kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультатив по развитию речи «За страницами школьного учебника» для учащихся 5 класса с казахским языком обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это факультативный урок для пятого класса. Тема очень обширная.

бьмлщг.сотыщащшку.дкрро.ь овпйцЗХ.ТМЬД.ОАЩУЗЩ.АЛОАШ.МТМЛОР.ЛЛФЦЦА.ТЬТ.ЛЛСТЫЛ.АОММТА,ЛТЛ??ВЬТНО.ЛМЬИСО.СЬС.СЛТОЛ.ОССФЫЬ.ЫСБЬМТ?РЫТЛМТЛМ?ЫЫ.ЬС ЫВЬ.МЬСТМО.МЬТЫВТ.ТААО.ЛЙЗУЙ.АЬТМО.ТЫОАЦ.ТВДДЙ.

snjshb.cksfejrh.cnwhjs.scsnj.vsdn.lkjgerhgn.cmwhg.ljfvjsndc.oiyj.cmdhfWF.LJGJEAEN.KJ.EJJER.JJF.OEJIGKMC.DLKWG.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по развитию речи «За страницами школьного учебника» для учащихся 5 класса с казахским языком обучения »

Факультатив по развитию речи «За страницами школьного учебника» для учащихся 5 класса с казахским языком обучения



Тема: «Азбука» Льва Николаевича Толстого – детям ( занятие №28).
Цели: 1. Познакомить детей с историей создания «Азбуки» Льва Толстого 2.Формировать устойчивый интерес к чтению, историческую память вырабатывать навыки грамотного человека, развивать интерес к прошлому русского народа; умение вчитываться в содержание произведения, анализировать его; развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать интерес к литературному наследию, чувство товарищества и коллективизма.

Оборудование. Презентация со слайдами : «Азбука» Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни» , портрет Л. Н. Толстого, фотографии с видами Ясной Поляны, репродукции картин Б. М. Кустодиев. «Школа в Московской Руси», Н. П. Богданов – Бельский «У порога школы» , «Устный счёт. В народной школе» С. А. Рачинского, выставка книг Л.Толстого для детей

Ход занятия
1. Организационный момент. 
2. Постановка темы .

Учитель. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о необыкновенном человеке и талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и взрослые и дети. Он создатель «Азбуки», а как зовут его, узнаете, если расшифруете задание. Расставьте цифры в порядке возрастания (буквы на обратной стороне карточки).
1 2 3 4 5 6 7 Т О Л С Т О Й
Да, это Лев Николаевич Толстой ( презентация 1 й слад фотография)
Учитель. Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910).( слайд 2, 3, 4,5,) 
150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли польза, если не посечь озорного да ленивого. Но скоро все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты попа, дьячка  Учитель показывает репродукцию картины Б. М. Кустодиева (1878 – 1927) «Школа в московской Руси» (1912).( слайд 6 )
В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.
В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. 
. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной, тёмной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.
На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, бегал наперегонки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санках с гор
. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 г. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука». . Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др. 

Работа в группах . Каждая группа готовит произведения одного жанра, выполняет задания


 Первая группа:  Дети читают рассказы «Спала кошка на крыше», «Таня знала буквы», «У Груши не было куклы». Задание: Чему обучали эти короткие рассказы?

(Новая азбука» учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк. «Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы.)


 Вторая группа:   Ученики читают басни «Муравей и голубка», «Старый дед и внучек».Задание: Определить мораль басен
(Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятной детям, живой и конкретной. Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.)

Учитель: Значительное место в учебных книгах Льва Николаевича Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:
«В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, чашечка была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая».
Учитель. В сказке «Три медведя» писатель изобразил русскую девочку – храбрую, любопытную и шаловливую.
3 группа Задание: Инсценировка сказки «Лиса и тетерев».

4 группа Задание: Прочитать рассказ «Лев и собачка» Составить вопросы по рассказу для учащихся

Прослушивание ответов работы в группах

Обобщение по теме:
- С произведениями какой книги Льва Николаевича Толстого мы познакомились? (С «Азбукой»).
- Для чего писатель создал эту книгу? (Чтобы по ней учились читать дети).
- Кого и где Толстой обучал? (Крестьянских детей в своей усадьбе «Ясная поляна»).
- Чем его школа отличалась от других школ того времени? (Детей там не били).
- Произведения, каких жанров встречаются в «Азбуке»?
(Рассказы, басни, сказки, пословицы)
 Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.
1. Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок,
По лавкам скок-скок –
И сел в уголок.
(Веник).

Без ног, без рук.
Рубашки просит.
(Подушка).

На дворе горой, 
А в избе водой.
(Снег).

Скручен, связан,
По избе пляшет.
(Веник).

Один льёт, 
Другой пьёт,
Третий растёт.
(Дождь, земля, трава).

Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, произведения Л.Н. Толстого печатаются на многих языках. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колесникова Любовь Махметовна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152712


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства