Выступление по теме "Здоровьесбережение в образовательном процессе".
Выступление по теме "Здоровьесбережение в образовательном процессе".
Проблема сохранения здоровья крайне актуальна на современном этапе. Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учеников на период обучения,но и в том,чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни. На формирование культуры здоровья должны быть направлены усилия школы и семьи. Культура здоровья должна воспитываться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Здоровьесбережение в образовательном процессе". »
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы. Педагоги принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Достигается оно через учет особенностей класса ; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Всё это приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений.
На своих уроках стараюсь не допускать перегрузки учеников ,определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараюсь предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость.
При планировании урока включаю зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов. Видами релаксации могут быть различного рода движения, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров:1)разрядка для снятия напряжения глаз;2)разрядка с использованием различного вида движения;3) эмоциональная разрядка (поговорки, пословицы, шутливые истории, притчи, загадки т.д.). Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
В своей деятельности использую педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов; технологии уровневой дифференциации обучения. Один из способов работы по данной технологии-групповая работа. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Применяю различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся.
Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. На уроках русского языка использую в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни; предлагаю творческие задания, связанные с режимом дня, здоровыми привычками. Нестандартные уроки русского языка и литературы (семинары, путешествия, исследования, дискуссии) создают благоприятный климат работы в классе ,повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика ,и учителя.
Соблюдаю следующие здоровьесберегающие условия:
-выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики, функциональности кабинета, режим питья);
-снятие гиподинамии и статичности ( смена позы за столом, соблюдение правильной осанки, расслабление кистей рук).
В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты.
Работа по здоровьесбережению продолжается и после уроков. В план классных мероприятий включены классные часы, беседы, способствующие формированию мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек. Школьники участвуют в спортивных праздниках, Днях здоровья. С родителями моих обучающихся также ведётся планомерная работа в данном направлении.
В заключение хочется привести слова Ж.-Ж.Руссо : «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его здоровым».
Приложение 11 ( копия свидетельства о публикации по проблеме).