kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

За страницами школьных учебников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе учитель делится своими размышлениями о той ситуации, которая сложилась в современной школе. Образование-это услуга, которую мы оказываем детям и родителям? Высказываются мысли не только о том, что должны учить дети, но и как их нужно учить, какую помощь учитель может оказать на этапе становления личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«За страницами школьных учебников »

За страницами школьных учебников

Размышления по поводу…



Какой бы момент жизни мы не рассматривали, всегда несколько точек зрения. Всё зависит от того, кто хочет получить ответ, для кого это мы делаем, кто это исполняет и зачем всё это.

Кажется, что всё элементарно просто. Сажаем цветы. Для кого? Для себя. Тогда хочу фиалки и ромашки. Почему? Нравится. Поменяем вопросы, но ситуация та же. Сажаем цветы. Для кого? Для лучшего друга. Тогда посадим розы. Объясните? Друг когда-то прочитал «Маленького принца», и с тех пор ему нравятся нежные, капризные, но гордые розы.

Продолжаем дальше. Современная школа России. Один вопрос: для чего она? Для государства – воспитать достойных граждан ; для нерадивых родителей - можно на полдня « сбагрить» ребёнка, и ещё мечта о круглосуточной школе; для любящих родителей - помочь развить умную и воспитанную личность; для плохого педагога - это только место, где он получает зарплату; для педагога от Бога это тоже место работы, но здесь он каждый день несёт ответственность за будущее страны. Для детей школа так и остаётся школой .Они играют, познают, учатся, проигрывают и побеждают. Проходит время, и они говорят: это я знаю, это умею, это мне нравится. Когда это происходит незаметно, не назидательно, это и есть искусство современной школы. Но как тяжело владеть учителю таким искусством.

Столяр сделал стул. Сел, проверил : прочный. Кто сядет, тот не упадёт. Неудобно? Но не всю жизнь вы будете сидеть на этом стуле. Ничего, сойдёт. Программу минимум он выполнил.

Учитель зашёл в класс, у него тоже задача на уроке: «формировать социально зрелую личность, которая способна к самореализации в современном информационном обществе». То есть, тот столяр, видимо, должен стул сделать не только прочным, но и удобным. И чтобы ему было стыдно производить некачественную мебель. Конечно, не математик будет учить делать стулья, но он тоже обязан убедить ребёнка в том, что «достойному гражданину России» нельзя работать спустя рукава, и при этом « не подавляя личность в человеке» дать возможность будущему столяру « созидать, творить, мыслить ,чувствовать»( прим. Всё, что в кавычках, это цитаты из официальных образовательных документов).

Мальчишки подрались прямо на уроке. Слово за слово - и вот вам кулачный бой. Пока учитель объяснял, что драться нельзя, так как наша «современная школа - это школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта, школа успешной социализации личности» ,выяснилось, что один из них получил по заслугам: некорректно отозвался о девочке.

Теория - это одно, а вот практика - это и есть проверка жизнеспособности теории. Стандарты образования должны решить проблемы, но как же тогда индивидуальный подход к ребёнку со справкой VII вида в классе, где 25-30 человек? Закрыты коррекционные классы. Не нам судить , почему. Но думаю, повышая нам зарплату, сэкономили на детях и добавили головную боль учителю. Как помочь такому ребёнку сдать экзамены под видеокамерами? Как проверить комиссии работу, чтобы пройти выпускнику порог успешности?

И не говорите, что сейчас дети другие. Такие же. Одни учатся с удовольствием, способные от природы, с врождённой повышенной мотивацией, а другие-« другие». Если у мамы во время беременности была гипоксия плода, ни один педагог, ни один врач не поможет ребёнку учиться на «отлично». Усталость, отсутствие внимания, плохая память - это результат не плохой работы учителя, а состояние ученика, это его физические данные. Вот почему часто мы не можем подвести будущего гражданина России к стандартам, так как его «способности к восприятию и умственная обработка информации» не «стандартиризуется», не приближается к установленному статусу.

Обижает, когда образование называют услугой .Получается, что педагоги- продавцы ( только не пойму : продовольственных или промышленных товаров?) Если чтение - пища для мозгов, значит продовольственных. Если результатом обучения является аттестат, значит промышленных. Кто тогда покупатели? Дети? Извините, у них нет ещё денег. Тогда родители. При покупке уместны торги. Наверное, поэтому часто родители требуют, что его чадо достоин пятёрки по предмету, то есть требуют платы выше. Представьте покупателя, который убеждает продавца продать помидоры не по 100 рублей, а по 150. Смешно. Вот почему педагоги не принимают словосочетание «услуга в школе». Не вписывается оно в рыночные отношения. Потребитель и будущий гражданин России..?

Можно много писать о том, что за страницами законов, указов, стандартов существует своя жизнь, которая должна им подчиняться, но в то же время это противоречит другим нормам. Трудно школе выполнить «заказ» государства .Не может школа воспитать культурного человека, когда с экранов телевидения звучит нецензурная речь. Не получается убедить девочку, что она обаятельная потому, что нежная, скромная. Девочка пытается убедить учителя в обратном. И за образец приводит в пример красавицу актрису из сериала «Универ», депутата Госдумы, говорящую слово «пипец» в каждом предложении, и все прекрасно понимают, что обозначает это слово на самом деле.

Учитель должен знать, для какого общества готовит он граждан .Поэтому государство должно определиться, кто ему нужен. И пока государство будет пополнять свой бюджет за счёт матов и убийств с телеэкранов, педагог никогда не представит обществу ребёнка как «социально зрелую личность».

Кодекс чести, поведения созданы этикой. Правила придуманы жизнью. Правила, например, русского языка установлены наукой. Но всегда были и будут исключения. Знаем, что в корне после Ц надо писать И , но в словах цыган, цыплёнок…пишем Ы. Исключение из правила.

Ребёнок не хочет учиться. Психологи советуют: надо говорить, беседовать, объяснять, наказывать. А другие родители не стали уговаривать, послали работать. Подействовало. В 10-ый…не вернулся, а со временем стал лучшим в городе кровельщиком. Пошло не по стандарту, а эффект потрясающий. Не надо бояться уходить за пределы «установленного». Там интереснее, познавательнее. Опять же, мы говорим о положительном. Ведь уйти за границы «устава» -это и убить, и предать. Нет, сейчас не об этом. Уйти туда, где больше поймём, узнаем, научимся. За пределы символической книги «Жизнь» ,за пределы обычного школьного учебника.

Почему бы не поиграть на уроке русского языка в «Лото»? Обычные карточки, только вместо цифр слова с пропущенной проверяемой гласной:

Л…СНОЙ

В…ЗДУШНЫЙ

ПОД…КОННИК и т.д по шесть слов на каждой карточке. Ведущий достаёт карточку размером меньше, чтобы накрыть угаданное слово.

-Лиса.

-Нет, не подходит.

-Окно.

-Дальше.

-Окна.

И тогда счастливчик выкрикивает:

-Подоконник, проверочное слово-ОКНА.

Дети, играя, учатся. Поощряйте оценками и за знания, и за удачу. Ведь мало знать правило, надо чтобы повезло, и вся карточка была закрыта.

Чтобы не стало скучно разбирать по составу слова, можно записать поморфемно слова-отгадки.

Я приставка в слове перегиб (пере)

Я в корне у глагола пробегать (бег)

Найди меня, я союз, поставь меня в новом слове морфемой : не хорошо, а плохо ( а).

Прикажет мама - буду есть. Поставь всё слово в окончание. ( ешь )

Получилось: ПЕРЕБЕГАЕШЬ.

Поиграйте на уроке и узнайте, кто самый смекалистый. Поломайте голову над анаграммами. Переставьте буквы или звуки определяемого слова и в результате получится новое слово. Заманчиво.

ПОЛКОВНИК-КЛОПОВНИК

ВНИМАНИЕ-ВЕНИАМИН

АПЕЛЬСИН-СПАНИЕЛЬ

СОРАТНИЦА-СТАЦИОНАР

Можно усложнить и попробовать поиграть с рифмой. Дети сами придумают хотя бы двустишья.

Зелёный, он на дереве висит,

Захочешь, он под деревом стоит. ( листок- столик )

Вот с головы он упадёт,

А теперь предмету значение даёт. ( волос- слово)

Уйти со страниц учебника – это значит заинтересоваться. И в каком бы современном мире мы не жили, какие бы реформы нам не предлагали, человек всегда пытается уйти от простого и видимого к неизведанному .Но поверьте, в учительстве есть одно великое постоянство :не дать потерять людям свой облик, не позволить злу, ненависти победить милосердие. У врачей «кодом професси» является клятва Гиппократа, пусть у учителей такой клятвой будет притча Мудреца.

Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача как Учителя .Мудрец сказал:

-Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собрались провести время у Бессмертной горы. Ранним утром они отправились в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались до пригорка. Решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Овощи мудрец специально посолил щедро, поэтому спустя какое – то время ученикам захотелось пить. Но воды у них не было. Тогда они поднялись на пригорок и стали осматривать местность в поисках пресного источника. Ничего они не нашли и вернулись к Учителю. Тот им сказал:

-Источник, который вы ищете ,за холмом.

Ученики радостно поспешили, нашли источник и , утолив жажду, вернулись к учителю, принеся для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.

-Учитель, но почему вы не дали нам сразу воды?

-Я выполнил свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду ,которая заставила вас заняться поиском, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний .Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас. А взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом.

-Значит, главная ваша задача, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?

-Нет,- сказал Хинг Ши,- главная задача учителя – воспитать в человеке человечность и доброту. И принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока выполняю верно.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
За страницами школьных учебников

Автор: Реброва Наталья Александровна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 196015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Квест-игра "За страницами школьных учебников""
    ["seo_title"] => string(46) "kvest_igra_za_stranitsami_shkolnykh_uchebnikov"
    ["file_id"] => string(6) "531066"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1575899590"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа по внеурочной деятельности «За страницами школьного учебника»"
    ["seo_title"] => string(72) "programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_za_stranitsami_shkolnogo_uchebnika"
    ["file_id"] => string(6) "559720"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1602439568"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проектная работа по теме "Продли учебнику жизнь" "
    ["seo_title"] => string(52) "proiektnaia-rabota-po-tiemie-prodli-uchiebniku-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "205103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429796968"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "УРОК  ПО  ИСТОРИИ  РОССИИ  ДЛЯ  9  КЛАССА. ИСТОРИЧЕСКИЙ  МАРАФОН  «РОССИЯ  В  1900 – 1916  гг.» "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-po-istorii-rossii-dlia-9-klassa-istorichieskii-marafon-rossiia-v-1900-1916-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "199169"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428518781"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Факультатив по развитию речи «За страницами школьного учебника» для учащихся 5 класса с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(131) "fakul-tativ-po-razvitiiu-riechi-za-stranitsami-shkol-nogho-uchiebnika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "152712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420898238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства