Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень важно, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.
Одаренных людей, называемых "золотым фондом" общества, в массовой школе немного. Но если признать, что задача общества заключается в том, чтобы рассмотреть и развивать способности всех и каждого его представителя, а задача семьи состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть, разглядеть способности ребенка, обеспечить их развитие, создав все необходимые для этого условия, то школа обязана поддержать ребенка, развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление "Работа с одаренными детьми"»
Система работы с одаренными детьми учителя – предметника
(из опыта работы)
Подготовила Ермакова Роза Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сятра – Хочехматская СОШ»
Чебоксарского района ЧР
Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень важно, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.
Одаренных людей, называемых "золотым фондом" общества, в массовой школе немного. Но если признать, что задача общества заключается в том, чтобы рассмотреть и развивать способности всех и каждого его представителя, а задача семьи состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть, разглядеть способности ребенка, обеспечить их развитие, создав все необходимые для этого условия, то школа обязана поддержать ребенка, развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В моей профессиональной деятельности мне повезло, потому что я работаю с высокомотивированными, творчески одаренными коллегами и учащимися.
Я преподаю русский язык и литературу. Если говорить об одаренности в этой области, то такие дети сразу заметны при проведении уроков, интегрированных и элективных занятий своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов. В работах таких детей обязательно есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по предмету.
Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, … когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», - писал В.А. Сухомлинский.
Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная моя задача состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением. Основное направление в моей работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать... увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…себя!
Мотивируя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я убедилась, что она не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников – до подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и поступлению в высшие и специальные учебные заведения.
В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности я в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогических исследований выделила несколько главных направлений работы с одаренными детьми. В учебной деятельности: обеспечение стойкой высокой мотивации через нетрадиционные уроки, использование инновационных технологий, через вовлечение учащихся в работу над творческими заданиями, проектами, презентациями и т.п.
Во внеклассной работе: мотивирование ребят к участию в конкурсах и олимпиадах, конференциях разного уровня, в неделях русского языка и литературы, фестивалях знаний, интеллектуальных рингах, факультативных занятиях и элективных курсах по предмету, в научно-исследовательской работе.
Особые дети требуют от меня, как учителя, больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одаренными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки: подбор заданий; анализ их содержания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к олимпиадным заданиям; оценивание задач в зависимости от степени сложности и оригинальности; подготовка школьников в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по предмету; непосредственно организация и проведение олимпиады; психологический настрой школьников на победу в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Но мне такая дополнительная нагрузка в радость, потому что я творю и развиваюсь вместе с детьми.
В моей педагогической практике часто случается, что инициаторами поиска, осмысления и решения, к примеру, научно-исследовательской проблемы становятся сами учащиеся, которые увидели задачу или противоречие, и для них очень актуально найти реальную помощь и совет со стороны учителя или научного руководителя для их реализации. На мой взгляд, в исследовательской работе, которую я веду уже несколько лет, все-таки главное - увлечь ребенка какой-то идеей, показать ему, что он может пополнить знания, полученные на уроке, собственным научным трудом, развить в нем желание читать, искать, находить и вместе с ним радоваться первым маленьким шагам в науку.
К сожалению, яркие детские таланты встречаются довольно редко, в классах таких детей не так много, поэтому все учителя ориентируются на них, вопрос состоит в том, как поделить этих детей. Безусловно, что здесь без психологической поддержки не обойдешься.
Еще одна трудность учителя в том, что порой есть способности, но нет желания самого ученика или он не мотивирован на участие в олимпиадном движении, вот почему учителям и администрации необходимо продумать систему поощрений, мотивации таких учеников, это может быть и хорошая оценка, и публикация в СМИ, и премия (хоть разовая) администрации, и стенд «Лучшие ученики школы».
Также моя работа заключается в тщательно продуманном маршруте к успеху учащихся: отбор конкурсов и олимпиад, организация проведения дистанционных олимпиад, консультации по проектам, консультационные занятия исследовательского общества, организация команд для участия в выездных конкурсах, статистическая обработка результативности участия.
Именно системная работа ориентирует на углубленное знание предмета, на успешное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях и приносит ожидаемые результаты.
В своей работе стараюсь добиться того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а если сам проложил тропу, она вовек не забудется. Напоминаю детям, что «Талант - это 1 % способностей и 99% труда».
К сожалению, работа с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы осуществляется на чистом энтузиазме учителя, хотя требует при этом огромных моральных и материальных затрат. Думаю, что если бы учителя-энтузиаста поддержали специальной и методической литературой, программами, наглядностью, оплатой внеурочной деятельности, то и результаты развития всех видов детской одарённости были бы гораздо выше, не только в специализированных образовательных учреждениях, но и в условиях самой обычной общеобразовательной школы.