kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультатив по развитию речи «За страницами школьного учебника» для учащихся 5 класса с казахским языком обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это факультативный урок для пятого класса. Тема очень обширная.

бьмлщг.сотыщащшку.дкрро.ь овпйцЗХ.ТМЬД.ОАЩУЗЩ.АЛОАШ.МТМЛОР.ЛЛФЦЦА.ТЬТ.ЛЛСТЫЛ.АОММТА,ЛТЛ??ВЬТНО.ЛМЬИСО.СЬС.СЛТОЛ.ОССФЫЬ.ЫСБЬМТ?РЫТЛМТЛМ?ЫЫ.ЬС ЫВЬ.МЬСТМО.МЬТЫВТ.ТААО.ЛЙЗУЙ.АЬТМО.ТЫОАЦ.ТВДДЙ.

snjshb.cksfejrh.cnwhjs.scsnj.vsdn.lkjgerhgn.cmwhg.ljfvjsndc.oiyj.cmdhfWF.LJGJEAEN.KJ.EJJER.JJF.OEJIGKMC.DLKWG.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по развитию речи «За страницами школьного учебника» для учащихся 5 класса с казахским языком обучения »

Факультатив по развитию речи «За страницами школьного учебника» для учащихся 5 класса с казахским языком обучения



Тема: «Азбука» Льва Николаевича Толстого – детям ( занятие №28).
Цели: 1. Познакомить детей с историей создания «Азбуки» Льва Толстого 2.Формировать устойчивый интерес к чтению, историческую память вырабатывать навыки грамотного человека, развивать интерес к прошлому русского народа; умение вчитываться в содержание произведения, анализировать его; развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать интерес к литературному наследию, чувство товарищества и коллективизма.

Оборудование. Презентация со слайдами : «Азбука» Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни» , портрет Л. Н. Толстого, фотографии с видами Ясной Поляны, репродукции картин Б. М. Кустодиев. «Школа в Московской Руси», Н. П. Богданов – Бельский «У порога школы» , «Устный счёт. В народной школе» С. А. Рачинского, выставка книг Л.Толстого для детей

Ход занятия
1. Организационный момент. 
2. Постановка темы .

Учитель. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о необыкновенном человеке и талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и взрослые и дети. Он создатель «Азбуки», а как зовут его, узнаете, если расшифруете задание. Расставьте цифры в порядке возрастания (буквы на обратной стороне карточки).
1 2 3 4 5 6 7 Т О Л С Т О Й
Да, это Лев Николаевич Толстой ( презентация 1 й слад фотография)
Учитель. Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910).( слайд 2, 3, 4,5,) 
150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли польза, если не посечь озорного да ленивого. Но скоро все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты попа, дьячка  Учитель показывает репродукцию картины Б. М. Кустодиева (1878 – 1927) «Школа в московской Руси» (1912).( слайд 6 )
В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.
В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. 
. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной, тёмной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.
На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, бегал наперегонки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санках с гор
. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 г. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука». . Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др. 

Работа в группах . Каждая группа готовит произведения одного жанра, выполняет задания


 Первая группа:  Дети читают рассказы «Спала кошка на крыше», «Таня знала буквы», «У Груши не было куклы». Задание: Чему обучали эти короткие рассказы?

(Новая азбука» учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк. «Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы.)


 Вторая группа:   Ученики читают басни «Муравей и голубка», «Старый дед и внучек».Задание: Определить мораль басен
(Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятной детям, живой и конкретной. Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.)

Учитель: Значительное место в учебных книгах Льва Николаевича Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:
«В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, чашечка была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая».
Учитель. В сказке «Три медведя» писатель изобразил русскую девочку – храбрую, любопытную и шаловливую.
3 группа Задание: Инсценировка сказки «Лиса и тетерев».

4 группа Задание: Прочитать рассказ «Лев и собачка» Составить вопросы по рассказу для учащихся

Прослушивание ответов работы в группах

Обобщение по теме:
- С произведениями какой книги Льва Николаевича Толстого мы познакомились? (С «Азбукой»).
- Для чего писатель создал эту книгу? (Чтобы по ней учились читать дети).
- Кого и где Толстой обучал? (Крестьянских детей в своей усадьбе «Ясная поляна»).
- Чем его школа отличалась от других школ того времени? (Детей там не били).
- Произведения, каких жанров встречаются в «Азбуке»?
(Рассказы, басни, сказки, пословицы)
 Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.
1. Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок,
По лавкам скок-скок –
И сел в уголок.
(Веник).

Без ног, без рук.
Рубашки просит.
(Подушка).

На дворе горой, 
А в избе водой.
(Снег).

Скручен, связан,
По избе пляшет.
(Веник).

Один льёт, 
Другой пьёт,
Третий растёт.
(Дождь, земля, трава).

Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, произведения Л.Н. Толстого печатаются на многих языках. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колесникова Любовь Махметовна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152712


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства