пишутся предлоги:
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ, еще НАПОДОБИЕ, знаю все наперечет: ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.
Предложить такую табличку:
Эту же табличку ученики периодически воспроизводили на доске и в тетрадях.
8. Пол-Юли
Как запомнить правило правописания сложных слов с первым корнем пол-? Есть очень эффективный способ. Записывая примеры на дефисное написание таких слов, рядом с первой строчкой (скажем, пол-Парижа, пол-Европы), пишем ЗГЛ (дефис – перед заглавной буквой второго корня), рядом со второй (пол-апельсина, пол-яблока) – ГЛ (перед гласной), рядом с третьей (пол-листа) – Л.
Итак, ЗГЛ – ГЛ – Л (или даже просто ЗГЛ) – и все правило как на ладони.
«правило Юли» записывается так:
(т.е. опять наглядно представлены все случаи написания дефиса в словах с первым корнем пол-, только в другом порядке: заглавная буква, Л, гласная).
9. Бить? Не бей!
Опытный методист напоминает о том, что «глупенькое и крохотное правило»: измени слово или подбери родственное, чтобы безударный гласный оказался под ударением, – во многих случаях бесполезно, а то и вредно, если предварительно не разобраться с чередующимися гласными: «В учебниках начальных классов детям предлагается проверять ударением слова выш_вать, нал_вать, заб_вать, как будто все обязательно подберут слова шить, лить, бить и никто не попытается проверять их словами шей, бей, лей».
10. Запомним, во что бы то ни стало
И все-таки именно правописание заботит учителей русского языка больше всего. Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов. Ученики должны узнавать «опасные» слова и помнить, как именно надо их писать. С помощью смешных стишков, экскурсов в историю языка, мнемонических фраз мы, если можно так выразиться, апеллируем к сознанию наших подопечных. Но как им хочется писать, не задумываясь, автоматически – и правильно! Мы помогаем им запоминать: пишем трудные слова на доске, выделяем размером и цветом важные буквы – включаем зрительную память. А опытные учителя, и не только в начальной, но и в средней школе, не пренебрегают и слуховой памятью, скандируют по нескольку раз трудные слова сами и вместе с классом – хором. Утрированная артикуляция с выговариванием даже непроизносимых согласных тоже поможет грамотному письму. А чтобы запомнить, как пишется выражение во что бы то ни стало, к скандированию прибавим еще отбивание ритма: ; произнесем слова внятно хором, хлопая в ладоши.
11. Кто как растет
Слова сверстник и ровесник можно разучивать по-разному. Обратившись к этимологическим словарям, расскажем детям, что оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник это – существительное верста, а у слова ровесник – прилагательное ровный и существительное ровня.Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки – цель оправдывает средства.
Сверстник вырастет с версту. Рос ровесник всю весну (на всю строчку – ни одной буквы т!).
12. Уж сколько раз твердили миру...
Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник орфографических ошибок. Учительский фольклор сохранил несколько вариантов зарифмованного перечня глаголов не на -ить, относящихся ко второму спряжению (лучше избегать названия «глаголы-исключения», потому что дети в таком случае запоминают все наоборот: считают, что эти глаголы второго спряжения, но как исключения пишутся с гласными е и ю в окончаниях):
Гнать, дышать, держать, зависеть, Видеть, слышать и обидеть, А еще смотреть, вертеть, Ненавидеть и терпеть.
Иногда маленьким школьникам трудно запомнить названия падежей и принятый порядок их следования. Здесь тоже может помочь немудрящий стишок, в котором первые буквы слов – подсказка:
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.
14. Не мытьем, так катаньем
Бывает так, что ученики, изучив правило, не перестают делать ошибки, при этом горячо уверяя, что «учили». Тогда полезно перейти к «методу косвенного запоминания»: учитель как будто перестает обращать внимание на больной вопрос, однако мягко, но настойчиво включает трудные слова на давно изученное правило в текстовые примеры при освоении совсем других тем.
Предлагается при повторении фонетики использовать слова с чередованием в корнях -гор-/-гар- и -зор-/-зар-.
Вот образцы примеров и заданий.
Утром над горным озером все еще ярко огоньки-звездочки горели.
Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [о] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя. Последнее слово разберите по составу.
На западе отсверкали зарницы, а на рассвете разлилась над заливом румяная заря.
Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [а] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя.
15. Перед тем как сварить...
В русском языке много слов с затемненным составом; ошибки в них неизбежны. Таково и слово предварительно. Ученики твердо пишут в его корне букву о и на вопрос учителя «Что же, это слово родственно слову вор?» не смущаясь отвечают: «Наверное...».
Чтобы дети писали это слово правильно, нужно предварительно рассказать такую историю.
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т.д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.
Полезные мелочи
Правописание сложных существительных с первым корнем пол- можно запомнить с помощью тех самых трех букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:
1) Прописную букву; 2) о или другую гласную букву; 3) л.
16. Как запомнить 11 глаголов-исключений?
Сгруппируем глаголы. Сначала запоминаем 7 глаголов на -еть. В первую группу попадут глаголы смотреть, видеть, ненавидеть (первые два – синонимы, третий рифмуется со вторым). Во вторую – зависеть – обидеть (того, кто от меня зависит, я могу обидеть – хотя и безнравственно, но отчего-то запоминается навек). В третью – вертеть и терпеть (вертеть в руках иголку – терпеть боль).
Так же поступаем с глаголами на -ать. Они все про нас с вами: слышать (ушами), дышать (ртом), держать (что-либо в руках), гнать (этими же самыми руками). Если, называя глагол, еще при этом и показывать действие, эффект получается поразительный.
17. Что любит дирижер?
Конечно, нам хочется, чтобы наши ученики грамотно писали не только самые употребительные слова. И, разумеется, понимали их значение. Группируются трудные слова и придумываются смешные предложения. Например такое:
предпочел
Дирижер дирижабль дилижансу.
Попросим учеников предположить, чем вызвано такое предпочтение. Конечно, они могут сказать, что дирижеру нужно было добраться в труднодоступное место и поэтому он решил перемещаться по воздуху, или вообще он любил прогресс и экстравагантные поступки. Но, может быть, обратившись к Словарю иностранных слов, они обнаружат, что слова дирижер и дирижабль – родственники, оба пришли в русский язык из французского, и при этом первое образовано от глагола со значением «управлять», второе буквально означает «управляемый»; дирижабль – управляемый аэростат. А дилижанс (многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми)роднит с двумя другими словами только французское происхождение.
18. Части речи и члены предложения
Отвлечемся на время от орфографических проблем и поговорим о том, как можно объяснять некоторые грамматические понятия.
Обнаружив, что пятиклассники путают понятия «часть речи» и «член предложения», говорить примерно так: «Вот представьте себе людей в толпе. Они все – разные частички, части этой толпы, в которой мы различаем мужчин, женщин, мальчиков, девочек (как бывают части речи – мы различаем существительные, прилагательные, глаголы и проч.). Но эти же люди – члены своих семей; главные члены семьи – отец и мать, родители. Остальные – сыновья и дочки – второстепенные (хотя тоже очень важные). Вот точно так же в предложении, как в семье, есть главные члены – подлежащее и сказуемое – и второстепенные, хотя тоже очень важные – определение, дополнение, обстоятельство».
19. Этапы большого пути
Очень непростая тема – виды односоставных предложений. Может быть, потому, что в школьных учебниках она изложена недостаточно отчетливо. Может быть, если почетче представить себе этапы постижения этой темы, дело пойдет легче и веселее.
Во-первых, ученики должны научиться твердо отличать двусоставные неполные предложения от односоставных с единственным главным членом – сказуемым (с назывными предложениями обычно проблем меньше, и мы их сейчас в расчет не берем). В односоставном предложении подлежащее не пропущено – оно вообще не нужно, это такая специальная конструкция с определенным значением. В двусоставном неполном подлежащее именно пропущено, потому что и так ясно, какое оно, – из предыдущих предложений в диалоге, из других частей сложного предложения.
«Пришел, увидел, победил» – понятно без контекста? Кто такой быстрый и счастливый – я, ты, эскадрон гусар, Юлий Цезарь? Неизвестно без подлежащего, а подлежащие возможны разные. Нужно знать, о чем шла речь, или видеть ситуацию, в которой это предложение произносится. Значит, предложение двусоставное неполное. «Не пугай нас, милый друг, гроба близким новосельем!» – здесь как будто тоже неизвестно, к кому обращены пушкинские слова (из названия, а не из данного предложения узнаем – к Кривцову, а из примечаний можем почерпнуть сведения о том, кто он такой). Но – внимание! – для того, чтобы определить тип предложения, нам и не надо это знать. Важно другое: подразумевается единственное возможное подлежащее – ты, и это ясно не из контекста, а из самого предложения – из формы глагола-сказуемого. Значит, перед нами односоставное предложение.
Основные типы односоставного предложения удобнее изучать не последовательно, один за другим, а одновременно, в сравнении. И пусть ученики сразу привыкают обращать внимание на две вещи: 1) какое значение возникает у предложения из-за отсутствия подлежащего, иными словами, что можно сказать о том, кто совершает действие; 2) в какой форме стоит глагол-сказуемое.
Об определенно-личном предложении говорим (и коротко записываем): производитель действия вполне определенный – я, ты, мы или вы, это ясно из соответствующих форм сказуемого – глаголов 1-го или 2-го лица (другие формы в предложении этого типа невозможны).
Неопределенно-личное предложение употребляется, когда действие кто-то производит, но кто именно – неважно или не хочется называть: Кому-то принесли от мастера ларец; Ее пригласили на детский праздник. Обратим внимание: множественное число глагола вовсе не означает, что тех, кто нес ларец и посылал приглашение, было несколько.
В безличном предложении говорится о действии, производителя которого невозможно вообразить. Чтобы это осознать, сравним: Ветер сорвал крышу – производитель очевиден. А в предложении Ветром сорвало крышу, где ветер – лишь инструмент? Какой производитель действия в предложениях: Нездоровилось; Хочется спать; Мне было грустно? Заметим, что во всех примерах глагол-сказуемое (или связка, если сказуемое составное именное) обязательно стоит в среднем роде прошедшего времени или условного наклонения или в 3-м лице единственного числа.
Это, конечно, лишь схема изучения, дальше – разговор об обобщенно-личных предложениях, форма сказуемого у которых такая же, как у определенно-личных или неопределенно-личных предложений, а значение другое, потом конкретизация, рассмотрение отдельных случаев и упорные тренировки.
20. Форма и цвет, или Раскрасим глаголы
Очень удобно в связи с изучением этой темы повторить все о глаголе как части речи. Можно вычертить таблицу всех глагольных форм (это совсем не трудно, хотя и громоздко: по горизонтали укажем такие графы, как наклонения, в изъявительном наклонении – времена, а по вертикали – число и лицо или род). А потом раскрасим эту таблицу цветными карандашами: все формы, которые встречаются в определенно-личных предложениях (1-е и 2-е л. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.) – одним цветом, в неопределенно-личных (3-е л. мн. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; мн. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – другим, в безличных (3-е л. ед. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; ср. род ед. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – третьим. Когда все будет раскрашено, станет очень наглядно видно, что односоставные предложения «разобрали» почти все глагольные формы, ни разу не столкнувшись. Каждая глагольная форма может употребляться только в одном типе односоставных предложений (еще раз напомним, что это не относится к обобщенно-личным). Только четыре клеточки остались не закрашенными: глаголы условного наклонения и прошедшего времени в м. и ж. р. единственного числа не могут быть сказуемыми в односоставных предложениях. 21. Украл – запомним
Ученики никак не могли научиться писать без ошибок слово труженик. Но стоило только один раз произнести шутку – и ошибка навсегда исчезла. Вот эта шутка:
Мошенник у труженика одно н украл.
22. Нарядные галоши
Чтобы ученики не путали глаголы одеть и надеть, предлагается нарисовать такие картинки. Рисунки можно сопроводить надписью:
23. Еще две пары
Учителя математики часто жалуются, что дети с ошибкой пишут слово параллельный,в таком случае спрашивают учеников: – Что означает пара? – Два предмета. – Видите, само слово подсказывает, что надо писать удвоенное л. (Заметим, что в этом слове полезно увидеть еще одну пару – две безударные гласные а.)
24. Цыган, обжора и шофер
Чтобы дети лучше запомнили правописание трудных слов, вместе с учениками составить рассказики. Нужно только следить, чтобы в такой рассказик не вкралось слово на то же правило, но с другим написанием.
Вот пример на слова с ударными опосле шипящих.
Лето. Поспел крыжовник. Вокруг колхозного сада ходит сторож с трещоткой. А мимо сада как раз проходит Петя-обжора. Этот Петя-обжора так объелся крыжовником, что у него шов на брюках лопнул. И как назло сторож с трещоткой услышал шорох. «Куда бы удрать? В какую бы спрятаться чащобу?» – лихорадочно соображал Петя.
А вот предложения с безударными о в иноязычных словах.
Шофер вел по шоссе машину, а в ней сидели артисты цирка – жонглеры и жокеи. Они угостили сынишку шофера шоколадом.
Предлагать своим ученикам стихотворение, в котором есть и слова, пишущиеся по правилу, и исключения.
Цыплята весь день на циновке лежали. Цыплята цингою ужасно страдали. Цыган их на цыпочках водит в больницу. Велел им там доктор цибулей лечиться. Был доктор в халате, как в панцире жук. «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».
25. Еще несколько пар
Мы имеем забавную, лаконичную и исчерпывающе точную иллюстрацию к правилу «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
Суффиксы «задирают носики», так как пишутся с двумя н. Это бывает в четырех случаях:
если в слове есть приставки, кроме не-;
если в слове есть суффикс -ова- (-ева-);
если к нему относятся зависимые слова;
если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый.
26. Охота к перемене мест
Обычно порядок изучения тем нам диктуют программы и учебники. Но иногда здравый смысл подсказывает перестановки, которые высвобождают время для отработки практических навыков. Изучая части речи, лучше поближе к началу подвинуть словообразование, тогда на протяжении всей темы можно упражняться в написании н и нн в прилагательных и проч. Не страшно, если дети сначала узнают, как пишутся суффиксы, а уже потом поймут, что с их помощью образуются прилагательные разных разрядов.
27. Не потеряешь – не найдешь....
Считается, что не стоит жалеть время на уроке на занятные истории, смешные сценки: они помогут сделать и объяснение нового материала, и повторение изученного живым, веселым, запоминающимся. Кажущиеся потери оборачиваются если не стопроцентной грамотностью, то хотя бы хорошим настроением, а это тоже немало. Вот два примера. На первом уроке по теме «Деепричастие» вдруг по классу от окна к двери бежит ученица, которую заранее попросил об этом учитель. Вопрос классу: – Что сделала ученица? – Пробежала по классу. Появляется запись на доске: Ученица пробежала по классу. Ученица бежит еще раз, но не просто бежит, а при этом подпрыгивает. На доске появляется запись: Ученица бежит, подпрыгивая. При сравнительном разборе выясняется, что действий теперь два, одно – главное (пробежала), другое – добавочное (подпрыгивая). Класс увидел добавочное действие собственными глазами. Перед изучением однородных членов на доске открывается такая запись: Дядя Оля и Коля пошли в кино. Дети смеются: дядя носит женское имя. Оказывается, в предложении пропущена запятая. Учащиеся осознают важность правильной постановки запятой между однородными членами.
28. Раскуси-ка! При закреплении темы «Частицы, пишущиеся через черточку (дефис)» можно рассказать такую историю. По преданию как-то в разговоре с Петром I турецкий паша, враждовавший с Россией, достал из кармана горсть маку и хвастливо заявил, что имеет под своим началом столько воинских частей, сколько зернышек на его ладони. В ответ Петр тоже порылся в кармане и извлек всего-навсего одно зернышко перца. – Наше войско невелико, а попробуй раскуси-ка, – сказал Петр. Ответ Петра обычно вызывает сочувственный смех. От души посмеявшись, учащиеся продолжают работу с повышенным интересом и энергией, в частности, отыскивают в ответе Петра частицу, пишущуюся через черточку. Небольшая затрата времени на такое отступление окупилась... 29. В уголке и тем же цветом
Как удобнее работать с карточками для фронтальной проверки. Чтобы никто из учеников не поднимал карточку перевернутой, «кверху ногами», нужно буквы, помещенные на лицевой стороне, написать в уголке и тем же цветом на обратной стороне. Фронтальная проверка с помощью карточек будет более эффективной, если дети привыкнут поднимать их моментально, а не после того, как посмотрели, что сделали соседи. Поэтому команда к коллективному действию должна быть резкой, энергичной, звонкой (но, конечно, не грубой и не вызывающей испуга). Можно обойтись без слов, а, например, стукнуть металлической спицей по графину или хлопнуть в ладоши.
30. Искусство побеждать
Ученики ошибаются в написании слова искусство. Тем, кто уже хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, она советует при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.
1. Рисуем домик и кораблик
Вот как выглядит тема «Буквы о–ё после шипящих» на таблице
Удивительной находкой кажется мне этот домик из суффикса и окончания и с буквой о вместо окошка. И смелый ход – неправильное слово плывОт – должен помочь детям правильно писать глагольные окончания.
– и другие слова, в это четверостишие не вошедшие: чокаться, мажор и т.д. – это в первой колонке. Во второй – приведены суффиксы глагола (евыва), причастия (енн), отглагольных слов (ен, енк, евк) с примерами. В третьей колонке есть редкие суффиксы существительных (отк, об, онк – трещОтка, чащОба, распашОнка) и список слов с суффиксом ер: ухажер, стажер, дирижер, монтажер, ретушер, тренажер, массажер. Есть в таблице и противопоставление – слова ожЕг и ожОг.
Не станем придираться к тому, что слово чащоба проникло в первую колонку, – главная цель, безусловно, достигнута. Но мне кажется, что все эти необходимые подробности можно предъявить на следующем этапе, отдельно или в дополнение, когда дети успеют насладиться убедительной лаконичностью первоначальной картинки.
31. Огласите весь список, пожалуйста!
Нужно изучать не правила правописания, а само правописание: не годится разучивать формулировку правила и ограничиваться двумя-тремя примерами. Учитель и ученики должны знать, какое количество слов подпадает под изучаемое правило, и работать со всеми этими словами (или во всяком случае с большинством).
32. В палисаднике цветы – в галерее галки
Серия забавных предложений, помогающих детям запомнить словарные слова.
По моей вине винегрет в вине. Галки галдели на галерее. Опали цветы в палисаднике. Капитан и матрос – с парохода «Кама».
33. Жили-были...
А вот сказка, которая поможет осознать, как происходит переход причастий в прилагательные.
Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу причастия. Не было у них ни хлеба, ни крова. И решили причастия проситься на постоянное жительство к прилагательным. Пришли к избушке, постучали и слышат: – Кто там? – Это мы, причастия. – Что вам нужно? – спрашивают прилагательные. Причастия отвечают: – Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами. – Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного происхождения. – Но ведь мы сродни вам, – уговаривают причастия, – и относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам... Недаром ученики нас с вами путают. – Тесно у нас в избушке, вам и не поместиться, – сомневаются прилагательные. А потом придумали: – Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно н из суффикса, тогда, наверное, всем место найдется. Причастия посоветовались – и отбросили приставку и одно н из суффикса. И с тех пор живут они в избушке и зовутся отглагольными прилагательными.
34. Ну и пусть ненаучно
Шуточные предложения, помогающие усвоить правописание непроверяемых гласных. Например, такие:
Костя в костюме, а Павлик – в пальто. Кот, который жил в корзине, съел котлету из котла. Жак в жакете нюхает жасмин.
35. Учим списывать
Считается - списывание одним из эффективных приемов обучения орфографии в 5–7-х классах. Начинать нужно с 15–20 строчек печатного текста ежедневно, а через две-три недели можно довести объем до 25–30 строчек. Такая работа вместе с проверкой занимает 30–45 минут. Очень важно убедить учеников, что списывать надо не по слову, а целыми словосочетаниями, а еще лучше – предложениями, если они не слишком велики. Чем дольше удерживается в памяти зрительный образ слова, тем лучше будет результат. Важный этап – взаимопроверка. Проверяя по тексту работу товарища, ученик развивает свою собственную орфографическую зоркость и память. А потом – самооценка или взаимооценка. Нормы достаточно строгие: за одну ошибку, описку, даже за одно исправление оценка снижается до четырех баллов, каждая новая ошибка или описка влечет потерю еще одного балла. Это принципиальная строгость: ошибок при списывании быть не должно! Когда такой результат достигнут, резко сокращается количество ошибок и при любом другом виде работы.
36. Открыть – закрыть – проговорить
5–7 слов, выбранных для запоминания, учитель заранее записывает на доске. А потом читает их, четко проговаривая каждый звук. Дети же не списывают их и не пишут под диктовку – им дается другое задание: в течение одной минуты запомнить эти слова. Таким образом, ученики получают установку на запоминание. Порядок действий им предлагается такой:
внимательно посмотреть на слова и постараться их запомнить;
проговорить вслух негромко по одному слову по слогам, потом закрыть глаза, чтобы представить слово написанным, а затем снова открыть глаза и проверить себя;
молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;
проговорить слова по слогам соседу по парте.
37. Курочка Ряба
Трудно ученики усваивали виды глагола. Помогла известная сказка “Курочка Ряба”. Помните, как снесла курочка яичко, не простое – золотое? Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Обсуждаем поведение участников этой загадочной истории. Выясняем, что старания деда и бабы к результату не привели, яичко не разбилось, желаемое действие не совершилось – глагол бить – бил – била – несовершенного вида. А мышка разбила яичко, действие совершилось, закончилось. Вывод ясен...»
38. Прислана претензия...
Есть четверостишия, декламируя которые, ученики пополняют свой словарный запас и запоминают, как следует произносить отдельные слова. Приводим одно четверостиший, помогающих следовать орфоэпической норме и твердо произносить согласные в заимствованных словах.
Прислана претензия [тэ]: Не цветет гортензия [тэ]. Штраф назначили злодею: Он похитил орхидею [дэ].
39. Почти стихи
Предложения – почти стихи. У тех, кто разучит эти почти стихи, безусловно, уменьшится количество ошибок в тетрадях.
У священника племянник был мошенник и карманник, украл полтинник и два гривенника.
Бешеный путаник ворвался в гостиную и украл у труженика-мученика-повара вкусный вареник.
Вариант:
Бешеный путаник рвется в гостиную, думает, там труженик-мученик-повар слепил вкусный вареник
40. Самая истинная истина
Кто из учителей не наблюдал с состраданием и раздражением, как его ученики запутываются в н и нн и в собственных рассуждениях, когда пишут прилагательные истинный, старинный и т.п.!
В восьмом классе во время очередной работы над ошибками мы прояснили ситуацию следующим образом. Записали под диктовку предложение Мы гордимся своей истиной – самой истинной истиной в мире, а рядом обозначили: истина – С. (существительное).
Вспомнили, что суффикс -ин- есть не только у прилагательных, но и у отвлеченных существительных (и что суффиксы -ин- в словах глубина и голубиный – омонимы) и когда от существительных с основой на -ин, а также -ан, -он и т.д. образуются прилагательные, то в слове оказывается нн. А потом восьмиклассники стали наперебой придумывать свои предложения, соблюдая те же условия. Получилось, например, такое: Достаточно ли длинна длина этой веревки? Твоя картина чересчур картинна. Эти туманы уж слишком туманны. Занятие оказалось и веселым, и эффективным.
41. Палка, палка и кружок...
Рядом с домиком, состоящим из квадратика (окончания) и крыши – суффикса, рисуется шалаш с трубой и так напоминается, что подобное правило существует и для наречий, только у них окончания не бывает.
42. Ищу – определяю – подставляю
Что лучше – требовать, чтобы ученики запоминали, в каких падежах каких склонений существительных пишется е или и, или научить их практическим приемам, позволяющим писать окончания без ошибок, например, вспоминая подходящие проверочные слова? Наверное, и точная теория нужна, но и практические приемы не повредят, а помогут. Вот какой табличкой, напоминающей о порядке действий, пользуются ученики.
Окончания существительных
43. Веселые помидори
Еще одна таблица со ступеньками, на этот раз – помогающая пятиклассникам запомнить, когда после ц пишется и, а когда – ы. Мы знаем, что звуковой облик слова не изменится, если слово написать с ошибкой (собственно, отсюда и ошибки), но, чтобы правило запоминалось лучше, включаются в табличку не только трудные огурци, но и помидори, которые веселят детей и очевидно требуют немедленного исправления.